ХроникаСмена власти в СирииОбновлено в 20:37

Регионы затягивает в воронку дефицита

Налогоплательщики дали региональным бюджетам передышку, выплатив в июле налог на прибыль за второй квартал. Денег до конца года все равно не хватит, уверены эксперты, - Минфину пора спешить на помощь

Регионы затягивает в воронку дефицита
Фото: РИА Новости, Мария Сибирякова

Москва. 17 сентября. FINMARKET.RU - Свежие данные Федерального казначейства об исполнении региональных бюджетов за июль выглядят лучше данных за первое полугодие. Но при их более тщательном изучении оптимизм почти полностью улетучивается. Все риски бюджетного обрыва в регионах, о которых уже писал "Финмаркет", остаются и появляются новые.

  • Консолидированные бюджеты регионов по итогам семи месяцев этого года закрыты с профицитом в 158,7 млрд руб. Месяц назад профицит был всего 5,2 млрд руб.; но по итогам января-июля 2012 – 502 млрд руб.
  • Профицитность бюджетов собственно регионов (без учета муниципальных бюджетов) существенно ниже – всего 80,6 млрд руб.
  • Самый большой финансовый запас у Москвы (85 млрд) и Санкт-Петербурга (51 млрд руб.). Примечательно, что в десятку регионов с самым профицитным бюджетом вошли Дагестан и Чечня (около 6 млрд руб. в каждом).
  • Однако в 49 регионах расходы региональных и муниципальных бюджетов превысили их доходы. Сумма дефицитов достигла почти 115 млрд руб. По итогам шести месяцев доходов не хватало в консолидированных бюджетах 56 регионов, и сумма всех дефицитов составляла 151 млрд руб. Год назад к началу августа дефицит был в бюджетах всего 11 регионов.
  • Наиболее тяжелое положение в Сибирском, Южном и Уральском округах. Самый большой дефицит в абсолютных цифрах сложился у Краснодарского края – свыше 17 млрд руб. Регион уже израсходовал по 7 млрд руб. бюджетных и банковских кредитов. Почти 11 млрд руб. не хватает в консолидированном бюджете Красноярского края. На 6 млрд он покрыт за счет бюджетного кредита Минфина; еще почти на 10 млрд руб. край взял банковских кредитов. По сравнению с прошлым месяцем дефицит бюджета Краснодарского края стал немного меньше, Красноярского – вырос.
  • На третьем месте по размеру долгов оказался регион с одним из самых небольших бюджетов – Чукотский округ. Его расходы почти вдвое превышают доходы, при дефиците более 5 млрд руб. Анадырь активно расходует бюджетный кредит в 9 млрд.
  • Вслед за Чукоткой по относительному размеру дефицита следует Новгородская область, где расходы больше доходов почти на четверть, и Хакасия – превышение на 22%.
  • Улучшение состояния региональных бюджетов связано с тем, что субъекты федерации и муниципалитеты придержали немного рост расходов и подтянули доходы. Если по итогам шести месяцев расходы регионов выросли на 8,6% по сравнению с соответствующим периодом 2012 года, а доходов поступило на 5,2% меньше, то июль сократил этот разрыв между этими двумя бюджетными потоками: по итогам семи месяцев расходы этого года превышают прошлогодние на 5,4%, а доходы не дотягивают 2,5%.
  • Доходы подросли за счет ускорения сборов налога на прибыль. В июле его поступило в бюджеты регионов в три раза больше, чем в июне. В результате по итогам семи месяцев налога на прибыль поступило в бюджеты субъектов федерации на 20,4% меньше, чем за тот же период в 2012 году. По итогам полугодия отставание было существенно больше - 25,5%.
  • Тем не менее в трех регионах текущий профицит консолидированных бюджетов за июль сменился дефицитом: это южная часть Тюменской области, Северная Осетия и Ямало-Ненецкий округ. Еще в девяти субъектах и без того имеющийся дефицит стал больше: особенно в Мордовии, Псковской и Тамбовской областях.
  • Некоторые регионы пытаются решить свои проблемы за счет заимствований. Притом, что общий объем долга всех регионов и муниципалитетов с начала года практически не изменился, оставшись на уровне 1,6 трлн руб., у 46 субъектов долги стали больше. У некоторых весьма заметно: Чукотский АО стал должен в 2,5 раза больше, чем в начале года, Хакасия – на 65%, Владимирская область – на 57%, Ингушетия – более чем в полтора раза. По итогам июля на треть больше стали долги у Удмуртии, Оренбургской и Новосибирской областей, Якутии. На четверть у Воронежской области и Приморья.
  • Карен Вартапетов, замдиректора группы государственных финансов Standard & Poor’s

    "Основные тренды в наполнении региональных бюджетов сохраняются: падение налога на прибыль, небольшой рост налога на доходы физлиц (на 11% по сравнению с семью месяцами 2012 года – "Финмаркет"), снижение межбюджетных трансфертов (на 13%). И оснований ждать, что ситуация к концу года выправится, нет никаких. Налога на прибыль хотя бы на уровне прошлого года точно не будет. А расходное давление по-прежнему есть: нужно финансировать повышение зарплат и выполнение других указов. Мы ожидаем, что из федерального бюджета в регионы пойдет больше средств.

    Регионам, чтобы выйти хотя бы на показатели прошлого года, придется оптимизировать расходы, сокращать те из них, которые не связаны с исполнением указов, и ждать финансовой помощи. Очень часто для финансирования текущих расходов регионы обращаются за кредитами в банки. Примерно половина кредитов берется всего на год, то есть направляется преимущественно на потребление. Мы ожидаем, что к 2015 году долг регионов увеличится почти вдвое по сравнению с 2012 годом.

    Регионы всячески придерживают рост расходов. Можно предположить, что к концу года этот процесс будет нарастать. Делается это за счет резкого сокращения незарплатных расходов. Трудно сказать, насколько это устойчивая ситуация, является ли это следствием оптимизации, повышения эффективности расходов. А если не финансировать капитальные ремонты, содержание бюджетных учреждений, закупки, то потребности в этом просто перенесутся на будущее. В какой-то момент их придется активно финансировать.

    Теоретически планируемое на федеральном уровне сокращение расходов ведомств на 5% можно транслировать на региональный. Но к сожалению, у очень большого количества регионов бюджеты уже состоят из таких малогибких расходов, вроде зарплат, начислений и т.п. Если у богатых регионов еще есть резервы по гибкости, то бедным будет очень сложно оптимизировать расходы".

    Александр Андряков, гендиректор Экономической экспертной группы

    "В прошлом году у консолидированных региональных бюджетов по итогам семи месяцев был профицит в 500 млрд руб., а год они закончили с крепеньким дефицитом почти в 300 млрд руб. Сейчас у них в запасе 180 млрд руб. Вот и смотрите, хватит им или не хватит. В декабре обычно улетает основная часть расходов, когда закрываются различные контракты, в том числе инвестиционные.

    При этом в прошлом году работа по президентским указам только началась, в основном по учителям. В этом году она приобрела массовый характер.

    Уже не первый год часть обязательств регионов по расходам просто не выполняется. Регионы не могут экономить на обязательствах постоянного свойства, в том числе по зарплате. Социальные выплаты, пособия они не трогают. Экономят на благоустройстве, строительстве и ремонте дорог, на инвестиционных расходах.

    Бюджетные расходы далеки еще от эффективных. Здесь есть немалый резерв. Программы повышения их эффективности есть и на федеральном и региональном уровнях. Власти могут резать «по-живому», не исполняя какие-то обязательства. А могут, теоретически, при повышении эффективности тот же объем обязательств в физическом выражении исполнить с меньшим объемом финансов.

    Нынешние бюджетные трудности толкают на проведение реформ. В состоянии профицита никому ничего не надо – живем и живем. А когда денег не хватает – начинают чесаться. Но вряд ли можно надеяться, что региональные власти могут резко повысить эффективность бюджетных расходов, попав в жесткие условия. Это надо готовить регламенты, настраивать процедуры всего инструмента государственной власти, повышать квалификацию кадров. На все это требуется время, не десятилетия, но годы. Поэтому сейчас власти в большей мере отказываются от финансирования каких-то обязательств – полностью или частично, снижая их физический объем".

    Дмитрий Путилин, налоговый консультант

    "Неравномерность поступления налога на прибыль связана с порядком его уплаты. Часть компаний не делает авансовые платежи каждый месяц, а платит налог раз в квартал. Квартальные платежи приходятся на апрель, июль и октябрь. Годовые начисления происходят в марте, на который приходится годовой пик уплаты налога на прибыль.

    "Убыточные" комиссии (вызывающие руководителей низкоприбыльных компаний или тех, которые стали показывать убытки и не платить налог на прибыль, для выяснения причин убыточности; в этих комиссиях состоят представители налоговых органов и местных властей – «Финмаркет») продолжают работать, но никаких экстраординарных действий с их стороны нет. Есть грамотная планомерная работа налоговиков по работе с низконалоговыми и убыточными компаниями. Люди там работают суровые, некоторым это действует на нервы. А у кого все документы в порядке, спокойно относятся к угрозам прийти с выездной проверкой. Один раз можно у бизнеса отнять сверх того, что он может заплатить. Потом бизнес умирает, и от него нет никаких платежей".

    Хроники событий
    Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2056 материалов
    80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне9 материалов
    Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5553 материалов
    Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ20 материалов
    Смена власти в СирииСмена власти в Сирии93 материалов
    window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });