ХроникаПандемия коронавирусаОбновлено в 18:45Заразились
на 18.01
В России 10 865 512+31 252В мире 330 892 651+2 815 766

Создание мегарегулятора объяснили реформой

Банк России и чиновники доложили Открытому правительству о преимуществах нового мегарегулятора финансового рынка

Создание мегарегулятора объяснили реформой
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 7 ноября. FINMARKET.RU - "Открытое правительство" - совещательный орган, состоящий из экспертов - заслушало уже решенный обычным правительством вопрос - создание единого мегарегулятора всего финансового рынка. Проще всего, и главное, дешевле, сделать это на базе Центрального банка. Министры и сотрудники ЦБ объяснили, зачем понадобилась такая реорганизация.

Игорь Шувалов, первый вице-премьер

"Задачи создать какой-то единый мегарегулятор финансового рынка у нас нет.

Прошлогоднее объединение страхового и финансового надзора было плодом компромисса. Но новый глава ФСФР Дмитрий Панкин сразу стал поднимать вопрос, что эта структура так работать не будет. Нужно другое материально-техническое обеспечение, другие кадры.

Тут подоспела пенсионная реформа, которая обнажила болячку – отсутствие у нас развитого финансового рынка. У нас его просто нет. Поэтому и никаких длинных денег не было. Нам сказали: разберитесь сначала с финансовым рынком, а потом приходите к нам за пенсионными накоплениями.

Ставилась задача с имеющимися ресурсами и в короткое время (в текущий политический цикл до 2018 года) создать цивилизованные правила сохранен капиталов людей и компаний.

Все международные эксперты оценивают Центральный банк как наиболее удачный институт. Это еще раз подтвердил кризис: реакция Центрального банка и Минфина были несопоставимы с ФСФР. При нынешних бюджетных ограничениях мы не сможем обеспечить финансовые вливания в одну службу. Все остальные – и правоохранительные органы и оборона тоже потребуют.

В наших условиях разделение нормотворческих, регуляторных и надзорных функций не работает. Принимать управленческие решения и проводить их в жизнь в таких условиях невозможно. Это доказал наш опыт административной реформы 2004 года, сторонником которой был в том числе и я.

Крайне важно определиться, какие полномочия будут после предстоящей смены у нового руководителя Центрального банка (контракт председателя ЦБ Сергея Игнатьева истекает в июне 2013 года – "Финмаркет").

Мое представление, что достаточно два года для отладки новой системы регулирования финансовых рынков. Было бы замечательно, если бы мегарегулятор заработал с 1 января 2016 года".

Алексей Моисеев, замминистра финансов

"Главный риск - ничего не делать. Риск потери наших финансовых рынков. У нас их и так фактически нет. Осталась мелочь, которая не ушла в Лондон.

Нет культуры инвестирования в небанковские финансовые инструменты. Поэтому и нет длинных денег. После создание системы страхования вкладов у нас выросли депозиты в банках на 10 трлн руб., а в накопительном страховании жизни – даже сократились.

Причина в том, что под руководством Центрального банка создана индустрия, которой население доверяет.

Созданием агентства по финансовым рынкам при Центробанке проблемы бюрократических барьеров, координации в принятии решений, увеличения финансирования не решить. Хуже того, размывается ответственность: вроде как ЦБ, но решение принимает не ЦБ. Это более масштабный конфликт интересов, чем сейчас. Нужно полное слияние".

Дмитрий Панкин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР)

"Координация, взаимодействие и применение единых подходов к регулированию всех сегментов финансовых рынков - все это надо.

Но центральный аргумент за создание мегарегулятора на базе Центрального банка – вопросы материально-технического обеспечения, численности персонала, вопросы индивидуальных контрактов с ценными специалистами, автоматизации надзора решать легче.

Наши 1200 сотрудников завалены рутинной работой. Часть отчетности до сих пор собирается в бумажном виде. Деньги на информационные технологии были потрачены - эффекта нет. Есть всего 5-6 человек которые могут писать нормативные акты.

Количество поднадзорных организаций:

  • 978 действующих банков,
  • 9000 микрофинансовых организаций, инвестфондов,
  • 206 000 АО, которые регистрируют у нас проспект эмиссии.
  • Выдано за год 609 лицензий (у ЦБ – 20).
  • У нас 5000 требований по устранению нарушений; 500 у Центробанка. 5000 штрафов у нас, 300 - у ЦБ. ФСФР - это конвейер по производству административных действий.

Как все эти решения проводить через центральный аппарат ЦБ, у меня представления нет. Может возникнуть организационный коллапс.

Особенно опасно, если за этим ЦБ не углядит за каким-то из своих подопечных.

Ряд функций ФСФР качественно отличаются от того, чем сейчас занимается ЦБ. Например, выявление манипулированием рынка, инсайд, регистрация микрофинансовых организаций, депозитарии.

Оптимальный вариант – агентство при Центральном банке, который утверждает смету и руководство. Говорить о более глубокой интеграции можно будет года через три-четыре только после революционного изменения законодательной базы, качественного повышения уровня информатизации, укрепления кадрового состава".

Сергей Швецов, заместитель председателя Центрального банка

"Пассивный регулятор стал тормозом для изменения бизнес-парадигмы российского финансового рынка.

Регулятор должен быть один. В последние десятилетия финансовый рынок сильно изменился: потерял грани между своими сегментами и географически стал един. 2008 год показал, что проблемы на маленьком американском рынке ипотечных облигаций вылился в глобальный кризис, потерялось доверие, перестали работать рынки государственных ценных бумаг Центральной и Западной Европы.

Финансовая стабильность требует наличия единой базы данных об открытых позициях и действиях всех участников рынка.

Мы не можем позволить себе медленные изменения. У ЦБ есть большой бюджет, который мы можем перераспределять для решения возникающих проблем. Если ФСФР будет отдельным подразделением, экономического эффекта от этого скорее всего не будет: все равно сохранится двойное регулирование, двойная отчетность.

Риски для ЦБ от присоединения ФСФР:

  • У нас сложный 2013-2014 годы, когда мы завершаем переход к инфляционному таргетированию. Стержнем этой системы является доверие населения к действиям ЦБ. В случае каких-то сбоев, присоединение ФСФР будет компрометировать Центральный банк. Но такой риск все равно есть, так как мы регулируем банковскую деятельность.
  • Второй риск – конфликт интересов. Мы владеем инфраструктурой российского рынка. Но у нас есть согласованный с правительством план выхода из состава участников ММВБ. В ближайшее время мы можем выйти из ее руководства. Снижать уровень участия ЦБ будет и в руководстве Сбербанка.

Объединение возможно осуществить в течение полугода. Для этого в структуре ЦБ создается пятый дивизион, в точности повторяющий структуру ФСФР. В итоге юридическая служба, инспектирование, хозяйственные службы, бухгалтерский департамент будут едиными.

Создается комитет финансового надзора, который по аналогии с комитетом банковского надзора вершит свое правосудие. Нормативные акты будет принимать единый совет директоров и серьезные решения в области регулирования.

За Минфином должна остаться законотворческая деятельность, принятие различных стратегий. Кроме того, при нем сейчас создается комитет финансовой стабильности, который будет координировать действия государства и Банка России в области предотвращения кризисных ситуаций".

 
Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'byuef', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });