ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Легендарный Эл Фостер забарабанил Москву

В Москве на сцене джаз-клуба "Союз композиторов" состоялись концерты квартета выдающегося американского джазового барабанщика Эла Фостера

Легендарный Эл Фостер забарабанил Москву
Фото: Владимир Косарев

Москва. 21 марта. INTERFAX.RU - Эл Фостер не первый раз в Москве. Ровно год назад, тоже в слякотный московский март, Эл дал единственный концерт в этом же клубе. На этот раз Фостер пожаловал в столицу уже не с одним, а с тремя концертами, в чем заслуга прежде всего арт-директора клуба "Союз композиторов" известного московского саксофониста Олега Киреева, которого хорошо знают ведущие джазовые музыканты США и охотно откликаются на его приглашения.

Эл Фостер сегодня самый именитый джазовый барабанщик в мире. Он переиграл со всеми гигантами современного джаза: Фредди Хаббардом, Джоном Скофилдом, Хэрби Хэнкоком, МакКой Тайнером, Телониусом Монком, Стэном Гетцем, Кэнноболлом Эдерли и другими великими музыкантами. На протяжении многих лет Фостер активно гастролировал с Сонни Роллинзом, Джо Хендерсоном. Его виртуозные соло, яркие, свойственные только ему ритмические палитры увековечены почти на тысяче пластинок.

Джазовая судьба Фостера сложилась на редкость удачно. Ударную установку ему помогли освоить отец и дядя - тоже джазовые барабанщики. Уже в 16 лет он играл в группах известных в Нью-Йорке музыкантов Хью Мосакела, Иллинойса Джеккета, а чуть позднее и с Телониусом Монком. Но настоящая слава пришла Элу в конце 60-х годов, когда его пригласил в свой состав сам Майлс Дэвис, к тому времени уже признанный лидер современного джаза, великий новатор, если не революционер в джазовом искусстве, один из создателей стилей кул и хард-боп (а позднее - джаз-рок). В прошлогоднем отчете о концерте Фостера я подробно писал, как произошла встреча Эла с Дэвисом. Интересно, что молодой музыкант заменил в нонете Дэвиса самого лучшего тогда в США джазового барабанщика Джека ДеДжоннета, который играл с Майлсом много лет.

Эл привнес в музыку Дэвиса великолепный грув и уникальную способность не просто слышать, а телепатическим образом предчувствовать намерения других музыкантов ансамбля, поддержать их, подчеркнуть и развить их творческую харизму.

Тринадцать лет Эл Фостер играл в составах Майлса Девиса - и в джазовый, и в "электрический" периоды его творчества - столько с великим трубачем не работал ни один музыкант. Эл был рядом с Дэвисом и в самые черный период его жизни, когда с 1975 по 1981 гг. трубач из-за пристрастия к алкоголю, наркотикам не мог играть, менял одну психиатрическую лечебницу на другую, один нарко-диспансер на другой.

Расстались они только в 1985 году, когда Дэвис в угоду моде и коммерческой выгоде перестал играть "чистый" акустический джаз и увлекся джаз-роком, с чем Фостер как истый джазмэн не мог смириться.

Сегодня Эллу 66 лет. Как подлинный художник он по-прежнему верен самым высоким принципам и стандартам классического джаза и видит свою творческую миссию именно в сохранении, увековечении этих стандартов в современной музыке. Именно это и сделало его по-настоящему выдающимся музыкантом.

В Москве Эл Фостер выступал как и в прошлом году с молодыми, но уже успевшими прекрасно зарекомендовать себя музыкантами - тенор и сопрано саксофонистом из Израиля Эли Даджибри, контрабасистом Дагом Уэйссом и пианистом Адамом Бирнбаумом. Этот квартет хорошо известен и в США, и во многих странах Европы - музыканты непременные участники всех крупных джазовых фестивалей, вместе они дали уже более тысячи концертов.

Московскую сессию в память о своем великом учителе и друге Фостер начал с бессмертной композиции Майлса Дэвиса So What из его лучшего альбома Kind of Blue. С начальных, знакомых каждому любителю джаза аккордов, зал взорвался аплодисментами. Сразу же проявилась основная черта Эла как руководителя квартета. Обладая, безусловно, значительно большим музыкальным опытом, талантом, Фостер не доминировал во время исполнения как лидер. Он давал возможность проявить себя каждому музыканту и мастерски поддерживал партнеров своими изощренными пассажами.

В концертах прозвучала и джазовая классика, и хард-боп, и мейнстрим. Каждая композиция неизменно сопровождалась восторженными аплодисментами публики, переполнившей зал. В такой подлинно джазовой атмосфере проходил каждый концерт квартета Эла Фостера в Москве.

Выступления выдающегося джазового барабанщика Элла Фостера стали ярким событием в музыкальной жизни Москвы. Приятно, что таких событий становится все больше.

Обозреватель Владимир Косарев

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });