ХроникаСмена власти в СирииОбновлено в 14:24

G20 ударит по налоговым гаваням

Министры финансов стран G20 подготовили самую радикальную за столетие реформу налогового законодательства. Транснациональные компании обяжут платить налоги в каждой стране присутствия, налоговые гавани прикроют

G20 ударит по налоговым гаваням
Фото: Reuters

Москва. 19 июля. FINMARKET.RU - Презентация радикальной налоговой реформы мира состоялась в пятницу в Москве, куда собрались министры финансов стран "Большой Двадцатки". В этом году в клубе председательствует Россия. На пресс-конференции, где присутствовали министры финансов трех европейских стран, России и глава ОЭСР, транснациональные корпорации жестко предупредили: использовать офшоры для снижения налоговой нагрузки на свой бизнес они больше не смогут. Им придется платить налоги по национальным правилам стран, в которых они работают. Необходимость жертв объяснялась заботой о социальной стабильности.

Антон Силуанов, министр финансов России

"По поручению министерств финансов стран Двадцатки ОЭСР подготовила конкретный план действий по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Эти шаги надо предпринимать нашим странам, чтобы минимизировать масштабы уклонения от налогообложения крупнейших налогоплательщиков.

Отдельные страны создали возможности для минимизации налогов. Налоговые администрации других стран не имели возможность получать информацию о скрываемых от налогообложения доходах. Все это приводило к размыванию доходной части бюджета. Проблема обострилась настолько, что дальше мириться с этим невозможно. Недовольство по этому поводу подстегнул мировой финансовый кризис, когда доходы бюджетов сокращались, и нужно было изыскивать дополнительные ресурсные возможности. Поэтому сегодняшний план действий как никогда актуален.

Увеличение налоговых ставок для пополнения доходов в рамках бюджетной консолидации приводит в первую очередь к росту налоговой нагрузки на средний и малый бизнес, а также на большинство граждан. В то время как крупнейшие компании, пользуясь возможностями оптимизации налоговой нагрузки, уходят из-под налогообложения. Это недопустимо с точки зрения проведения справедливой налоговой политики. Уклонение от налогообложения - это разрушение основ конкуренции.

Когда одни компании имеют возможности оптимизировать свое налогообложение, а другие компании соблюдают законодательство, встает вопрос - а где же справедливость? Добросовестные налогоплательщики, которые не могут оптимизировать свое налогообложение, ставят вопрос о субсидиях из бюджета, налоговых льготах, других преференциях.

Сейчас, когда существует нездоровая конкуренция между компаниями, каждый стремиться найти наиболее выгодные для него условия, налоговый рай. Если мы ликвидируем эту ситуацию, добьемся, чтобы все компании работали в прозрачном правовом поле, то улучшится и здоровая конкуренция, что важно для всех компаний, работающих на рынках.

Ключевые элементы плана:

  • Разработка механизмов противодействия недобросовестной налоговой конкуренции, в том числе мы рассматриваем вопрос о пересмотре модельного соглашения об избежании двойного налогообложения. Мы готовы рассмотреть вопрос о заключении вместо двусторонних многосторонних соглашений по данному вопросу. На наш взгляд, это будет более эффективно;
  • Мы договорились о разработке рекомендаций о правилах вычета различных расходов;
  • О пересмотре подходов к трансфертному ценообразованию;
  • Об ужесточении правил налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний;
  • О разработке мер по противодействию уклонению от налогообложения новых видов деятельности, так называемой цифровой экономики.

Усилия по выработке новых международных правил противодействия уклонению от уплаты налогов могут быть успешными, если применять их всем вместе, в глобальном масштабе. Реализация их в одной стране или группе стран не даст заметного эффекта. Мы договорились о применении плана в глобальном формате, странами "Двадцатки" и не только.

Надо подключить как можно больше стран к этому соглашению. Прежде всего - страны "Двадцатки". Но и те страны, которые должны понимать, что создание налоговых гаваней будет расцениваться как отход от общих принципов, которые вырабатываются крупнейшими странами.

План отличный. Но многое зависит от того, как его реализовать на национальном уровне. Должны быть предусмотрены меры воздействия на те компании, которые не соблюдают эти правила. Такого рода решения должны содержаться в национальных планах.

Вопрос волатильности на финансовых рынках будет обсуждаться сегодня и завтра. В последнее время во многом он связан с ходом реализации программ количественного смягчения. Думаю, выражу общее мнение, если скажу, что нам надо иметь понятные правила и предсказуемость реализации таких программ количественного смягчения, чтобы инвесторы могли понимать в какие инструменты и насколько им вкладываться.

Должны быть понятные критерии, когда будет происходить сокращение программ количественного смягчения, и критерии, когда еще рано из них выходить. Вопрос прогнозируемости реализации программ количественного смягчения - ключевой вопрос, как показали последние события".

Хосе Анхель Гурриа, генеральный секретарь Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)

"Вызовы, связанные с размыванием налогооблагаемой базы, имеют важную социальную функцию. Часть налогоплательщиков либо резко сокращает налоговую нагрузку, либо вообще избегает ее.

План действий против размывания налогооблагаемой базы и вывода доходов из-под налогообложения - это самые радикальные изменения с 20-х годов прошлого века. Его выполнение рассчитано на два года и позволит странам за это время выработать национальные программы действий.

По нынешним правилам соглашений об избежании двойного налогообложения возник феномен двойного неналогообложения.

  • Мы не собираемся мешать инвестиционной деятельности бизнеса. Главное налогообложение должно быть справедливым.
  • Мы не пытаемся сделать одинаковыми налоговые ставки. Это суверенное право каждой страны. Но мы будем бороться с выводом прибыли из-под налогообложения с использованием разницы в ставках.
  • Для этого будет пересмотрен статус резидента.
  • Будем стремиться к большей транспарентности транснациональных корпораций перед всеми странами, где они работают.
  • Большая транспарентность будет требоваться от стран: какие меры поддержки они оказывают своим предприятиям, чтобы не было политики "разори соседа".
  • Мы попробуем разработать международную конвенцию, которая изменит суть существующих 4000 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Присоединение к ней будет добровольным.
  • Мы переходим от обмена налоговой информацией по запросу к автоматическому обмену информацией в сфере налогообложения.
  • Речь идет об изменении налогового законодательства стран, формировавшегося на протяжении последних 70 лет.

Политическая воля к принятию документа есть. Есть график выполнения каждой из предлагаемых мер. В рамках общего соглашения для обмена информацией может быть создан единый центр взаимосвязи на базе ОЭСР.

Многие страны не участвуют в работе "Двадцатки" и ОЭСР, но участвуют в глобальной экономике. Мы будем прилагать усилия, чтобы вовлечь самые важные страны в нашу работу. Обязательства по подписанию этого договора взял Китай и Сингапур.

Состоялся диалог с транснациональными корпорациями. Представители компаний Starbucks и Apple участвовали в обмене мнениями. Мы встречаем со стороны частного сектора понимание и стремление к сотрудничеству. Компании понимают, почему вопросы возникают, и есть понимание необходимости изменений нормативной и законодательной базы в отношении налогообложения".

Пьер Московичи, министр финансов и экономики Франции

"Транснациональные компании разработали беспрецедентные ноу-хау по минимизации налогообложения. Некоторые крупные компании платили 3-4% с доходов по всем странам мира. Особенно это касается цифровых компаний. Мы не можем объяснить гражданам, как это происходит. Малый и средний бизнес, который платит по базовым ставкам, не может этого терпеть.

Мы должны подумать о концепции цифрового налогового присутствия, чтобы правительства могли получать доходы с компаний, которые используют базы данных граждан страны присутствия.

Трансфертное ценообразование - ключевой вопрос размывания налогооблагаемой базы. Юристы становятся все более изощренными.

Французское правительство полностью поддерживает амбициозный подход, который разработан ОЭСР. Я настаиваю на применении этого плана целиком. Его фрагментирование недопустимо. Мы надеемся, что G20 примет этот план.

Транснациональные компании будут принимать активное участие в разработке решений по реализации данного плана. Для транснационального бизнеса не очень хорошо быть компаниями, которые вредят деятельности малых и средних предприятий. Экономика объединяет всех игроков. Сохранение стабильной социальной ситуации, общее развитие экономики в интересах всех компаний".

Джордж Осборн, министр финансов Великобритании

"Мы сделали шаг вперед в создании справедливого налогообложения. Это впечатляющий документ. Надеемся, что в сентябре на саммите Двадцатки в Санкт-Петербурге страны примут односторонние и многосторонние обязательства по выполнению этих новых правил. Нынешние налоговые правила были подготовлены Лигой наций в 20-х годах прошлого века, и они не подходят для цифровой экономики. Предлагается, чтобы транснациональные компании предоставляли отдельную налоговую отчетность по каждой стране присутствия".

Вольфганг Шойбле, министр финансов Германии

"Я благодарен министру Силуанову за то, что он настоял на включении этого пункта в повестку дня "Двадцатки". Было большое противодействие. ОЭСР проделала отличную работу.

Речь идет о справедливости налогов. Это вопрос легитимности глобальной экономики. Если мы не будем справедливо распределять налоговое бремя, то глобальная экономика будет уничтожена.

Если мы получим политическую поддержку, мы многого добьемся в избежании двойного неналогообложения".

Хроники событий
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5538 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне9 материалов
Инфляция в РоссииИнфляция в России27 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии89 материалов
Операция США и союзников против хуситовОперация США и союзников против хуситов173 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });