ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 19:53

Экономисты объяснили причины роста цен на бензин в России

На примере рынка топлива в 11 регионах страны экономисты ВШЭ доказали наличие связи между объемами госзакупок бензина, количеством поставщиков и ценами. Зависимость выглядит так: увеличение объемов закупки приводит к сокращению количества поставщиков и росту цен

Экономисты объяснили причины роста цен на бензин в России
Экономисты ВШЭ доказали наличие связи между объемами госзакупок бензина, количеством поставщиков и ценами
Фото: РИА Новости, Алексей Мальгавко

Москва. 23 декабря. FINMARKET.RU - Сколько ни переписывай закон о правилах проведения государственных закупок, как ни бейся за честную публикацию данных и использование самых прозрачных способов закупки, без конкурентной среды цены все равно будут завышены, выяснили ученые из ВШЭ.

Анна Бальсевич и Елена Подколзина из Высшей школы экономики утверждают, что, несмотря на использование конкурентных процедур в государственном заказе, с их помощью невозможно защититься от влияния неконкурентного рынка.

Они изучили госзакупки топлива в 11 регионах страны, оказалось, что объемы закупок и размеры рынка (количество дорог в регионе) непосредственно влияют на цены на топливо, закупаемое властями региона. Чем больше топлива им нужно, тем выше цены и меньше участников конкурсов на его поставки.

Получается, что дело не в качестве конкурсных процедур, а в структуре рынка. Если он монополизирован или олигополизирован, самые открытые процедуры не сделают цены ниже. Чтобы добиться конкурентных цен и поддержать субъекты малого предпринимательства, нужно ограничивать централизованные закупки и поощрять проведение децентрализованных.

Монополисты сговорились

Структура розничного рынка, то есть количество фирм, их доля и уровень монопольной власти, может оказывать существенное влияние не только на цены и объемы продаж на розничном рынке, но и на результаты государственных закупок, предположили исследователи.

Чем меньше игроков на рынке, тем меньше потенциальных поставщиков в государственных закупках и тем больше у них информации друг о друге. Это может еще сильнее ограничить количество участников торгов. Структура рынка влияет на результаты государственных закупок и опосредованно, например, упрощая сговор.

Чтобы проверить эту теорию и понять, какое влияние структура локальных розничных рынков оказывает на количество участников в процедурах госзакупок и на цены контрактов, ученые проанализировали закупки автомобильного топлива через сеть АЗС поставщика.

  • Опираясь на данные 11 регионов, исследователи изучили потенциальную конкуренцию на розничном рынке автомобильного топлива.

  • В перечень изучаемых субъектов вошли Удмуртия, Красноярский, Камчатский и Хабаровский края, Владимирская, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Тюменская области.

  • Они серьезно отличаются друг от друга по структуре розничного рынка автомобильного топлива, географическим положением, наличием или отсутствием нефтеперерабатывающих предприятий в регионе, а также экономической активностью региона и плотностью населения.

  • Среди фирм, работающих на этих рынках, есть и сетевые заправки концернов, и небольшие компании, занимающиеся исключительно продажей топлива через свои или арендованные АЗС.

  • Данные о числе и происхождении АЗС получены с сайта bensin-price.ru, а также с сайтов крупных розничных продавцов, концентрацию заправок рассчитывали, исходя из количества станций и площади региона.

  • При расчетах исследователи использовали данные по количеству закупаемых видов топлива, плотности дорог в регионе и среднему количеству заправок на сетевую фирму или долю сетевых фирм на рынке в 2009 - 2010 гг.

Оптом дороже

Ценообразование на государственные контракты по закупке бензина сильно отличается между регионами.

  • Для всех регионов соблюдается базовая зависимость между ценой и объемом: чем больше объем, тем выше цена. Однако если посмотреть на отдельно взятые регионы, то объем топлива, который они смогли купить за 500 тыс. рублей, сильно варьируется. В Удмуртии на эти деньги купили 40 тыс. литров топлива, а в Камчатском крае - 20 тыс. литров.

  • Чем больше топлива нужно купить властям и чем дольше действует контракт на его поставку, тем выше цены на топливо.

  • Увеличение количества участников торгов приводит к снижению цен, больший уровень коррупции в регионе ассоциируется с более высоким уровнем цен.

  • Чем больше видов топлива закупается и чем выше в регионе плотность дорог, тем меньше участников приходит на торги.

Сети убивают конкуренцию

В большинстве регионов, как выяснилось, лишь небольшая доля фирм выходит на рынок госзаказа, что еще сильнее ограничивает потенциальную конкуренцию.

ВШЭ

  • В среднем во всех регионах в отдельно взятой процедуре государственного заказа принимают участие менее трех потенциальных поставщиков. Только в трех из десяти регионов среднее число участников больше двух, а доля процедур с одним участником в некоторых регионах достигает 90%.

  • При этом чем выше доля сетевых фирм, тем меньше участников будет приходить на торги, но чем выше среднее количество заправок на сетевую фирму, тем больше будет участников торгов. Чем больше заправок приходится на сетевую фирму, тем больше фирм могут участвовать в закупках в разных районах.

  • Высокая монополизация рынка приводит к более высоким ценам на рынке госзаказа, несмотря на то что в госзаказе используются конкурентные процедуры и государство пытается заставить поставщиков конкурировать друг с другом. Наличие доминирующей фирмы с долей рынка более 50% очевидно приводит к более высокому уровню цен.

  • При этом ФАС рассматривает рынок, где доля доминирующей фирмы составляет более 35%, как низкоконкурентный, однако результаты ВШЭ говорят об обратном. Наличие фирм с долей более 35% связано с относительно низким уровнем цен на топливо или вообще не оказывает значимого влияния на цены.

Андрей Бойко, B2B-Center

"Крупные сети не участвуют в аукционах по продаже маленьких объемов топлива или предлагают завышенные цены. Заказчики часто сталкиваются с ситуацией, когда им нужно топливо с доставкой в определенное время, потому что у них нет емкостей для хранения или слива. Это очень сильно влияет на среднюю стоимость бензина.

Крупные игроки давят мелких, хотя мелкие гораздо легче идут на заказы со сложной логистикой. Крупные хотят поставлять единоразово и не по графику, централизованно. И за большие деньги. Мелкие делают удобно. Получается, что они уходят с рынка и гибкость в поставках пропадает, цены растут.

Все нужно с головой делать. Где-то выгодна централизованная закупка, где-то - децентрализованная. В каком-то регионе малые закупки будут снижать издержки, но в другом будет выгоднее проводить централизацию. У нас к каждой закупке подходят по шаблону. Давайте мы все сейчас централизуем и купим для всей России и канцелярию, и туалетную бумагу, и бензин за один раз.

Лучше брать более конкурентные способы покупки. Электронный аукцион в госзаказе частично может решить эту проблему, в коммерческом заказе - запрос предложений.

Что будет в ФКС? Потенциально новая система решит часть проблем, которые есть на рынке, но я не думаю, что ФКС изменит что-то кардинально. Управление дается в руки людям, и будет все зависеть от правильности выбора закупочной процедуры. Если микроскопом забивать гвозди, это не будет эффективно".

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });