ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 13:55

Аэротранс или спасательный жилет для "Трансаэро"

Руку помощи компании неожиданно протянуло не правительство, а прямой конкурент авиаперевозчика

Аэротранс или спасательный жилет для "Трансаэро"
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Москва. 1 сентября. INTERFAX.RU - Авиакомпания "Трансаэро", получившая в начале текущего года господдержку, не смогла оправдать ожидания: спустя полгода после получения госгарантий в размере 9 млрд рублей стало известно, что второй крупнейший авиаперевозчик РФ перейдет в группу "Аэрофлот". Планируемую сделку поддержала межведомственная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова во вторник.

НА ПУТИ К ДЕФОЛТУ

Спад на авиационном рынке подкосил многих авиаперевозчиков, и "Трансаэро" не стала исключением. В начале осени прошлого года появились слухи, что компания обратилась за господдержкой в правительство. Впрочем, сам авиаперевозчик эту информацию до поры до времени опровергал, уверяя, что справится с трудностями собственными силами. А в октябре стало известно, что "Трансаэро" все-таки обратилась в Минэкономразвития с просьбой о выделении госгарантий.

Ведомство посчитало это возможным. Однако к активным действиям перешли не сразу. В декабре распространилась информация о возможности приостановки полетов "Трансаэро" из-за сложного финансового положения, впрочем, опровергнутая компанией. Через несколько дней правительство приняло решение выдать авиакомпании госгарантии под кредит до 9 млрд рублей.

Впрочем, госпомощь "Трансаэро" не помогла. Согласно отчетности компании по РСБУ за I полугодие 2015 года, общий банковский долг с начала года вырос на 3%, до 67,5 млрд рублей. Долгосрочные заемные средства "Трансаэро" к концу I полугодия снизились на 26% по сравнению с показателем на 31 декабря 2014 года - до 21,7 млрд руб. Краткосрочные заемные средства на конец отчетного периода составили 45,817 млрд руб., что на 26% больше, чем на 31 декабря.

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

Летом текущего года стала все чаще появляться информация о том, что "Трансаэро" задерживает оплату услуг своих контрагентов. Так, директор аэропорта "Домодедово" Игорь Борисов 12 августа направил письмо министру транспорта Максиму Соколову, сообщив, что на середину августа просроченная задолженность "Трансаэро" за наземное обслуживание составила 387 млн руб. Подобные претензии предъявил и аэропорт Анапы. Управляющий директор аэропорта Николай Ратушный в письме гендиректору авиакомпании Ольге Плешаковой, главе Росавиации Александру Нерадько и в адрес Южной транспортной прокуратуры сообщил, что авиакомпания задолжала 1,4 млн руб. за наземное обслуживание.

Ранее сообщалось, что долг "Трансаэро" перед ООО "РН-Аэро" ("дочка" "Роснефти") поставил под угрозу рейс авиаперевозчика Владивосток - Москва, однако в ходе переговоров между компаниями ситуацию пока удалось урегулировать. Источник "Интерфакса" со ссылкой на письмо замгендиректора "РН-Аэро" от 11 августа сообщал, что общая сумма долга авиаперевозчика перед нефтяной компанией на эту дату составляла чуть больше 3,5 млрд руб., в том числе просрочка - 1,2 млрд руб.

В конце августа "Ю-Ти-Джи", компания по наземному обслуживанию во "Внуково", потребовала от "Трансаэро" через суд 272,6 млн руб., а банк "Финансовая корпорация Открытие" обратился в Арбитражный суд Москвы с иском о взыскании с авиакомпании 1,3 млрд руб.

Компания пыталась уладить свои проблемы с помощью Минтранса. Первый замгендиректора "Трансаэро" Дмитрий Столяров в августе обратился с письмом к замминистра транспорта Валерию Окулову с просьбой поддержать авиаперевозчика в переговорах с банками-кредиторами. В своем письме Столяров отмечал, что среди всех банков-кредиторов Сбербанк и ВБРР ("дочка" "Роснефти") не согласились реструктурировать просроченные с мая этого года долги авиакомпании, что сохраняет "серьезную угрозу деятельности авиакомпании". 20 августа Сбербанк сообщил, что продлевает ковенантные каникулы для "Трансаэро" до 1 октября текущего года.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ

Слухи о том, что "Трансаэро" планирует обратиться к государству за дополнительной поддержкой, стали появляться сразу после получения авиаперевозчиком госгарантий на 9 млрд руб. "Трансаэро" категорически их опровергала. В августе газета "Коммерсантъ" со ссылкой на федерального чиновника написала, что с учетом непростого финансового состояния "Трансаэро" и "отсутствия четкого понимания у правительства происходящего внутри компании" обсуждение дальнейшей помощи перевозчику государством находится под вопросом. По мнению собеседника издания, дешевле будет предоставить другим авиакомпаниям субсидии на перевозку пассажиров, чем продолжать кредитовать "Трансаэро".

Руку помощи "Трансаэро" неожиданно протянуло не правительство, а прямой конкурент авиаперевозчика - компания "Аэрофлот".

1 сентября стало известно, что на заседании межведомственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова была поддержана возможность покупки 75% плюс 1 акция "Трансаэро" "Аэрофлотом". Позже обе компании подтвердили эту информацию.

"Деятельность "Трансаэро" будет реструктуризирована и интегрирована на операционном уровне", - сообщили "Интерфаксу" в "Аэрофлоте". "Трансаэро" сообщила, что акционеры рассчитывают, "что данная мера будет способствовать интересам пассажиров, работников и партнеров авиапредприятия".

Источник "Интерфакса", присутствовавший на заседании комиссии, сообщил, что совет директоров "Аэрофлота" в четверг рассмотрит вопрос о возможной санации "Трансаэро" Он же рассказал, что сумма сделки составит символический 1 рубль. Главные акционеры "Трансаэро" Александр и Ольга Плешаковы, напрямую владеющие 36,62% акций авиакомпании (совокупная бенефициарная доля Плешаковых никогда не раскрывалась), выйдут из ее капитала и покинут руководящие посты.

МОНОПОЛИИ НЕ БУДЕТ

"В среднесрочной и долгосрочной перспективе эта сделка, при грамотной реализации, способна существенно повысить акционерную стоимость "Аэрофлота". Авиакомпания увеличит долю рынка, сможет избавиться от практический демпинговой конкуренции "Трансаэро" на ряде маршрутов и укрепит свои позиции в конкуренции с международными авиаперевозчиками", - заявил "Интерфаксу" Алексей Германович, который входил в совет директоров "Аэрофлота" в 2012-2014 гг. и номинировался в этом году в его состав миноритариями авиакомпании во главе с фондом East Capital.

Однако в краткосрочной перспективе ряд элементов этой сделки будет сильно беспокоить инвесторов, отметил он. "Прежде всего, это огромный долг "Трансаэро". Многое будет зависеть от того, какую конфигурацию сделки выработают государство, "Аэрофлот", "Трансаэро" и ее кредиторы", - полагает Германович.

Он надеется, что при слиянии будет найдена конструкция, которая сделает поглощение "Трансаэро" приемлемым для всех акционеров "Аэрофлота". "Сильно сомневаюсь, что "Аэрофлот" будет готов взять "Трансаэро" в ее нынешнем виде - со всеми долгами и проблемами. Полагаю, что "Аэрофлот", правительство и кредиторы "Трансаэро" найдут решение, которое позволит "Аэрофлоту" получить здоровые активы "Трансаэро", а ее обязательства будут реструктурированы, возможно, с участием государства", - отметил Германович.

Представители ВТБ и Сбербанка - крупных кредиторов "Трансаэро" - во вторник отказались от комментариев.

В Минэкономразвития подчеркнули, что сейчас почти на всех маршрутах в России присутствует более трех авиаперевозчиков и "монополизации авиаперевозок не должно быть".

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) еще не получила ходатайство "Аэрофлота" о покупке "Трансаэро". После того как поступит ходатайство, ФАС будет анализировать структуру сделку и конкурентную среду, сообщил представитель ведомства.

"Данное решение (поглощение "Трансаэро" "Аэрофлотом" - ИФ) в сложившейся достаточно сложной ситуации на авиационном рынке является наиболее правильным", - считают в Минэкономразвития. "Это с одной стороны позволит погасить задолженность компании перед кредиторами, а с другой - обеспечить все взятые на себя обязательства перед пассажирами", - отметили в министерстве.

"Трансаэро" - вторая по пассажиропотоку авиакомпания в РФ. Основными ее акционерами являются супруги Ольга и Александр Плешаковы. Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс" на конец 2014 года, 11,51% акций числятся на балансе ООО "Трансаэро-финансы", 1,75% - на кипрской Jeimbo Cyprus Ltd., 6,48% акций - на кипрской Start-Up Investments Ltd. Кроме того, 3% принадлежит председателю Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяне Анодиной. Среди миноритариев "Трансаэро" - владелец микрофинансовой организации "Домашние деньги" Евгений Бернштам и частные акционеры "Внуково".

В январе-июле 2015 года компания перевезла 7,546 млн человек, что на 2,7% больше, чем годом ранее. Пассажирооборот авиаперевозчика за этот период упал на 8,5%, до 24,475 млрд пассажиро-километров. Занятость кресел подросла на 0,8%, до 84,6%.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });