ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:00

Страшный, но убедительный Кудрин

Бюджет-2009, приправленный ужасами от министра финансов Алексея Кудрина, благополучно пережил критику сенаторов. Приняв баланс на этот год Совет Федерации рекомендовал правительству в концепции бюджета-2010 предусмотреть допмеры по сдерживанию роста цен на продукты, топливо и тарифов ЖКХ

Страшный, но убедительный Кудрин
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 23 апреля. IFX.RU - В последнее время вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин стал едва ли не самым "анти-популярным" чиновником: кто только ни атаковал "хранителя бюджета" за его скупость в финансировании мер по поддержке экономики в кризисный период и мрачные прогнозы. Теперь черед дошел и до Совета Федерации: в среду в верхней палате парламента прошло голосование по антикризисным поправкам в бюджет-2009. Критика, естественно, была, но, тем не менее, кудринская логика нашла поддержку у сенаторов, несмотря на значительное урезание бюджетных расходов.

Совфед - "за"

Совет Федерации одобрил внесение изменений в федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

В соответствии с документом прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета РФ в 2009 году снизится на 4,213 трлн рублей по сравнению с утвержденным объемом и составит 6,714 трлн рублей (16,6% ВВП). Общий объем расходов бюджета увеличится по сравнению с утвержденным на 667,3 млрд рублей и достигнет 9,692 трлн рублей (24% ВВП).

Дефицит федерального бюджета составит 2,978 трлн рублей (7,4% ВВП) против утвержденного ранее профицита в 1,9 трлн рублей.

Закон увеличивает расходы бюджета на 1,6 трлн рублей (4% ВВП) за счет так называемых антикризисных мер и сокращает ранее утвержденные бюджетные ассигнования на 943,3 млрд рублей.

Новые параметры бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,42 трлн рублей, уровня инфляции 13% и среднегодовой цены нефти Urals $41 за баррель.

Нефтегазовые доходы бюджета сократятся по сравнению с ранее запланированным объемом более чем на 2,6 трлн рублей и составят около 2 трлн рублей.

Объем нефтегазового трансферта и нормативная величина Резервного фонда не меняются и составят 2,531 трлн рублей и 5,147 трлн рублей соответственно.

Новые бюджетные ассигнования в сумме 1,6 трлн рублей предлагается направить на мероприятия по стабилизации финансового рынка, поддержке отраслей экономики и социальной защите населения в условиях международного финансового кризиса.

Спикер - "против": в стране и так напряженно

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что голосовал против принятия бюджетных поправок.

"Я голосовал против этого бюджета, потому что считаю, что одного стремления правительства сохранить в условиях кризиса социальные обязательства явно недостаточно", - сказал С.Миронов "Интерфаксу", подчеркнув, что считает свою позицию обоснованной.

При этом он подчеркнул, что необходимо увеличить социальную нагрузку на бюджет за счет более эффективного проведения антикризисной экономической политики. "Наша антикризисная программа оказалась самой дорогой в мире по удельному весу затрат в ВВП. И где результат? Триллион рублей, которые банки заработали на девальвации рубля? Это результат?" - подчеркнул С.Миронов.

Он считает, что этот триллион, который банки заработали, не привел к оживлению кредитования. Напротив, предприятия реального сектора не кредитуются, а средства господдержки, обещанные системообразующим компаниям, до получателей так и не доходят. "Крупнейшие банки, которым была оказана господдержка, заработали в итоге намного больше совокупного объема социальных расходов, которые предусмотрены в бюджете 2009 года", -утверждает С.Миронов.

Он не сомневается, что у правительства есть резервы, чтобы увеличить социальную нагрузку. "Но составители бюджета этих резервов как будто не видят или делают вид, что не видят. В этом случае одобренный Советом Федерации бюджет тем более неприемлем", - заявил С.Миронов.

По его словам, сейчас социальная обстановка в стране далека от той, что была год назад. "В этой ситуации необходим ответственный подход и увеличение социальных расходов, потому что именно сегодня, когда тяжело, людям нужна государственная поддержка, а нам предлагают ужать, по сравнению с докризисным вариантом бюджета, ряд важнейших расходов на здравоохранение и образование", - сказал С.Миронов.

А будет еще страшней

Однако, несмотря на обрушившуюся в последнее время на А.Кудрина волну критики за его скептицизм - еще свежо в памяти высказывание министра о том, что трудно будет первые "10-20-50 лет", потом мир восстановится после рецессии - глава Минфина продолжил в среду высказываться в том же духе.

"Мы предполагаем, что Резервный фонд в следующем году будет практически полностью израсходован", - сказал он журналистам, добавив при этом "успокоительные" заверения в том, что фонд выполнит свою задачу поддержки бюджетной системы в кризисных условиях.

Глава Минфина подчеркнул, что Фонд национального благосостояния (ФНБ) пока не планируется трогать. "Но не исключено, что при определенных обстоятельствах он будет использован на поддержку пенсионной системы", - отметил он. По его словам, Минфин делал расчеты по использованию ФНБ для различных сценариев пенсионной реформы, разработанных в министерстве, но эти сценарии "пока отложены". В связи с этим Минфин готовит новые расчеты, исходя из сценария реформы, одобренного правительством РФ.

Выступая в Совете Федерации, глава Минфина заявил, что период роста расходов бюджета завершается, а в 2010 и 2011 годах расходы бюджета должны быть снижены в номинальном выражении по ряду функциональных направлений.

"Наш прогноз на 2010 и 2011 годы говорит о том, что бюджет в номинальном выражении останется примерно на том же уровне, как и в 2009 году, потому что нам придется сокращать дефицит примерно с 7,4% ВВП до 5% ВВП", - сказал он.

А.Кудрин отметил, что в 2010 и 2011 годах будет меньше возможности использовать средства Резервного фонда для покрытия дефицита бюджета и удерживать планку расходов.

"Значит, по некоторым функциональным направлениям будет снижение расходов в номинальном выражении в 2010 и 2011 годах. Нужно будет более внимательно рассмотреть приоритеты", - заявил глава Минфина.

"В ближайшие годы нам придется хотя бы поддерживать расходы в реальном выражении на этом уровне по многим отраслям, но по некоторым отраслям мы даже не сможем этого сделать, и придется уменьшать программы", - считает А.Кудрин.

С региональными бюджетами ситуация тоже будет непростая. По мнению А.Кудрина, дефицит региональных бюджетов РФ в 2009 году составит 800-830 млрд рублей.

По его словам, доходы бюджетов субъектов РФ в 2009 году снизятся на 1,1 трлн рублей, или на 18%, по сравнению с прошлым годом. При этом падение поступлений налога на прибыль в региональные бюджеты прогнозируется на уровне 45%, отметил, выступая в Совете Федерации, глава Минфина. Расходы региональных бюджетов, по его словам, снизятся примерно на 5% по сравнению с 2008 годом.

"Несбалансированность составит около 800-830 млрд рублей", - отметил он. При этом дефицит будет покрыт за счет остатков на счетах субъектов РФ на начало года в сумме 416 млрд рублей, за счет заимствований на рынке в сумме 112 млрд рублей, а остальная часть дефицита будет покрыта за счет средств федерального бюджета в сумме 300 млрд рублей.

Банкиры могут не справиться, но поддержать их стоит

А.Кудрин, выступая в Совете Федерации, также заявил, что объем поддержки банковского сектора РФ из федерального бюджета может быть увеличен в 2009 году в случае роста невозврата кредитов реального сектора.

Он напомнил, что в федеральном бюджете на 2009 год с учетом внесенных поправок предусмотрено выделить на поддержку финансового сектора 280 млрд рублей, из них 100 млрд рублей планируется направить в ВЭБ на финансирование инвестиционных проектов всех ведущих отраслей. Кроме того, правительство в пределах своих полномочий планирует направить в текущем году 255 млрд рублей на депозиты во Внешэкономбанк для предоставления субординированных кредитов банковской системе, малому бизнесу и ЖКХ.

По его словам, в настоящее время государство оценивает масштаб вложения средств в крупные банки, акционером которых является, на уровне невозврата кредитов реального сектора банкам. Объем такого невозврата в настоящее время оценивается в размере около 10% выданных кредитов.

По словам министра, в случае, если объем невозврата будет больше, то "придется вернуться к бюджету 2009 года и изыскать средства на дополнительную капитализацию банковского сектора".

Как подчеркнул А.Кудрин, поддержка банковской системы необходима, так как только в 30 крупнейших банках находится 4,5 трлн рублей средств вкладчиков, без учета Сбербанка этот объем составляет 1,5 трлн рублей. Во всей банковской системе объем вкладов составляет 5,9 трлн рублей. "Эти средства не лежат на счетах банков, они выданы в виде кредитов реальному сектору", - сказал министр. "Это основные ресурсы банковской системы",- подчеркнул он. Он пояснил, что когда возникает риск невозврата кредита, банк не может выполнить свои обязательства и "может перестать функционировать как банк". "Мы не заинтересованы, чтобы у банка возникали такие сложности", - сказал он.

"В связи с этим, в силу объективных обстоятельств, реакции реального сектора в условиях кризиса, который желает пролонгировать или реструктурировать кредиты, мы должны предусмотреть необходимую капитализацию банковского сектора", - отметил министр.

Он также сообщил, что в целом банковская система с октября 2008 года выдала кредиты на сумму 3 трлн рублей всем ведущим отраслям экономики РФ, включая строительную отрасль и оборонно-промышленный комплекс.

Сенаторы рекомендуют

Совет Федерации в среду принял постановление, в котором сформулировал свои предложения по формированию концепции федерального бюджета на 2010 год.

Сенаторы призвали правительство РФ разработать комплекс дополнительных мер по ограничению роста цен на продовольственные товары, горюче-смазочные материалы и тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

В постановлении отмечается, что формирование политики межбюджетных отношений и определения объемов финансовой помощи регионам должно производиться с учетом темпов и объемов сокращения доходной базы их бюджетов, а также по итогам мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов.

В целях оптимизации расходов федерального бюджета и выявления имеющихся резервов необходимо, считают в Совете Федерации, провести мониторинг бюджетных обязательств РФ, что будет способствовать "исполнению в первоочередном порядке социальных обязательств РФ и оказанию дополнительных мер поддержки субъектов в связи с сокращением доходной базы регионов".

Кроме того, в постановлении говорится, что в сложившейся экономической ситуации государство должно обеспечить "благоприятные условия хозяйственной деятельности частному бизнесу, в первую очередь среднему и малому предпринимательству, и государственная политика в отношении этой категории бизнеса должна быть направлена на использование мер налоговой поддержки, улучшения делового климата, создание необходимой инфраструктуры и ликвидацию административных барьеров, а также защиту прав собственности".

Сенаторы отмечают, что с учетом новых макроэкономических характеристик и ожидаемых цен на топливно-сырьевые ресурсы главными задачами налогово-бюджетной политики на ближайшее время должны стать обеспечение устойчивости бюджетной системы, выполнение социальных обязательств государства, недопущение резкого падения уровня жизни населения и объема валового внутреннего продукта.

Новости по теме

Надежда-2011

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });