ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:11

Рецепт ОЭСР: отказаться от экспортных пошлин

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выписала России новые рецепты обустройства экономики страны. Ряд предложений, таких, как переход к таргетированию инфляции, консолидация банковской системы и неснижение НДС, давно поддерживаются российскими чиновниками. Но идея отмены экспортный пошлин на нефть понимания у них не нашла

Рецепт ОЭСР: отказаться от экспортных пошлин
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 15 июля. IFX.RU - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в среду в Москве представила экономический обзор по России, в котором содержится ряд рекомендаций правительству РФ и ЦБ, ряд из которых вряд ли выполнимы даже в среднесрочной перспективе.

Особую пикантность ситуации придает факт недавнего начала переговоров о присоединении России к этой организации, поэтому российским чиновникам остается хвалить доклад и осторожно замечать, что некоторые рекомендации в настоящее время нереализуемы.

"В целом оценки и выводы достаточно обоснованы, не вызывают принципиальных возражений", - заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, открывая дискуссию по обзору. Однако ход дальнейшей дискуссии показал, что возражения есть, и носят они именно принципиальный характер.

Экспортная пошлина на нефть - отмены не будет

Западные страны уже давно и безуспешно ставят вопрос об отмене экспортных пошлин на сырье в России. Несмотря на неудачные попытки добиться этого в рамках переговорного процесса по ВТО, крестовый поход против российских экспортных пошлин возглавила ОЭСР, процесс присоединения к которому у России только начинается и еще не вызывает у российских чиновников идиосинкразии, как переговоры по ВТО.

"Налогообложение нефтегазового сектора следует скорректировать таким образом, чтобы это позволяло получать экономическую ренту, не подрывая стимулов к разведке и разработке месторождений. В частности, налог на экспорт нефти и нефтепродуктов в среднесрочной перспективе должен быть отменен", - говорится в обзоре ОЭСР.

Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач сразу заявил, что "в среднесрочной перспективе Россия не сможет отказаться от экспортных пошлин на нефть". "Мы один раз сделали это по настоянию МВФ в 1995 году и через три года получили банкротство бюджета", - напомнил он.

При этом А.Клепач отметил, что нужно совершенствовать налогообложение нефтегазового сектора, чтобы оно не играло роль сдерживающего фактора для развития проектов в Восточной Сибири, на шельфе, а также не было "недружественным к малому бизнесу в этой сфере".

НДС в кризис снижать нельзя, внимание налогу на имущество

ОЭСР одобрила действия правительства РФ по отказу от предложений по снижению ставки налога на добавленную стоимость (НДС).

"Правительство должно непосредственно заняться проблемами с возмещением НДС, а не поддаваться требованиям о снижении ставок, с учетом того НДС является относительно эффективным налогом", - говорится в докладе.

При этом в ОЭСР отмечают, что "у России есть возможность увеличить долю доходов от налога на имущество, который, согласно исследованиям ОЭСР, является формой налогообложения, в наименьшей мере оказывающей дестимулирующее воздействие на рост".

Эти предложения уже нашли понимание в Минэкономразвития. А.Клепач согласился, что "в условиях кризиса у нас нет возможности снижать ставку НДС". По его словам, есть потенциал увеличить собираемость этого налога, который сейчас составляет примерно 70%.

Замминистра также согласен, что особое внимание необходимо уделить налогу на имущество, так как в России по сравнению с другими странами доля этого налога в общем объеме налогов низкая.

ОЭСР также предлагает изучить возможность дальнейшего снижения налога на прибыль.

Кроме того, в целях повышения экономической эффективности ОЭСР считает "целесообразным рассмотреть возможность уменьшения сравнительно высокой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, которая также оказывает относительно неблагоприятное влияние на рост".

Таргетированию инфяции быть

ОЭСР приветствовала решение ЦБ перейти к режиму таргетирования инфляции. На взгляд экспертов организации, такой переход должен быть поэтапным: "Применительно к России можно привести много доводов в пользу постепенности такого перехода, поскольку ряд важных условий (некоторые из которых выходят за рамки технических приготовлений со стороны ЦБ), требующих политической поддержки, остаются невыполненным".

"Пока еще слишком мало известно насчет способности предсказывать инфляцию и то, как инфляция реагирует на изменения в устанавливаемых процентных ставках. Кроме того, система таргетирования инфляции была бы, без сомнения, более эффективной, если бы в России были более развитые финансовые рынки и большая независимость ЦБ", - отмечают в ОЭСР.

Первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян подтвердил намерение ЦБ прейти к таргетированию инфляции. При этом он заметил, что переход к таргетированию не означает, что все внимание будет уделено только достижению целевых показателей по инфляции, а все остальные макропоказатели не будут браться в расчет.

Он также отметил, что если смотреть на решение задачи по переходу на таргетирование инфляции, то не нужно резко смягчать денежную политику, так как эти задачи в какой-то мере противоположные. "Не уверен, что должны резко смягчать денежную политику", - сказал первый зампред ЦБ.

Консолидация банков целесообразна

В ОЭСР отмечают, что хотя в РФ существует много банков, в целом конкуренция остается слабой, особенно на региональном уровне.

"Консолидация данного сектора была бы весьма целесообразной, поскольку это бы позволило большему числу банков достичь размера, при котором обеспечивается минимально необходимая эффективность, что важно для обеспечения подлинной конкуренции. В долгосрочной перспективе более рациональное участие государства в банковском секторе усилит конкуренцию и увеличит эффективность", - говорится в докладе.

Кроме того, ОЭСР для увеличения продолжительности эффективного срока банковских пассивов советует отменить положение ГК РФ, позволяющее гражданам изымать средства срочных вкладов вне зависимости от предусмотренного договором срока.

Отметим, что предложения по консолидации банковского сектора совпадают с намерениями правительства, которое об этой идее упоминало в принятой антикризисной программе. А вот что касается возможности досрочно снять вклад, руководство страны уже называло ее достижением, так что вряд ли Россия пойдет на ее отмену.

Пошлины иностранные инвесторы, госкорпорации - споры предстоят

Очевидно, что одними из главных разногласий при присоединении России к ОЭСР станут размер импортных пошлин, функционирование госкорпораций в РФ и допуск иностранных инвестиций в страну.

В условиях кризиса Москва вряд ли откажется от защиты российских производителей, снижая импортные пошлины, а также от создания госкорпораций, играющих значительную роль в экономике.

Без сомнения, эти темы станут одними из наиболее обсуждаемых в рамках процесса присоединения РФ к ОЭСР.

В докладе ОЭСР отмечается, что средняя ставка тарифа на импорт в России несколько выше, чем в большинстве других стран со средним уровнем дохода, и значительно выше чем в странах - членах ОЭСР.

"Снижение тарифной защиты и разброса между тарифами с приведением их к уровню, принятому в ОЭСР, способствовало бы улучшению экономических результатов и ускорению присоединения РФ к ВТО", - считают в ОЭСР.

В ОЭСР также отмечают, что барьеры в России для иностранной собственности являются высоким по сравнению со странами - членами ОЭСР. "Появление крупных контролируемых государством конгломератов, обладающих доминирующим положением на рынке, также является препятствием к притоку прямых иностранных инвестиций. Возможности иностранных инвесторов по приобретению доли в капитале таких конгломератов или по участию в заключении госконтрактов на поставку товаров в тех отраслях, в которых такие конгломераты функционируют, строго ограничены", - отмечают в ОЭСР.

В ОЭСР считают, что правительство РФ "должно обеспечить большую открытость и предсказуемость режима иностранных инвестиций, пересмотреть перечень стратегических отраслей и обеспечить равные условия игры для российских и иностранных компаний в плане заключения госконтрактов на поставку товаров для госнужд и доступа к субсидиям".

ОЭСР И Россия - все еще впереди

ОЭСР, образованная в 1961 году, является одной из ведущих межправительственных международных экономических организаций мира, которая включает 30 наиболее развитых стран. В настоящее время в нее входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Южная Корея и Япония.

Страны-участницы ОЭСР дали согласие на начало переговоров о присоединении к этой организации России в мае 2007 года. В январе этого года комиссия правительства РФ по вопросам ВТО и взаимодействия с ОЭСР поручила Минэкономразвития подготовку проекта меморандума о соответствии российского законодательства нормативно-правовой базе ОЭСР.

В июне глава Минэкономразвития передала в секретариат ОЭСР начальный меморандум о позиции России в отношении актов этой организации.

Таким образом, дан формальный старт переговорному процессу по присоединению России к ОЭСР.

Теперь меморандум будут рассматривать профильные комитеты ОЭСР, занимающиеся вопросами инвестиций, охраны окружающей среды, конкуренции, занятости, корпоративного управления, борьбы с коррупцией.

Чтобы стать членом ОЭСР, РФ до этого надо будет присоединиться к ВТО.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });