ХроникаСмена власти в СирииОбновлено в 20:23

ОАО Госгарант раздаст бизнесу сотни миллиардов рублей

Минэкономразвития и "Внешэкономбанк" хотят создать Федеральный гарантийный фонд, который будет раздавать госгарантии среднему бизнесу. Минфин считает, что бюджет такого не вынесет, а контролировать проекты фонда будет невозможно

ОАО Госгарант раздаст бизнесу сотни миллиардов рублей
Фото: Reuters

Москва. 4 октября. FINMARKET.RU - Став президентом в третий раз, Владимир Путин одним из первых указов велел чиновникам обратить внимание не только на крупный, но и на средний бизнес.

Обдумав его задание, Минэкономразвития и Внешэкономбанк предложили создать специальный Федеральный гарантийный фонд - акционерное общество для выдачи госгарантий по кредитам небольшим и не очень приыльным проектам. А представители средего бизнеса считают, что государство просто обязано покрыть риски, которое само же и создает.

Минфин не согласен. Чиновники ведомства не хотят утонуть в десятках тысяч бизнес-планов, которые им придется проверять, если государство станет гарантировать все кредиты по проектам дороже 100 млн рублей.

Дождь из гарантий

В Минэкономразвития никаких препятствий для расширения использования гарантий государства в экономике не увидели. Замглавы ведомства Олег Савельев написал в правительство (с письмом ознакомился "Финмаркет"), что нужно снизить требования к стоимости проектов и либерализовать условия получения гарантий.

Сейчас длинные кредитные ресурсы институтов развития или госгарантии по коммерческим кредитам можно получить только под очень крупные или очень маленькие проекты. Для большого бизнес - не менее 1 и 5 млрд рублей соответственно, для малого бизнеса - до 100 млн рублей. Для среднего бизнеса государственного инструмента нет.

Минэкономразвития решило исправить ситуацию так:

  • Необходимо дополнить правила отбора проектов для предоставления госгарантий, проектами стоимостью от 100 млн до 1 млрд руб. (сейчас - более 5 млрд руб.).
  • Доля собственных средств компаний в инвестициях должна быть более 30%;
  • Инвестиционная фаза - не более трех лет;
  • Гарантия обеспечивает до 50% от стоимости проекта и может распространяться на сумму кредита и процентов по нему;
  • Срок кредитования - от 4 до 15 лет.
  • Отбор проектов передается региональным властям и специализированному Федеральному гарантийному фонду (ФГФ).

"Дочка" ВЭБ поможет среднему бизнесу

Такой фонд в середине июля предложили создать ВЭБ и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса города Москвы. Идея была подробно изложена в концепции работы ФГФ ("Финмаркета" с ней также ознакомился). ВЭБ предлагал дать среднему бизнесу еще более значительные преференции, например, увеличив размер гарантии до 75% стоимости проекта.

По-сути, сейчас средний бизнес вынужден финансировать проекты, рассчитанные на пять и более лет, за счет очень дорогих коротких кредитов.

Выход - в создании и капитализации "отдельной организации (например, в форме дочернего общества "Внешэкономбанка"), которая будет предоставлять госгарантии от своего имени", говорится в концепции. Как вариант, правительство через ФГФ сможет давать контргарантии по обязательствам региональных гарантийных фондов.

За счет распределения ответственности с банками-партнерами, которые соберут заявки на кредиты и госгарантии, "рыночная оценка кредитных рисков снижается и постепенно совпадает с фактическим риском дефолта заемщика, что приводит к существенному снижению процентных ставок по кредитам": до средней для крупных заемщиков - 9,2% годовых, обещают авторы концепции.

Критерии отбора проектов:

  • Полная стоимость 100-2000 млн руб.;
  • не менее 70% - капитальные затраты;
  • не менее 15% - оплачиваетсяся заемщиком за счет собственных средств;
  • гарантии ФГФ - не более чем на 75% стоимости проекта (для приоритетных направлений - не более 85%).

ФГФ получит три источника финансирования.

  • Услуги фонда не будут бесплатными. За предоставление гарантий будет взиматься плата в размере 1,75% годовых; за контргарантии региональным гарантийным фондам - 1,25% годовых. Вознаграждение выплачивается заемщиком единовременно за весь период гарантии. Эти средства пойдут на выплаты в пределах расчетной вероятности риска.
  • Доходы от инвестирования свободных активов на фондовом рынке;
  • Уставной капитал, как резерв катастрофических убытков, возможных при сильном ухудшении экономической ситуации, например, при падении ВВП на 15% и более.

В случае наступления гарантийного случая, требования к ФГФ могут быть предъявлены только после взыскания всей возможной задолженности с заемщика.

ФГФ лучше создавать в форме ОАО, чтобы он мог участвовать в торгах на фондовой бирже и получить ограниченную банковскую лицензию. Это не только поставит его под надзор Центробанка, но и позволит не платить НДС с суммы полученых вознаграждений по гарантиям за гарантиям.

Работа ФГФ должна быть основана на принципах безубыточности.

  • Но на первых порах основным источником капитализации станут средства Фонда национального благосостояния. Ориентировочно - 10-15 млрд руб.
  • Затем на докапитализацию ФГФ ВЭБ готов направлять до 10% своей прибыли.
  • После стабилизации работы фонда к его финансированию должны подключаться крупнейшие коммерческие банки - "Сбербанк" и ВТБ, как считают в ВЭБе.
  • В случае успеха фонда, его акционерами смогут стать зарубежные институты развития, инвестфонды и страховые компании.

Ненадлежащие заемщики

Из концепции ВЭБа следует, что в фокусе внимания федерального гарантийного фонда должны быть порядка 2000 компаний среднего бизнеса (из 25 000, имеющихся в России по данным Росстата), у которых темпы продаж растут более чем на 25% в год. Речь идет о неторговом и несырьевом секторе. Их потребность в долгосрочном кредитовании оценивается ВЭБом в 115 млрд рублей в год для достижения за пять лет докризисного уровня инвестиций и в 160-170 млрд рублей в год - для выхода средних предприятий по обеспеченности основными фондами на уровень крупных предприятий.

Ежегодный объем предоставляемых гарантий должен составлять 17-40 млрд руб. на срок до семи лет по 40-200 заявкам, в зависимости от того, пойдет ли правительство на предоставление контргарантий из федерального бюджета региональным гарантийным фондам или нет.

Проблема с такими компаниям заключается в том, что назвать эти компании хорошими заемщиками не поворачивается язык. По большинству показателей предприятия среднего бизнеса, особенно, производственного, не могут рассчитывать на получение крупного и долгосрочного кредита.

  • Рентабельность продаж у них в среднем всего 6,1% (выше всего у работающих с недвижимостью - 16,9%, и в сельском хозяйстве - 13,6%; а в электроэнергетике - 2,6%)
  • Коэффициент текущей ликвидности находится на уровне 118, при кредитоспособном уровне в 200.
  • Коэффициент автономии - на уровне 20-25, при необходимых 50.
  • Покрытие внешних обязательств собственным капиталом менее 20%, что требует дополнительного обеспечения кредитного риска.

Помогая таким предприятиям своими гарантиями, государство берет на себя слишком большие риски. К тому же зная, что, раздав гарантии в кризис, оно пока не вернуло себе потраченных денег.

ВЭБ не так давно проверил получателей антикризисных госгарантий: 91% проанализированных принципалов (заемщиков) по состоянию на 1 июля прошлого года испытывали нехватку собственных оборотных средств. При этом многие из них уже успели снова залезть в короткие, а потому дорогие кредиты.

Минфин платить за средний бизнес не собирается

На страже интересов казны как всегда встал Минфин. Денег и институтов для поддержки среднего бизнеса уже достаточно, считают в ведомстве, это написано в отзыве замглавы Минфина Сергея Шаталова (с ним ознакомился "Финмаркет") на концепцию ВЭБа по созданию фонда.

  • В 2012 году госгарантии предоставляются на сумму до 157,4 млрд руб. и $1 млрд., а в 2013 - до 102 млрд руб. и $1 млрд. Ими вполне может воспользоваться средний бизнес. Например, их уже получило ОАО "Магистраль" на строительство стекольного завода в Дагестане.

Предлагаемое Минэкономразвития снижение нижнего порога стоимости инвестпроекта до 100 млн руб. может потребовать выдачи до 1500 гарантий в год, нужен отбор проектов, но это "несопоставимо с реальными возможностями" Минфина.

Для поддержки среднего бизнеса Минфин рекомендует развивать потенциал специально созданного для этого института развития - "МСП банка", дочерней структуры ВЭБа. Максимум на что готов пойти Минфин, это на предоставление госгарантий по заимствованиям самого "МСП банка" для дальнейшего кредитования среднего бизнеса. Но даже создание такого механизма, отмечает Шаталов, потребует внесения поправок в проект бюджета на 2013-2015 годы, уже поступивший в минувшую пятницу в Госдуму.

Сергей Крюков, председатель правления "МСП Банка"

"Уровень просроченной задолженности средних предприятий мы оцениваем в интервале 5-7%, что заметно выше, чем по остальным корпоративным кредитам без учета МСП - 3,5%, по данным ЦБ. Как правило, субъектам малого и среднего бизнеса предлагаются краткосрочные кредиты. Например, лишь около 20% кредитов МСП выдается на срок более трех лет. Эффективная ставка для МСП, по оценке рейтингового агентства Moody's, составляет 17%. По нашим оценкам, средний срок по кредитам для средних компаний выше на 1-1,5 года, а ставка - ниже на 1,5-3 процентных пункта.

В процентной ставке по кредитам в среднем порядка 2-3 п.п. годовых приходится на плату за риск. При предоставлении поручительств региональных фондов, мы полагаем, за счет уменьшения риск-составляющей ставка может снизиться не меньше чем на 1-1,5 п.п. годовых. Но самое главное, некоторые проекты просто могут получить финансирование, чего не случилось бы без предоставления поручительства. Сроки также чувствительны к наличию подобного обеспечения, но в меньшей степени.

В настоящее время некоторые гарантийные фонды самостоятельно проверяют все критерии (то есть ведут работу параллельно с банками). Другие предпочитают строить более тесные и открытые отношения с банками, предоставляя возможность последним вести основной объем работы по отбору клиентов. Мы полагаем, что будущее за вторым вариантом. Наши партнеры принимают главные риски по кредиту, их задача правильно оценить проект. Но проверять они должны, конечно, по согласованным с фондами критериям".

Евгений Гавриленков, главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог"

"Для того, чтобы сделать более низкими ставки для среднего и не только среднего бизнеса, во-первых, нужно снизить инфляцию. Одно без другого невозможно. Если инфляция будет скакать от 3% до 8%, механизм гарантирования категорически не будет работать.

России нужно серьезно заняться тем, чтобы добиться устойчивого уровня инфляции в 2-3%. Это автоматически будет означать снижение минимальных ставок и больше возможностей для экономического роста. При желании такой уровень инфляции можно обеспечить буквально завтра. Более проблемная страна Украина решила эту задачу.

Только после этого можно обсуждать идеи помощи кому-либо. При высокой инфляции льготных кредитов просит не только средний и малый бизнес, но и экспортеры, сельхозпроизводители и все остальные. Когда начинается точечная помощь по всему фронту, все начинает разваливаться, и опять же сказывается на инфляции.

Средства Фонда национального балгосостояния в любом случае не должны вкладываться в такие проекты. С ними надо работать менее рискованными инструментами. Для резервного же фонда надо привлекать другие ресурсы, например, выпускать облигации".

Владислав Корочкин, вице-президент "Опоры России"

"Идея ФГФ хороша, но многое будет зависеть от того, как она будет реализовываться. Пока система региональных гарантийных фондов (РГФ) во многом неэффективна. Деньги, выделяемые на эти цели из федерального центра, рассматриваются главами регионов и муниципальных образований как их личный ресурс. Отсюда и все проблемы с эффективностью.

С регионльных фондах вопрос о снижении ставок не стоит. Реально региональные банки предоставляли кредиты по рыночной стоимости.

Но если ранее был ноль, то появление любой новой возможности - это плюс".

Александр Осипов, вице-президент, председатель экспертного совета "Деловой России"

"Это была в том числе и наша инициатива. Мы неоднократно говорили, что не хватает такого института в экономике. Средний бизнес оказался фактически без мер поддержки. А на нем наиболее негативно сказываются все свойства нашей экономики и госрегулирования. Пока у нас не сложилась конкурентоспособная инвестиционная среда государство должно покрыть риски, которые оно же и порождает, своей гарантией.

Уровень ставок по кредитам зависит не столько от наличия или отсутствия госгарантии, сколько от политики ЦБ. Он определяет нормативы резервирования, ставку рефинансирования и источники ресурсов в экономике.

Ошибочно устанавливать, что гарантии смогут получить всего около 40 проектов в год. Это крайне необходимо нашей экономике. Чем больше будет таких проектов, тем больше эффект. Искусственные ограничения не нужны".

Новости по теме

Хроники событий
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии101 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне9 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5558 материалов
Инфляция в РоссииИнфляция в России30 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2057 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });