ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:54

День мобильного дурака

Мобильные мошенники с каждым днем становятся все изобретательнее. В дело идет игра на повышенной тревожности российских граждан и волнении за своих близких и даже угрозы заблокировать номер. Граждане, будьте бдительны!

День мобильного дурака
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 1 апреля. IFX.RU - День апрельского дурака для каждого, у кого есть сотовый телефон, может наступить в любой момент вне зависимости от того, какая дата на календаре. Мобильные мошенники всегда отличались богатой фантазией и нестандартным подходом к изъятию денег у неосмотрительных граждан. Сейчас же, в эпоху кризиса, креатив мошенников вырос просто до невероятных высот. Чуть ли не ежемесячно появляются новые способы списать средства со счета, причем обычно с полного вашего одобрения - о том, что вас обманули, вы узнаете постфактум, когда обнаружите, что ваш баланс близок к нулю, а то и вовсе ушел "в минус".

В последние недели появился новый и весьма изобретательный способ очистить ваш мобильный счет от лишних рублей.

Звонок. Вы, разумеется, смотрите на номер, который высвечивается на дисплее вашего мобильного друга. Друг вам отвечает: "Номер не определен". Вы с удивлением поднимаете трубку. Из нее доносится усталый голос молодого человека (девушки), характерный для сотрудников сервисной службы многих сотовых операторов, который сообщает о том, что ваш мобильный оператор ("Билайн", МТС, "МегаФон" или другой "регионофон") производит перерегистрацию мобильных номеров своих дорогих абонентов в новую, сверхсовременную систему 3G или 4G (возможны варианты). В данную минуту вам предлагается совершить эту перерегистрацию в тоновом режиме. "Вы согласны?", - интересуется усталый голос на том конце провода.

Обычно вы имеете достаточно слабое представление о том, что такое это 3 или 4G (максимум - что-то такое слышали, но с трудом можете отличить это 4G от G20). К тому же, звонок может прийтись не очень вовремя - вы чем-то заняты (к примеру, за рулем или на какой-то встрече). Если вы соглашаетесь не сразу, голос в трубке становится еще более усталым: мол, как вы все, неумные абоненты, меня достали. Он с преувеличенным терпением начинает вам объяснять, что эта процедура не займет у вас много времени и причем проводится совершенно безвозмездно (то есть даром). От вас потребуется только принять SMS, а затем переслать его обратно - таким образом с вас снимут старый код регистрации. С помощью второго SMS вы получите новый код - и вуаля! Все готово!

Если у вас и после этого остались сомнения в том, что вы готовы на такие подвиги, голос становится устало-раздраженным и сообщает вам о том, что если вы сейчас не проведете эту операцию, вам заблокируют номер. Чтобы подключить его обратно, придется собрать весь пакет документов на этот номер (кто хранит эти бумажки??), прийти в главный офис сотового оператора, написать заявление - и дней через десять вы снова будете на связи. При этом вас настойчиво предупреждают: ни в коем случае не отключайтесь, иначе может произойти автоматическая блокировка вашего номера - просто потому, что компьютерная система "сработает некорректно". Если вы продолжаете сомневаться, вам сообщают, сколько средств у вас на счету в данный момент. Если и это не убеждает вас, следует пассаж о том, что при перерегистрации вам на счет поступят бонусные деньги.

Если вы не бросаете трубку на этом этапе, распознав "разводку", вас просят подождать минуточку, и вам на телефон приходит SMS с какого-нибудь четырех-пятизначного номера. Оно будет выглядеть примерно так (цифры могут быть разные, буквенные обозначения одни и те же): p:450 n:912ХХХХХХХ. Голос попросит вас переслать это сообщение, к примеру, на номер 84444, не прерывая при этом связи с ним. Вы выполняете требуемое. Получаете подтверждение, что ваше сообщение доставлено. Вам радостно сообщают, что ваш старый код снят, теперь осталось только получить новый. Следует еще одно похожее SMS и просьба выслать на какой-то немногозначный номер.

Вот тут-то и начинается самое интересное. Если вы все делаете достаточно медленно, вы можете успеть до того, как отключитесь от прекрасно усталого голоса, получить новое SMS. Оно вас известит о том, что ваш платеж 450 рублей (цифры после буквы "p" в самом первом сообщении "от сервисной службы", помните?) на номер МТС ("Билайн", МегаФон" или другой "регионофон") успешно проведен. И тут вы вспоминаете, что именно такие цифры были после буквы "n"… Все уже понятно без слов. Вы подарили мошеннику два платежа (ведь вы дважды посылали SMS, правда?).

Но так как вы еще не отключились от псевдо-сотрудника службы поддержки абонентов, вы у него интересуетесь, а с какой это радости я заплатил на номер МТС, когда у меня вообще-то "Билайн" ("МегаФон"…)? Вам пытаются объяснить, что это просто еще не произошла перерегистрация, и "система работает некорректно". И вообще, МТС - это совсем не сотовый оператор, а "мобильная телесистема "Билайн" или там "МегаФон"… И раздраженно интересуются, будете ли вы заканчивать перерегистрацию в сети нового поколения? Вы, разумеется, более не имеете никакого желания давать денег чужому дяде и твердо отвечаете: "Нет!". "Тогда вам не менее твердо отвечают: "Тогда мы блокируем ваш номер!".

Результаты "разводки": минус несколько сотен рублей и нервная проверка телефона каждые пять минут - а не отключили ли вас от сети на самом деле?

У этого мошенничества могут быть разные вариации. Вам могут не позвонить, а, к примеру, выслать SMS с угрозой отключения и номером, куда надо выслать денег.

Архивные "разводки"

"Мобильные лохотронщики" всегда неплохо себя чувствовали на просторах России. Они, кажется, появились вместе с мобильными телефонами. Номера своих жертв они зачастую выбирают наобум, хотя наиболее опытные обманщики предпочитают телефоны много говорящих абонентов. К тому же, сейчас в сети Интернет практически в открытом доступе можно найти не только базы данных абонентов сотовых операторов, но и глобальные базы данных - вплоть до зарегистрированного на человека имущества, номера паспорта и штрафов за нарушение ПДД.

На этих базах данных основан и еще один относительно новый вид мошенничества. К примеру, вы продали машину. Через некоторое время вам звонит некто, представляется покупателем и рассказывает страшную историю о том, что он заглох на МКАДе, и надо срочно позвонить друзьям, а денег на счету нет совсем. И не будете ли вы так любезны помочь и "кинуть" на счет рублей сто?

Об SMS, в которых мошенники просят положить им на счет немного денег, потому как баланс нулевой (или перезвонить) говорить не стоит. Частенько в этих SMS просьба может быть обращена лично к вам - по имени (информация все из тех же баз данных).

Совсем уже старые способы "разводки" - сообщения о том, что вы выиграли подарки в акции, проводимой крупным магазином (радио, ТВ, турфирмой - нужное подчеркнуть). Для того, чтобы получить этот приз, вам всего лишь нужно перевести деньги на определенный счет (приобрести карту экспресс-оплаты и сообщить секретный код). Это мотивируется обычно тем, что эта сумма - налоги на выигрыш приза или оплата доставки товара.

Вот еще один не менее старый способ. SMS сообщает вам о том, что вам на счет поступили деньги. Сразу же после ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же "Мобильным переводом".

В общем, не стоит попадаться на эти уловки. Если вам угрожают отключением номера или требуют штраф - отключайтесь и звоните в службу поддержи, если вы не уверены в том, что это были мошенники. И помните: сотовые операторы не имеют права просить вас перевести деньги любым другим способом, кроме предоставления вам счета в официальной форме за свои услуги.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });