ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

Западные компании запутались в санкциях против России

Западные банки и компании жалуются, что директивы по санкциям против России неясно сформулированы и оставляют возможности для ошибок и штрафов

Западные компании запутались в санкциях против России
Фото: ИТАР-ТАСС, Филиппов Алексей

Москва. 4 августа. INTERFAX.RU - Специалисты служб контроля в западных банках и компаниях озадачены запутанностью и несхожестью подходов, примененных США, ЕС и другими странами в рамках санкций к России, которые сильно затрудняют выполнение стандартных процедур проверки клиентов и контрагентов.

Дело не только в том, что списки подвергнутых санкциям лиц и компаний стали длиннее, но и в расхождениях между списками, а также в том, что действуют разнообразные ограничения (от полного запрета на ведение бизнеса до ограничений на кредитование), пишет The Wall Street Journal.

Так, в США, помимо списка Specially Designated Nationals, в который ранее были включен ряд близких к Кремлю российских политиков и бизнесменов, появился новый Sectoral Sanctions Identification List, куда вошли банки и компании в рамках секторальных санкций (ВЭБ, Газпромбанк, "Роснефть", "НОВАТЭК"). К ним, в частности, применяются ограничения по привлечению финансирования.

Многие эксперты, опасаясь дальнейшего расширения санкций, пытаются проанализировать логику, по которой в американский и европейский списки попали отдельные банки и компании. Так, ЕС направил секторальные санкции против структур, которые он считает контролируемыми государством - в том числе против Сбербанка и Газпромбанка. Газпромбанк сочли банком, контролируемым государством, хотя у него более сложная корпоративная структура; Сбербанк же контролируется Банком России, а не правительством.

Удар направлен на крупнейшие банки, обслуживающие бюджет и интересы Кремля, сказал "Интерфаксу" заместитель председателя правления Института развития финансовых рынков Валерий Петров. Видимо, примерно так рассудил Евросоюз, причислив Газпромбанк к госбанкам, считает он.

Западные страны, принимая решения о санкциях, смотрят на суть вопроса: Газпромбанк фактически управляется Кремлем, другие фигуры могут оказывать влияние на принимаемые в банке решения постольку, поскольку их предложения соответствуют задачам, обозначенным в качестве приоритетных руководством страны, считает заместитель Центра экономического анализа "Интерфакса" Алексей Буздалин.

Газпромбанк зачастую связывают через управляющую компанию "Лидер" с банком "Россия" во главе с Юрием Ковальчуком исходя из того, что "Лидер" управляет активами пенсионного "Газфонда", который, в свою очередь, владеет почти 50% акций ГПБ. С юридической точки зрения УК не является владельцем акций банка, владельцем выступает "Газфонд", а бенефициарами - участники фонда, то есть пенсионеры группы "Газпром".

ЕС характеризует в своих документах подвергнутые ограничениям банки следующим образом: "… ведущая кредитная организация или иная ведущая организация, имеющая задачей продвижение конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификацию и стимулирование инвестиций, учрежденная в России и принадлежащая государству или контролируемая им более чем на 50%".

В зону риска для зарубежных контрагентов теперь могут попадать, таким образом, все российские институты, тесно связанные с государством.

Ряд представителей банков Уолл-стрит, кроме того, жалуются, что директивы по санкциям неясно сформулированы и оставляют возможности для ошибок, пишет Reuters. В условиях множественности списков усложняется скрининг (проверка) клиентов. Между тем недавно Bank of America Corp. оштрафовали на $16,6 млн как раз за упущения при проверке клиентов.

Введенные США и ЕС против России санкции сложнее соблюдать, чем общестрановые санкции, как это было в случае с Ираном, пишет InsideCounsel Magazin. "Недостаток четкости введенных санкций - вот то, что создает нагрузку (на контролеров)", - считает юрист American Bankers Association's Center for Legal and Regulatory Compliance Роб Роу.

Например, экспертам неясно, относятся ли американские санкции, ограничивающие кредитование ряда банков и компаний на срок свыше 90 дней, к аккредитивам (letter of credit), которые могут распространяться на поставки разного срока.

При этом американские регулирующие органы дали понять, что ограничения по кредитованию касаются и поставок на условиях отсрочки платежа, пишет Risk & Compliance Journal. Таким образом, если американская компания в рамках сделки дает возможность оплатить товары или услуги в течение более чем 90 дней, это рассматривается как создание долгосрочного долга. При этом внешнеторговые сделки могут быть растянуты по времени и содержать различные условия, что затрудняет однозначное отнесение этих сделок к запрещенным.

Согласно опубликованному Deloitte опросу финансовых директоров 110 североамериканских корпораций, в настоящее время они озабочены растущей стоимостью процедур проверки, новыми требованиями и недостатком ясности этих требований. Что касается событий вокруг Украины, то 6% опрошенных CFO сказали, что в связи с этим они будут сокращать или откладывать инвестиции в регионе, еще 6% - ограничивать операции. 4% компаний сокращают в связи с происходящим прогнозы выручки, 3% - прибыли.

Заместитель председателя НП "Национальный совет финансового рынка" Александр Наумов пока не видит существенного влияния санкций на работу служб контроля в России.

"Пока сложно сказать, как скажутся санкции на работе служб ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма - ИФ). Если аналогичные санкции были бы выпущены Российской Федерацией, безусловно, контроль за их исполнением был бы в руках комплаенс-офицеров. Что касается европейских и американских санкций в отношении некоторых физических лиц и организаций, то такой контроль, конечно же, проводится (российскими комплаенс-офицерами - ИФ) для снижения риска замораживания платежей на иностранной территории, но маловероятно, что какое-нибудь лицо из этого списка станет платить в Америку или Европу, зная, что в отношении него введены ограничения на финансовые операции," - сказал он "Интерфаксу".

Санкции против России ввели США, ЕС, Великобритания, Канада, Швейцария, Австралия. В частности, они заморозили активы более чем 140 российских и украинских граждан, а также запретили с ними какие-либо деловые отношения. Аналогичные ограничения затронули также более 50 компаний и организаций. При этом санкции распространяются и на все юридические лица, которые контролируются гражданами и компаниями, попавшими в эти "черные списки".

Кроме того, еще ряд банков и компаний, в том числе "Роснефть", "НОВАТЭК", ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, ВЭБ не могут привлекать финансирование со сроком свыше 90 дней, а также продавать новые акции. В Европе аналогичные ограничения распространили на Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ, Россельхозбанк.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });