ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Magna и Сбербанк сели в Opel

GM все-таки продаст основную долю в германском Opel и британском Vauxhall (бренд Opel в Великобритании) альянсу Magna-Сбербанк. Это решение было принято после пяти месяцев колебаний и упорных переговоров

Magna и Сбербанк сели в Opel
Фото: Reuters

Москва. 11 сентября. IFX.RU - Будущее автопроизводителя Opel стало более определенным. Его находящийся в состоянии банкротства владелец, американский концерн General Motors, наконец, выбрал покупателя - консорциум канадской Magna и Сбербанка РФ. Однако завершение сделки потребует нескольких месяцев.

После пяти месяцев колебаний

Совет директоров General Motors решился на продажу 55% Opel альянсу Magna и Сбербанка после почти 5 месяцев раздумий. В четверг американский концерн заявил, что совет директоров принял решение в пользу консорциума Magna/Сбербанк.

В последнее время казалось, что GM все больше склоняется к тому, чтобы оставить Opel себе. В последний раз сообщалось о том, что компания рассматривает 4 варианта: продажа контрольного пакета Opel консорциуму в составе канадского производителя автокомпонентов Magna и Сбербанка РФ, продажа бельгийской инвесткомпании RHJ, сохранение контроля над Opel и, наконец, банкротство европейского подразделения.

Окончательное решение по Opel в последние несколько месяцев уже неоднократно переносилось из-за разногласий между основными заинтересованными сторонами - GM и правительством Германии.

В выборе между двумя претендентами на Opel ни GM, ни Германия своих предпочтений не скрывали. GM неоднократно заявляла, что считает более простым вариантом сделку с RHJ, так как продажа Opel консорциуму Magna и Сбербанка порождает много вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью. Правительство Германии, в свою очередь, однозначно высказывается в пользу предложения Magna и Сбербанка, так как оно позволяет сохранить максимум рабочих мест на предприятиях Opel в ФРГ.

Германия не является акционером Opel, значимость ее позиции в этой сделке определяется готовностью предоставить покупателем автоконцерна госгарантии. Однако в конце августа стало известно, что GM может прибегнуть к помощи других стран - США, Великобритании, Испании, Польши - для финансирования реструктуризации Opel, а также вложить собственные средства. В этом случае контроль над Opel остался бы у GM.

Также неофициально высказывались опасения, связанные с возможной передачей интеллектуальной собственности концерна российской или канадской стороне. Помимо российского банка в консорциум входит группа "ГАЗ" Олега Дерипаски, которая предложила собственные производственные мощности для сборки автомобилей концерна, а главой ОАО "ГАЗ" был назначен бывший топ-менеджер GM.

В конце июля канадская компания провела презентацию улучшенных условий по выкупу пакета Opel, но принятие решения со стороны GM все затягивалось. К этому моменту канадско-российский консорциум предложил инвестировать 500 млн евро в развитие немецкого автопроизводителя при первоначально взносе в 350 млн евро вместо обещанных ранее 100 млн евро (оставшаяся сумма будет оформлена в конвертируемые облигации).

Также менеджмент Magna продолжал напоминать о том, что их предложение в отличие от других предполагает максимальное сохранение предприятий банкротного Opel, что, как неоднократно сообщалось, являлось одним из основных преимуществ варианта спасения компании от консорциума.

Между тем на пресс-конференции по итогам совета директоров GM канадская Magna сообщила, что намерена закрыть завод в Бельгии, а также перенести производство из Испании на одно из германских предприятий компании.

Велика беда начало

Согласно сообщению GM, совместное предложение Magna International Inc. и Сбербанка России по приобретению 55%-ного пакета акций Adam Opel GmbH было признано General Motors Company и Opel Trust наиболее предпочтительным с точки зрения дальнейшего развития Opel. В соответствии с предложением консорциума, его участники, Magna и Сбербанк, будут владеть приобретенным пакетом акций в равных долях (50:50). GM сохранит 35%-ную долю, остальные 10% перейдут по новому трудовому соглашению к сотрудникам немецкого автопроизводителя. Предложение предусматривает, что совокупный размер инвестиций консорциума в акционерный капитал Opel составит 500 млн евро.

Однако на этом продолжительная история подготовки сделки еще далека от окончательного завершения.

Концерн обещает завершить обсуждение некоторых ключевых условий сделки в течение ближайших недель, после чего будет подготовлено итоговое соглашение. Полностью закрыть сделку американский концерн рассчитывает через несколько месяцев, до конца ноября, получив одобрение профсоюзов.

Президент - председатель Сбербанка РФ Герман Греф заявил журналистам в четверг, что пока рано говорить о том, что принято окончательное решение. "Это пока очень важный, промежуточный этап сделки", - подчеркнул он.

Рассказывая о том, как шли переговоры, он сообщил: "Данное решение далось очень непросто - и компании General Motors, и нам". "Это были очень непростые переговоры, сама сделка по своей структуре беспрецедентно сложна: только одно соглашение о намерениях - это документ свыше 1000 страниц", - добавил он.

Согласно опубликованному в четверг вечером совместному заявлению Сбербанка и Magna, если сделка будет успешно завершена, "Magna обеспечит жесткое разграничение между бизнес-блоком автозапчастей Magna и деятельностью Opel для того, чтобы обеспечить конфиденциальность интеллектуальной собственности своих клиентов".

Также компании упоминают, что "завершение сделки станет возможным при соблюдении основных договоренностей и условий, включая получение финансирования под гарантии правительства Германии и одобрение со стороны регулирующих органов".

По последней информации Германия намерена предоставить Opel до 4,5 млрд евро госгараний в качестве поддержки. Премьер земли Тюрингия Дитер Алтхаус заявлял ранее, что в случае, если инвестором станет не Magna, получение господдержки встанет под вопрос.

GM купила 80% акций Opel в 1929 году во время мирового экономического кризиса.

Всего на предприятиях Opel задействовано порядка 50 тыс. рабочих, половина из их числа сосредоточена в Германии, остальные - в Великобритании, Испании, Бельгии, Польше.

Новости по теме

GM заканчивает распродажу

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });