ХроникаСмена власти в СирииОбновлено в 14:24

Электромобили в массы

Правительство обсуждает перспективы транспортных средств, использующих альтернативные источники энергии. Импортеры электромобилей предлагают временно обнулить ввозные пошлины. Однако это желаемых результатов не принесет, уверены эксперты

Электромобили в массы
Фото: Reuters

Москва. 4 июня. INTERFAX.RU - Министерство промышленности и торговли РФ в середине мая провело встречи с импортерами электромобилей и операторами зарядной инфраструктуры. Обсуждалась модная в последнее время тема транспортных средств, использующих альтернативные источники энергии вместо традиционных нефтепродуктов. Вот только вопреки тенденции речь шла не о газомоторном топливе, использованию которого был дан импульс на самом высоком уровне.

Заграница нам поможет?

Предложения об отмене ввозной пошлины на электромобили поступили от самих импортеров. Во встрече с заместителем министра промышленности Виктором Евтуховым приняли участие представители ООО "ММС Рус" (ранее - ООО "Рольф Импорт", единственный официальный поставщик электромобилей), ОАО ФСК ЕЭС и ОАО МОЭСК.

По данным участников встречи, временное обнуление пошлины позволит снизить стоимость электромобилей на 20% и сделает их доступными для российских покупателей. "По прогнозу участников встречи, в случае отмены ставки ввозной таможенной пошлины ввоз электромобилей на территорию РФ в 2014 году увеличится в 10 раз и составит как минимум 500 штук. В ходе обсуждения была также затронута необходимость развития инфраструктуры для использования электромобилей", - сообщала пресс-служба Минпромторга.

"Открывая доступ электромобилей в Россию, мы создаем в первую очередь инфраструктуру для развития рынка автомобилей с экологичными двигателями. К тому моменту, когда в Калуге и других городах производство отечественных электромобилей заработает на полную мощность, у нас уже должна быть инфраструктура электрозарядки, соответствующие сервисы обслуживания, более того, должен сформироваться спрос на автомобили, альтернативные двигателю внутреннего сгорания", - отметил Евтухов, добавив, что данная мера поможет создать рынок и подготовить почву для отечественных электромобилей. "А это в свою очередь даст импульс развитию экологичной энергетики, что повлечет создание новых сегментов отраслей промышленности и рабочих мест", - заключил замминистра.

Стоит отметить, что в Россию в настоящее время официально поставляется лишь электромобиль одной марки - Mitsubishi i-Miev, да и его продажи в масштабах рынка исчезающе малы. С начала поставок в октябре 2011 г. к апрелю 2013 г. было реализовано всего около 100 электромобилей стоимостью около 1,8 млн руб. каждый. Остальные производители пока только присматриваются к нашей стране, причем дальше всех в этом плане зашел концерн Renault. Французы уже договорились с ФГУП "Почта России" о тестовой эксплуатации 12 электромобилей - десяти Kangoo ZE и двух автомобилей Twizy.

Его партнер по альянсу, японский автопроизводитель Nissan, имеющий в своем арсенале электрокар Nissan Leaf, не проводил свою оценку российского рынка электромобилей, на сегодня эти машины в РФ не поставляются.

В пресс-службе другой японской корпорации - Toyota - "Интерфаксу" сообщили, что в настоящий момент Toyota не планирует начало продаж электромобилей в России. "Решение о поставке электромобилей Toyota в Россию будет зависеть от конъюнктуры спроса на российском рынке, от развития инфраструктуры для использования подобного типа автомобилей и от дальнейших государственных инициатив по поддержке экотранспорта", - отметила представитель компании.

Отечественный автопром далек от того, чтобы заниматься электромобильной тематикой вплотную: сказывается и отсутствие спроса, и общее непростое положение завода, связанное со сменой модельного ряда и, как следствие, падением продаж. "ОАО "АвтоВАЗ" производит электромобили El Lada только по заказу и малыми сериями, используя комплектующие иностранных производителей", - пояснили "Интерфаксу" в пресс-службе тольяттинского автогиганта. В январе "АвтоВАЗ" отгрузил первые пять из 90 заказанных El Lada для Ставропольского края. Стоимость одного автомобиля - около 1,2 млн рублей. Проект частично субсидируется из краевого бюджета. Реализующая компания получила субсидию - 35 млн рублей, из которых 3,5 млн пойдет на организацию инфраструктуры для электромобилей, в том числе станции их заправки и обслуживания.

Дьюти-фри - не панацея

Заинтересованные стороны, опрошенные "Интерфаксом", единогласно поддерживают инициативу Минпромторга, но утверждают, что отмена ввозных пошлин на электромобили сроком на год недостаточна. В Renault надеются, что срок отмены ввозной ставки будет пересмотрен в сторону увеличения. "Чтобы развивать этот рынок, необходимы инвестиции, как технические, так и инвестиции в рекламу, которые невозможно окупить за год. Не имея уверенности в том, что срок отмены ввозной ставки будет больше, Renault не сможет начать работу по развитию электромобилей в России", - предостерегают в компании.

В "АвтоВАЗе" добавляют, что отмена пошлин в ближайшие 1 - 3 года массового спроса на машины с электроприводом не создаст и к заметному эффекту не приведет. Основными причинами низкой популярности личного электротранспорта в Тольятти называют отсутствие развитой инфраструктуры для эксплуатации, высокую цену, холодный климат. Сюда же добавляются дальние расстояния и относительно невысокая цена бензина. "Все это приводит к тому, что потенциальные покупатели без энтузиазма относятся к перспективе покупки электромобиля", - заключает официальный представитель предприятия.

По мнению директора "Рольф Юг" Mitsubishi Светланы Виноградовой, для того чтобы отрасль развивалась, а инфраструктура окупалась, необходимы несколько условий: расширение модельного ряда электромобилей, например, за счет автомобилей класса С или кроссоверов. Так, японская Mitsubishi заявляла, что в 2013 г. начнутся продажи компактного электровнедорожника Outlander.

Но компания Toyota в экологичном сегменте пока возлагает надежды прежде всего на гибридные автомобили. По оценкам производителя, в настоящее время "гибриды" являются наиболее удобным для клиентов типом экологических транспортных средств, поскольку не требуют зарядки от внешних источников, соответственно, не требуют развития сопутствующей инфраструктуры. При этом, по оценке Toyota, россияне не чужды интереса к экологичным технологиям, а спрос на гибридные автомобили в России растет. Гибридный внедорожник Lexus RX 400h появился в России в 2005 году. Всего же японцы предлагают в РФ шесть "гибридов", а кумулятивные объемы продаж таких автомобилей Toyota и Lexus в России с 2004 г. превысили 13 тыс. экземпляров. Налицо порочный круг: инфраструктуры нет, потому что нет поставок, а поставок нет, потому что нет инфраструктуры.

Однако при помощи государства порочный круг может превратиться в "круг развития", считают в "АвтоВАЗе". "Производителю будет выгодно предлагать рынку электромобили, парк их начнет расти, следовательно, строится зарядная инфраструктура, увеличивается спрос, растет производство электромобилей, развиваются и появляются инновационные технологии, создаются новые рабочие места, улучшается экология", - говорит представитель завода.

Комплексный подход

Отмена пошлин даже на срок больше года желаемых результатов не принесет - необходим комплексный подход, уверены опрошенные "Интерфаксом" эксперты. Так, по мнению Владимира Беспалова из "ВТБ Капитала", нужно не только отменять пошлины. "Решение отменить ставку связано с тем, что этот сегмент незначителен для рынка в целом и там нет никакой конкурентной среды. По-хорошему, надо предоставлять льготы и субсидии на развитие инфраструктуры, если вообще принято решение развивать этот сегмент", - говорит он.

При этом вместо отмены пошлин нужно создать условия для развития производства с нуля, считают в "АвтоВАЗе". "Возможно, отмену ввозных пошлин на электромобили следовало бы заменить на двух-трехлетние отмены пошлин на ввоз комплектующих и стимулировать локализацию их производства в России и дать налоговые льготы для отечественных производителей экологически чистых транспортных средств", - размышляет представитель завода.

Михаил Пак из "Атона" более резок в оценке ситуации. По его мнению, заявленная инициатива об отмене импортных пошлин - имитация бурной деятельности. "Российский автопром даже при снижении пошлины на электромобили вряд ли ощутит конкуренцию со стороны этих машин, а для галочки - поддержка отрасли", - критичен эксперт. "Не факт, конечно, что импортеры вообще понизят цену. Да и мера эта неправильная. Надо по-другому стимулировать - отменить транспортный налог для электромобилей, ввести пониженный транспортный налог для других автомобилей семьи, предоставлять льготную парковку…" - перечисляет он.

Без развития инфраструктуры инициатива стимулирования рынка обречена на провал. На сегодняшний день даже в Москве, по данным С. Виноградовой, существуют всего 50 зарядных станций. По ее мнению, без поддержки государства развивать инфраструктуру не получится.

Сейчас строительством зарядных станций занимается частное российское ООО "Револьта", работающее в области электротранспорта и зарядной инфраструктуры. Для создания и развития сети зарядных станций для электромобилей до 2014 г. компания привлекла 1,5 млрд руб. инвестиций, инвестором выступил международный частный инвестфонд Enerfund. В планах компании - построить около 2 тыс. зарядных станций переменного тока и 100 комплексов экпресс-зарядки, стоимость одной станции составляет от 10 до 70 тыс. евро в зависимости от места установки и мощности. Планируется, что станции будут установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре и Калуге.

Пока господдержка электротранспорта преимущественно остается на уровне проектов и разговоров. В новейшей истории российского автопрома особую роль играет личный пример высокопоставленных чиновников (тут и "антикризисная" путинская "Нива", и его же автопробег на "Калине"). Так вот, электромобили у руководства страны энтузиазма пока не вызывают: один экземпляр появился было в "правительственном гараже" благодаря Алексею Кудрину, однако с его отставкой традиционные Mercedes, Lexus и Porsche Cayenne вновь остались в гордом одиночестве. А инвестор компании - производителя кудринского ситикара Think, российский предприниматель Борис Зингаревич, может многое рассказать о том, сколько денег может сжечь этот непростой бизнес. Так что перспективы газомоторного топлива, особенно в свете возможных проблем со сбытом газа на внешних рынках, пока выглядят намного радужнее.

Хроники событий
Инфляция в РоссииИнфляция в России27 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне9 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии89 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5537 материалов
Операция США и союзников против хуситовОперация США и союзников против хуситов173 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });