ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 07:55

Авиакризис: почему не летают самолеты

Тысячи пассажиров, купивших билеты на рейсы членов-партнеров альянса AiRUnion, все еще ждут своих рейсов в аэропортах

Авиакризис: почему не летают самолеты
Фото: Reuters

Москва. 21 августа. INTERFAX.RU – В альянсе AiRUnion, в который входят авиакомпании "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр"), "Омскавиа", "Сибавиатранс" и "Самара", вот уже который день наблюдается серьезный кризис. Как сообщается, у альянса накопилась большая задолженность перед поставщиками топлива, вследствие чего принадлежащие ему самолеты элементарно не могут подняться в воздух из-за пустых баков.

По этом причине в среду, 20 августа, вышеназванные авиакомпании не выполнили из московского аэропорта "Домодедово" ни одного рейса. Исключением оказался рейс в Санкт-Петербург, который все же состоялся - и то лишь благодаря поддержке авиакомпании "Сибирь". Полная остановка вылетов альянса стала беспрецедентным случаем в новейшей истории авиационной отрасли страны.

В пресс-службе "Домодедово" подтвердили тот факт, что по вине альянса было задержано большое количество рейсов. Собеседник "Интерфакса" отметил, что, несмотря на кризис в AiRUnion, аэропорт работает в обычном режиме. "Ситуация в "Домодедово" нормальная, спокойная", - заявил он.

В самом альянсе AiRUnion "Интерфаксу" сообщили, что из-за сложившейся ситуации в аэропорту остаются около 2,5 тысяч пассажиров, при этом большинству из них даже не были предоставлены гостиницы, что объясняется тем, что в них нет мест. Когда ситуация разрешится – затрудняются ответить и представители "Домодедово", и сотрудники AiRUnion. Пока же альянс фиксирует обращения от пассажиров, которые выразили желание обменять свои билеты на рейсы других авиакомпаний.

Примерно такая же ситуация сложилась и в базовом аэропорту "КрасЭйра" – в Красноярске. Из-за задолженности перед заправщиком накануне не смогли вовремя вылететь несколько различных рейсов авиакомпании, которая первой ощутила на себе надвигающийся кризис. Еще в начале августа "Сибирь Авиа Сервис", заправщик аэропорта Красноярска, отказался обслуживать воздушные суда компании из-за наличествующего долга в 200 млн рублей. Тогда альянс частично выплатил задолженность, благодаря чему обслуживание не было прекращено. Однако во вторник и в среду, 19 и 20 августа, ситуация повторилась, и в этот раз избежать кризиса уже не удалось. Аэропорт переполнен людьми, ждущими вылета своего самолета - у кого-то срывается командировка, кто-то теряет дни отпуска…

Что касается AiRUnion, компания не стала отрицать свою вину. Как сообщается, альянс разослал официальное заявление, в котором принес извинения пассажирам за вынужденные задержки. "Резкий рост топливных цен, произошедший в начале лета, когда большинство перевозок было уже продано на весь сезон, привел к образованию долга у всех авиаперевозчиков. Доходов от продажи авиаперевозок теперь не хватает на покрытие значительно возросших затрат", - отмечается в заявлении.

Кроме того, альянс частично объясняет сложившуюся ситуацию затянувшимся процессом передачи государственных пакетов акций членов AiRUnion в госкорпорацию "Ростехнологии". "В настоящее время идет процесс передачи акций, находящихся в государственной собственности, в госкорпорацию "Ростехнологии". Контрагенты компаний до сих пор не получили точной позиции госкорпорации относительно погашения кредиторской задолженности и были вынуждены прибегнуть к крайним мерам", - отмечается в сообщении.

В своем заявлении AiRUnion также обвиняет поставщиков топлива и услуг в нецивилизованном подходе к решению проблемы с задолженностью. "Лишая авиакомпанию возможности выполнить свои обязательства перед пассажирами, проблема возврата долга не решается, а напротив, усугубляется. При этом пассажиры становятся заложниками нецивилизованного конфликта", - отмечается в документе.

К счастью, в четверг, 21 августа, ситуацию частично удалось разрешить. Альянс отправил практически все задержанные рейсы из Красноярска – кроме трех, которые также покинут аэропорт в ближайшее время. "Утром у нас были задержки, однако сейчас все самолеты разлетаются, сейчас на земле осталось три воздушных судна, но и они скоро вылетят, как только будут заправлены. Возможно, в течение дня сегодня также будут возникать задержки, но, скорее всего, они будут незначительны", - сообщила "Интерфаксу" начальник пресс-службы авиакомпании Людмила Ганжурова.

Меньше повезло аэропорту "Домодедово" - по последней информации, авиакомпании проштрафившегося альянса все еще не приступили к выполнению своих рейсов. Правда, по словам представителя AirUnion, скоро самолеты начнут уже взлетать. "Все самолеты готовы к вылетам, проведено их техническое обслуживание. Как только мы договоримся об их заправке, мы сразу же будем готовы отправлять пассажиров", - рассказала руководитель пресс-службы альянса Юлия Багрышева. Кроме того, она сообщила, что в компании надеются на скорое разрешение проблем с топливом, после чего самолеты будут взлетать каждые полчаса.

Тем временем, уставшие ждать вылета своего рейса пассажиры начали покупать билеты других авиакомпаний – в частности, компании "Сибирь", большинство внутренних полетов которой пересекается с рейсами членов AiRUnion. Как сообщается, неудавшиеся пассажиры альянса уже приобрели около 500 билетов альтернативного перевозчика. "Пассажиры подходят на наши стойки и за свой счет покупают билеты. Большинство наших внутренних рейсов выполняется со стопроцентной загрузкой", - рассказал журналистам представитель компании.

Сложившаяся ситуация может выйти альянсу боком - накануне Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) грозилось лишить "КрасЭйр" свидетельства эксплуатанта, если задержка рейсов авиакомпании вновь повторится. "Мы создали комиссию по расследованию и выяснению причин задержек рейсов "КрасЭйр". Завтра, 21 августа, авиакомпании будет выдано предписание, в котором указывается, что в случае повторения задержек компания будет лишена свидетельства эксплуатанта", - рассказал тогда "Интерфаксу" глава ведомства Евгений Бачурин. При этом он, правда, не пояснил, касается ли это предупреждение других компаний альянса.

Как стало известно позднее, руководство альянса AiRUnion все-таки достигло договоренности с поставщиком топлива о заправке части рейсов компаний альянса. Как сообщает "Интерфакс", в "Домодедово" компании, которые входят в альянс, заправляет "ЛУКОЙЛ-Аэро". "Переговоры с поставщиками топлива продолжаются, однако в настоящий момент достигнута договоренность о заправке части рейсов. В первую очередь будут отправлены международные рейсы компаний", - сообщила руководитель пресс-службы альянса Юлия Багрышева, которая добавила, что речь идет о чартерных рейсах в Ираклион, Анталию, Хургаду, регулярных - в Петропавловск-Камчатский, Красноярск, Благовещенск, Анадырь.

Но без последствий все же не обошлось: как стало известно, Росавиация ввела ограничения на зимнюю программу полетов AiRUnion, сообщил глава Росавиации Евгений Бачурин на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса". По его словам, ведомство приняло меры, направленные на ограничение продаже авиабилетов альянса. "Если их (полеты - ИФ) не смогут выполнить авиакомпании альянса, их выполнят другие авиакомпании", - сказал Е.Бачурин, напомнив, что "Трансаэро" уже содействовало снятию напряженной ситуации с неоплатой заправок, выделив альянсу 600 тыс. тонн авиатоплива.

Тем временем проблемы - правда, несколько другого характера - начались и у авиакомпании "Сибирь". Из самарского аэропорта "Курумоч" в Москву уже более трех часов не могут вылететь пассажиры. Как сообщили агентству "Интерфакс в пресс-службе авиакомпании, задержка рейса произошла из-за замены самолета, который должен был вылететь из аэропорта "Домодедово" в Самару. "При осмотре самолета перед вылетом была обнаружена небольшая техническая неисправность. Поэтому мы приняли решение заменить борт на аналогичный по типу, и в 11:00 мск он вылетел в Самару. Скоро он должен прибыть в аэропорт "Курумоч", - сказал собеседник агентства.

В то же время, как сообщил агентству один из пассажиров, вылет должен был состояться примерно в 11:00 местного времени (10:00 по мск), но до сих пор все пассажиры рейса находятся в аэропорту. "Мы находимся в зале аэровокзала. С одиннадцати утра каждые полчаса время вылета нашего рейса переносят. Причину задержки рейса представители авиакомпании нам не объясняют", - рассказал пассажир.

Согласно данным электронного табло аэропорта "Курумоч", время отправки рейса "Самара-Москва" - 11:15 местного времени (10.15 мск). Сейчас планируемое время вылета этого рейса - 14:30. По последним данным на электронном табло, на рейс №34 началась регистрация пассажиров.

Мария Христианова

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });