С неба на землю

Есть обновление от 17:53

Авиаперевозчики сложили крылья. Ситуация со стремительно падающими объемами перевозок фиксирует катастрофическое положение - летать в принципе стало не актуально. Пассажирские авиаперевозки за два месяца рухнули почти на 40%, перевозка грузов только за январь - на 35%. И вновь на повестку дня встает вопрос об уходе недобросовестных авиаперевозчиков

С неба на землю
Thinkstock Images/Russian Look

Москва. 5 марта. IFX.RU - Жесткое приземление демонстрируют отечественные авиаперевозки. Финансовая ситуация грозит лишить авиакомпании не только кредитных ресурсов, но и клиентов. Пассажиры все меньше жаждут пользоваться ненавязчивым сервисом отечественной авиаиндустрии, а ушедшей на длительные кризисные каникулы промышленности не до перевозок грузов по воздуху.

Ситуация на рынке авиаперевозок, как и во многих других отраслях, плохая. Ряд компаний прекратили свое существование, а оставшиеся в живых уменьшают объемы.

Авиакомпании РФ в феврале 2009 года сократили перевозки пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%, заявил глава Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Курзенков на итоговой коллегии ведомства в четверг. В январе было зафиксировано снижение на 16,7%. Падение грузовых перевозок в январе этого года, по данным ведомства, составило 34,7%.

Флагман российской авиации, ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", по предварительным данным, в феврале 2009 года сократил перевозки пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9%, сообщил гендиректор компании Валерий Окулов журналистам в Москве. Он отметил, что ситуация в авиаотрасли "развивается по пессимистичному сценарию", который выражается в обвальном падении спроса на перевозки. Бронирование на апрель показывает сокращение на 18%, на май - на 14% по сравнению с прошлым годом.

Есть у рынка и чисто финансовые проблемы, которые грозят отрасли если не развалом, то массой неприятностей. Авиакомпании оказались в долгах как в шелках. Практически парализованный рынок кредитного ресурса перекрыл доступ к займам, и финансовая ситуация оценивается чиновником как "сложная". По словам Г.Курзенкова, в настоящее время в отрасли наблюдается кризис взаимных неплатежей, который, помимо общей финансовой ситуации, стал следствием краха альянса AiRUnion в августе прошлого года.

Доверие к авиакомпаниям у поставщиков топлива и аэропортов практически на нуле. В частности, поставщики, занявшие крайне "жесткую позицию", выдвигают требования полного погашения имеющейся задолженности авиакомпаний и перехода на работу по предоплате. "Данная позиция ставит под угрозу экономику предприятий", - отметил Г.Курзенков.

Отсутствие кредитов делает затруднительным рефинансирование по облигационным займам. Да мало ли еще проблем.

Ситуация в гражданской авиации требует немедленного решения, однако часть мер так и не реализована и представлена только в поручениях, сетует представитель интересов авиации.

Действительно, если не поторопиться с оказанием реальной помощи "крыльям России", то банкротство может постигнуть не только приснопамятный альянс. Авиакомпания "Сибирь" со всеми потрохами оказалась в закладе у банков в обеспечение набранных кредитов. Второй по величине российский авиаперевозчик бросился к государству, прося предоставить госгарантии по кредитам. Специалисты из Минтранса не исключают, что в беде компанию не оставят. Но это пока предположения.

Помимо решения финансовых проблем, рынок авиаперевозок оказалась совершенно не способен решать вопросы ценообразования, затрат и эксплуатационных запросов, указывает Г.Курзенков.

Спрос и предложение полностью разбалансированы, появились признаки нездоровой конкуренции. Некоторые предприятия принялись демпинговать себе в убыток, продавая билеты по заниженным ценам, лишь бы защитить свои маршруты.

"Авиакомпаниям приходится работать в условиях перекошенного баланса спроса и предложения. Ряд предприятий в неконтролируемой конкурентной борьбе с желанием защитить свои маршрутные сети продают билеты по заниженным ценам, увеличивая при этом свои долги", - заявил глава ведомства,

"Пора признать, что авиаперевозчики на самом деле являются скорее службами общественного пользования, чем коммерческими компаниями, нездоровая конкуренция никому не идет на пользу", - добавил он.

И вновь становится актуальной теме задержек авиарейсов. Глава Росавиации констатировал, что задержки авиарейсов - как по вине авиакомпаний, так и аэропортов - продолжают увеличиваться (в январе их было зафиксировано более 100). По мнению Г.Курзенкова, "недобросовестные перевозчики" должны уходить с рынка. "Не умеешь вести бизнес - уйди, предупреди!", - заявил он.

Так кому из российских авиапервозчиков удастся выжить в такой ситуации? Ответа на коллегии Росавиации не прозвучало. Но напомним, что ранее эксперты осторожно предполагали, что пятерка ведущих авиакомпаний выдержит. Вот только в этой "великолепной пятерке" звучало название "Сибирь". Неужели к рынку, который потерял высоту, придется применять методы госрегулирования, и государству придется занять позицию на "рулежке". В реестре Росавиации на середину февраля находилось 167 авиакомпаний, так что работы будет много.

Новости по теме

Экономика
Нефть перешла к росту после обвала наканунеНефть перешла к росту после обвала накануне
Повышение цен произошло на фоне сообщений о возможном снижении добычи ОПЕКПодробнее
ФНС увидела в обычной работе табачных компаний схему ухода от налоговФНС увидела в обычной работе табачных компаний схему ухода от налогов
Компаниям грозят налоговые претензии на десятки миллиардов рублей за оптимизацию запасов для снижения акцизаПодробнее
В сенате США предположили, что не успеют одобрить новые санкции против РФ до конца годаВ сенате США предположили, что не успеют одобрить новые санкции против РФ до конца года
Сейчас конгресс дорабатывает последние недели в старом составе и занят вопросами госрасходовПодробнее
Попавшим под санкции украинским компаниям не запрещены поставки товаров в РоссиюПопавшим под санкции украинским компаниям не запрещены поставки товаров в Россию
Ограничения касаются только финансовых взаимоотношенийПодробнее
Медведев пригрозил отказом России от участия в Давосском форумеМедведев пригрозил отказом России от участия в Давосском форуме
Премьера возмутил фактический запрет на посещение мероприятия для некоторых российских бизнесменовПодробнее
МЭА ожидает роста мирового спроса на нефть к 2040 более чем на 10%МЭА ожидает роста мирового спроса на нефть к 2040 более чем на 10%
Основной рост мирового спроса на нефть придётся на развивающиеся страныПодробнее
Недвижимость
Последние новости
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'byuef', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsAdaptive');