Рынок PR рухнет на 30%

Объем рынка PR в России пока не может даже сравниться с объемом рынка рекламы. Эксперты АКОС впервые оценили, сколько же российские компании тратят на public relations. Результаты неутешительны: затраты вчетверо меньше, чем на обычную рекламу. Кризис же вернет пиарщиков к уровням 2007 года

Рынок PR рухнет на 30%
liquidlibrary/Russian Look

Москва. 17 апреля. IFX.RU - Сколько стоит известность бренда в России? За рубежом помимо обычной рекламы на повышение узнаваемости образа и престижа (то есть на PR) компании уже давно закладывают немалые суммы. В России этот вид услуг, public relations или, проще говоря, связи с общественностью, появился сравнительно недавно, и пока не может конкурировать с развитыми странами. Хотя даже правительство страны тратит немалые деньги на то, чтобы бренд "Россия" на мировой арене перестал оцениваться с пренебрежением. Однако сколько отечественные компании тратят на эти цели - до сих пор никто не считал.

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) опубликовало первое исследование рынка PR в России (с 2007 по 2009 год). В последние три года рынок очень активно развивался, констатируют они. Рост составил $750 млн (c $1,75 млрд в 2007 году). В 2008 году совокупный объем рынка составил $2,5 млрд, то есть он вырос на 43%.

Как всем понятно, кризис не мог не отразиться на рынке коммуникационных услуг. "Рост мог бы быть еще более заметным, если бы не влияние экономического кризиса, - отметила Елена Фадеева, председатель АКОС, генеральный директор компании Fleishman-Hillard Vanguard. - Мы ожидаем в 2009 году падения объема рынка до уровня 2007 года".

Между тем объем средств, которые российский компании потратили на рекламу, по подсчетам ZenithOptimedia, в 2008 году составил 267 млрд рублей (более $10 млрд). То есть объем рынка коммуникационных услуг пока вчетверо меньше рекламного.

По прогнозам АКОС в 2009 году объем рынка снизится на 28% и составит $1,8 млрд. В прошлом году доля затрат на PR в среднем составляла менее 10% общих затрат компаний на продвижение. Сейчас же все активно урезают траты.

Больнее всего будет пиарщикам, которые работают в секторе автомобилестроения и строительства. Ведь именно эти отрасли больше всего пострадали от кризиса. Так что, как ожидают эксперты, в 2009 году PR-бюджеты компаний этих отраслей сократятся на 80%.

Несладко придется и PR-услугам в категории FMCG (потребительские товары и услуги повседневного спроса). Ритейлеры и компании, выпускающие такие товары, сейчас тоже находятся не в самой лучшей форме и тоже будут сокращать расходы. Ожидается, что они уменьшат PR-бюджеты на 15-20%. Примерно та же ситуация ожидается и в госпредприятиях.

Более оптимистичен прогноз в отношении бюджетов фармацевтического и IT секторов, которые или сократятся незначительно, или останутся на уровне 2008 года.

Объем крупнейшего мирового рынка PR-услуг, рынка США, составил $4 млрд в 2007 году (согласно докладу Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO). Нам очень далеко до этих цифр. PR-услуги в нашей стране пока не пользуются таким бешеным спросом, как за океаном. В 2007 году объем этого рынка в РФ составлял $800 млн. Правда, в прошлом году он подрос на четверть, до $1 млрд. В 2007 году Россия заняла третье место по темпам роста, уступая лишь Турции и Индии.

Но этот год будет провальным - упадет не только совокупный объем рынка, но и объем услуг. В 2009 году по предварительным прогнозам российские показатели объема рынка PR-услуг упадут до цифры в $700 млн, то есть ниже уровня-2007. Однако некоторые виды PR активно востребованы и в нынешней ситуации, например, 2009 год показывает рост маркетингового PR в секторе B2C (общение с потребителем), корпоративных и антикризисных коммуникаций.

Экономика
Бензины в октябре - осеннее обострение весеннего кризиса. ОбзорБензины в октябре - осеннее обострение весеннего кризиса. Обзор
Отраслевые эксперты сравнили ситуацию на рынке топлива в преддверии повышения акцизовПодробнее
Сбербанк будет искать нового покупателя украинской "дочки"Сбербанк будет искать нового покупателя украинской "дочки"
Национальный банк Украины посчитал белорусского покупателя - Паритетбанк - недостаточно "репутабельным"Подробнее
Сбербанку и ВТБ поручили создать региональную авиакомпаниюСбербанку и ВТБ поручили создать региональную авиакомпанию
Новый перевозчик, по данным "Ведомостей", рассчитан на пассажиропоток в 6-10 миллионов человек в годПодробнее
В России появилась Ассоциация участников рынка больших данныхВ России появилась Ассоциация участников рынка больших данных
Мегафон, Mail.Ru, Яндекс, Тинькофф Банк учредили организацию в области Big DataПодробнее
Россия в августе сократила объем вложений в облигации США на $810 млнРоссия в августе сократила объем вложений в облигации США на $810 млн
На конец августа России принадлежали US Treasuries на общую сумму $14,097 млрд против $14,907 млрд месяцем ранееПодробнее
Audi заплатит 800 млн евро штрафа за манипуляции с выхлопамиAudi заплатит 800 млн евро штрафа за манипуляции с выхлопами
Компания признала свою вину в связи с "дизельгейтом"Подробнее
Недвижимость
Последние новости
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'byuef', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsAdaptive');