ХроникаСмена власти в СирииОбновлено в 20:37

Инфляция отнимает у людей счастье

Ученые исследовали, как связаны доходы, стоимость товаров и услуг и удовлетворенность жизнью, и пришли к выводу, что высокий номинальный доход - не единственное и не главное, что нужно для счастья

Инфляция отнимает у людей счастье
Фото: ИТАР-ТАСС

Бонн. 22 апреля. FINMARKET.RU - Не в деньгах счастье, утверждает пословица, но экономисты, говоря о нем, чаще всего упоминают именно доходы - исследования счастья и удовлеторенности жизнью почти всегда связаны с уровнем ВВП на душу населения.

Томас Декерс и его коллеги из Университета Бона уверены, что это ошибка, счастья приносит не номинальный доход, а реальный - набор товаров и услуг, которые можно купить на заработанные деньги.

  • В качестве примера Декерс и его коллеги взяли Германию: в этой стране доступны данные по динамике цен по 393 округам - это, как правило, один или несколько городов и окружающие их поселки, самая мелкая единица территориального деления Германии, для которой можно собрать подробную информацию о ценах.
  • В исследовании использованы данные за 2004-2009 годы. В индекс цен входят цены на аренду недвижимости, на электричество или машины, а также, например, на услуги дантистов, билеты в кино, стоимость изучения иностранных языков и другие.
  • В целом, различие в индексах цен в разных округах может доходить до 37%. Самые дешевые и самые дорогие округа могут находиться в одной земле.
  • Данные об индексах цен были сопоставлены данными опроса об уровне удовлетворенностью жизни, который провели в рамках German Socio-Economic Panel. Каждый год в нем участвуют 22 тысячи человек и 12 тысяч домохозяйств.

На основе модели регрессии ученые установили, как реальный доход, который зависит от роста цен, влияет на уровень удовлетворенности жизнью и счастья.

От чего зависит счастье

  • Уровень удовлетворения жизнью зависит от номинального дохода. Зависимость снижается, как только доход достигает определенного уровня.

Зависимость уровня счастья от размера доходов, если доход растет

  • Женатые люди счастливей, чем одиночки, разведенные или вдовцы. Количество детей имеет ограниченное влияние на уровень удовлетворенности жизнью.
  • Значительно сокращает уровень удовлетворенностью жизнью инвалидность или необходимость заботиться о болеющим члене семьи.
  • Значительно увеличивает уровень удовлетворенности жизнью полная занятость.
  • К изменению цен чувствительны люди с меньшим доходом, особенно самые бедные слои общества. Это имеет смысл для 10%, 20%, 30% и 40% самых бедных членов общества. Как только речь доходит до 50-го дециля, покупательская способность на уровень удовлетворенности жизнью почти не влияет.

Инфляция важна только для бедняков

  • Если человек относится к первому 25%-му квантилю (четверть самых бедных граждан), а цены вырастут на 10%, то его удовлетворенность жизнь снизится на 0,53 пункта по десятибалльной шкале. Примерно такое же влияние на удовлетворенность оказывает получение работы на полный рабочий день, только в положительную сторону.
  • При этом рост цен на 10% более серьезно влияет на уровень удовлетворенности жизнью, чем снижение номинальных доходов. Деньги оказываются не нейтральными. Сокращение номинального дохода на 9,1% приводит к сокращению удовлетворенности жизнью всего на 0,06 пунктов.

Эти выводы важны, с точки зрения экономической политики. Центральным правительствам стоит индексировать трансферты в регионы, например, пособия по безработице с учетом региональных различий в динамике цен.

Анна Андреенкова, Институт сравнительных социальных исследований

"Инфляция как таковая, как экономический показатель, связи с удовлетворенностью жизнью не имеет. Другое дело, что уровень инфляции является косвенным свидетельством феномена изменения, что-то меняется в жизни людей. А любое изменение в принципе, очень сильно связано с удовлетворенностью. Человек оценивает свою жизнь, удовлетворен он ею или нет, очень часто базируясь на сравнение, в частности с предыдущим своим положением или предыдущим опытом.

Неважно, какое положение он занимает сейчас. Если оно изменилось к лучшему, то удовлетворенность выросла. Или наоборот.

Прямой зависимости, например, увеличится инфляция - уменьшится удовлетворенность жизнью, нет. Этого не случится. Но, например, стабильно высокий уровень инфляции говорит о том, что экономика находится в плачевном состояние. Очевидно, в какой-то момент это скажется на материальном положение людей. Более того, люди увидят, что их состояние меняется к худшему. Это может повлиять на изменение удовлетворенностью жизнью людей.

Я не думаю, что ситуация с экономическими показателями столь критична, несмотря на то, что происходят какие-то слабонегативные тенденции, знаки в экономике. Я не думаю, что сейчас следует говорить о том, что в скором времени мы увидим поворот в экономическом тенденции последних лет к увеличению удовлетворенности жизнью в России. Я не думаю, что она в скором времени пойдет вспять. Для этого нужны очень мощные изменения.

Речь идет о в принципе очень долгосрочных вещах. Сама удовлетворенностью жизнью, или счастье, которое меряется очень сходными показателями, - это большая макро-социальная характеристика, и она меняется очень медленно в обществах. Во многих западных обществах она стабильна уже в течение десятилетий, несмотря на то, что там тоже происходят всякого рода процессы, все меняется. Этот показатель очень стабилен.

В России он резко упал в начале 1990х годов как ответ на мощнейшие экономические изменения. Такого рода вещи как раз влияют. Он упал за три-четыре года и находился на достаточно низком уровне долго, несмотря на временные улучшения или ухудшения ситуации в экономике. Затем он был очень низким и все, другой динамики просто не было.

С начала 2000х годов мы наблюдаем повышение доли людей, которые говорят о том, что они удовлетворены. Рост показателя происходит, но довольно медленно. За 10 лет на 1-2% каждый год увеличивалась доля удовлетворенных в России. В конечном итоге, по сравнению с 1990ыми она увеличилась почти на 10% - это много для любой страны. На сегодняшний день я бы предсказала, что темпы этого роста будут замедляться. Нынешний уровень удовлетворенностью жизнью будет стабильным достаточно долго, если не произойдет резких изменений. Хотя уровень удовлетворенностью жизнью, так и не достиг уровня до проведения реформ. Он, конечно, гораздо ниже, чем среднеевропейский уровень. Но для нас это положительное движение".

Ольга Крыштановская, Институт социалогии РАН

"С удовлетворенностью жизнью у нас проблемы. Молодые люди в силу возраста склонны к оптимизму, к какому-то веселью. Но в то же время все это заканчивается, когда они заканчивают образование.

Дисбалансы в обществе возникают между образованием и профессией. Профессия - то, что дает доход человеку, позволяет ему завести семью, детей, выстроить карьеру. Образование вообще - это вспомогательный элемент, который нужен для профессии. Само по себе образование не может являться целью, так как оно ничего не приносит человеку кроме культурного уровня.

Но у нас эти цели поменялись местами. У нас приняты разговоры о том, что надо получать образование. Молодые люди закачивают первое образование, идут получать второе образование, иногда третье. Они не понимают, куда им дальше идти, как строить карьеру.

Депроффесионализм создает напряженность в обществе. Люди определенно гордятся своим образованием, говорят о том, что у них два или три высших образования. Но ничем в жизни их интеллект или знания не подтверждаются. Они перебиваются случайными заработками, работают не по профессии. Это дает ощущение неудовлетворенности.

Среди молодежи и не только распространен негативизм. Люди замечают, что стакан на половину пуст, а не на половину полон. Это стало модой. Но эта мода имеет обратную силу. Она возвращается к людям ощущением несчастья, тем, что они не удовлетворены. Это постоянная фиксация на негативе. В России люди в массе своей несчастливы.

По национальному индикатору счастья, мы на 123-м месте в мире. У нас последнее место в Европе. При этом люди явно стали жить лучше. Нужно победить этот постоянный негативизм. Нужно преодолеть этот комплекс неполноценности. У нас это совпадает с ощущением, что мы великая страна. Но когда мы спрашиваем у людей, почему, то они говорят в основном о размерах.

Есть некоторые принципы того, как этому противостоять.

  • На первом месте это повышение уровня доходов. До высшего и среднего классов есть прямая корреляция: чем выше доход, тем выше ощущение счастья. Но потом наступает плато: деньги увеличиваются, но счастье не растет.
  • Во-вторых, это ощущение свободы. В России у нас довольно благополучная ситуация со свободой. Это связано с тем, что у нас не развито правовой государство. У этого есть и отрицательные стороны. Но есть и преимущества, ведь нет такой ситуации, когда то нельзя или это нельзя. Люди находятся в состояние постоянной напряженности.
  • В-третьих, это чувство одиночества. Это была колоссальной проблемой до развития гражданского общества, особенно в крупных городах. Это можно преодолеть с помощью создания коммьюнити, где люди могут найти друг друга.
  • В-четвертых, это чувство уважения. У нас, например, у ветеранов есть ощущение гордости, чувства важности за отдельными случаями. Но у других людей это чувство утрачивается. Человек может всю жизнь работать на заводе и чувствовать себя выкинутым из жизни.
  • В-пятых, это социальная анемия. У людей нет самоидентификации, они не понимают, где они и где их дорога".

Красильникова Мария, Аналитический центр Юрия Левады

"То, что люди реагируют негативно на рост любых цен в реальном выражении во всех странах, не является открытием. Мы фиксируем "среднюю температуру" настроений в обществе по поводу разных факторов нашей жизни вроде, например, отношения к правоохранительным органам. В последнее время, в целом, видна стагнация настроений в российском обществе.

Население не считает сегодняшнюю инфляцию в 5-7% высокой по сравнению с тем, каком она была несколько лет назад. Но высокие темпы роста цен - это одна из причин недовольства жизнью в России.

Есть много и других факторов, влияющих на это: низкий уровень доходов, неудовлетворенность в базовых человеческих потребностях, таких, как потребность в жилье, в медицинском обслуживании, проблемы в образовательной сфере. Все эти накопившиеся, не решающиеся проблемы, конечно, не прибавляют оптимизма российскому обществу.

В разные периоды какой-то из этих факторов становится для населения актуальнее остальных. Сейчас это институциональный дефицит, который накопился в обществе. Он выражается в том, что люди не понимают, с помощью каких механизмов они могут улучшить свою жизнь.

Закрыты практически все каналы вертикальной мобильности, нет общих правил продвижения в обществе, решения всех накопившихся проблем. В то же время население считает, что самые неудовлетворительные факторы - это низкий уровень доходов, высокий рост цен и широкое распространение бедности в России".

Людмила Преснякова, Директор проекта "Человек и деньги", ФОМ

"Рост доходов сказывается на психологическом самоощущение, но не напрямую, в отличие от снижения доходов. Если снижение доходов безусловно влияет на ощущение счастья и удовлетворенности жизнью. То влияние рост доходов зависит от того, насколько этот рост заметный и ощутимый и насколько часто он происходит.

В какой-то момент люди к росту доходу привыкают. Чем выше уровень зарплат, тем менее вероятно, что это радикально повлияет на удовлетворенность жизнью. Если же это такая ощутимая прибавка к зарплате, которая, например, случается раз в год, то это определенным образом сказывается.

С восприятием инфляции в России все не так однозначно. Она не такая высокая, как 5-6 лет назад, и люди это вполне ощущают. Люди чутко реагируют на то, как меняются цены и чувствуют эту динамику. Они чувствуют эту динамику и чувствуют, что сейчас она стала меньше. Кроме того, сейчас инфляционные ожидания несколько снижены в связи с тем, что зимой не было традиционного повышения и цен. Люди более спокойно на все это реагируют, здесь нельзя говорить, что это будет ощутимо влиять на ощущение удовлетворенностью жизнью.

Здесь гораздо больше влияет индивидуальная ситуация каждого: кому повысили зарплату, кому - нет, кто потерял работу. Индивидуальные факторы на сегодняшний момент более серьезно влияют, чем ощущение роста цен.

Нельзя сказать, что просто рост цен снижает удовлетворенность населения условиями жизни. Если зарплаты будут хоть как-то догонять высокие темпы роста цен, то разрыв будет все более ощутимым. Если уж будут не самые высокие темпы роста цен, но гораздо медленнее будут расти зарплаты. То это, конечно будет влиять.

Чтобы у человека сильно изменилось восприятие мира, у него в жизни должно что-то произойти в жизни. Сейчас люди, у которых есть определенный доход, в целом, довольны жизнью, а те, кто малообеспечен, и так не очень удовлетворены. Их состояние мало зависит от разрыва между ростом цен и доходов. Если бы они могли перешагнуть на ступеньку выше в одно или другою сторону, то что-то бы изменилось. Должно произойти серьезное ускорение инфляции и торможение уровня доходов, чтобы это заметно повлияло на настроения. Пока это не так.

На удовлетворенность жизнью также влияют очень много нематериальных факторов. Например, возраст: чем моложе человек, тем счастливее, просто из-за ощущения радости жизни. Самые счастливые обычно люди среднего возраста, когда у них уже есть семья. Еще на удовлетворенность влияет работа".

Хроники событий
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии93 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне9 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5539 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2053 материалов
Афганистан во власти талибовАфганистан во власти талибов517 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });