Фото на память на фоне цунами
Аккурат в День всех влюбленных в российский прокат вышел фильм про семью, выжившую в цунами 2004 года. За гримасы и долгие съемки в воде Наоми Уоттс представлена к награде за лучшую женскую роль
Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU – Авторы "Невозможного" по производственной легенде историю семьи из пяти человек, выживших, но потерявшихся во время кошмарного цунами, настигшего их в Таиланде, якобы услышали по радио. Хуан Антонио Байона и компания быстренько разыскали испанскую чету и предложили им их рассказ экранизировать. Фактура, как смекнул Байона, для Голливуда отличная, всегда работает пометка "основано на реальных событиях", известные актеры самоотверженно это дело преподнесут, к тому же, в сюжете фигурирует хэппиэнд. Фильм-катастрофа – жанр не утраченный, киноиндустрия регулярно производит их пачками, а события 2004 года, произошедшие в Индийском океане, в камеру просились еще до начала подсчета жертв.
Правда, чуть раньше свою глубоко мистическую версию последствий цунами в Таиланде для одной отдельно взятой семьи попытался выразить Фабрис Дю Вельц в фильме "Виньян". В его сюжете Эммануэль Беар и Руфус Сьюэлл возвращаются в Тай через полгода после волны, чтобы разыскать своего пропавшего без вести сына, душевная трагедия вступает в неконтролируемую реакцию с местным колоритом, а герои от поисков уже всего на свете, на языке простом, дуреют.
Барселонский режиссер Хуан Антонио Байона, начинавший, как многие в профессии, с рекламы и музыкальных клипов, имеющийся материал не стал утяжелять символичной рефлексией и безумствующим отчаянием, свойственными отдаляющейся во времени трагедии. Фильм Байоны крепко держится за саму историю, пятерку главных героев, доступный фактический набор и вовлеченность в повествование остальной массы людей лишь на правах кривляющихся статистов.
В "Невозможном" испанская семья стала американской, спокойные и уравновешенные родители с тремя сыновьями заезжают в один из тайских семейных отелей, а на следующий после запуска традиционных фонариков день все побережье смывает мегатоннами воды. Надо отдать должное участникам проекта, усердствовать они с компьютерной водной стихией не стали, основные съемки волны все-таки пытались воспроизвести по старинке, механически. Такой аттракцион очень радовал детей-актеров, но совершенно не вдохновлял мужественную Наоми Уоттс, которая признается, что лет с 14-ти после одного происшествия на Бали боится водного течения. В "Невозможном" ей пришлось пробарахтаться по полной программе.
Байона, дебютировавший пять лет назад с весьма успешным хоррором "Приют", номинированном на "Оскар" как лучший иностранный фильм, надо сказать, прекрасно воссоздает и удерживает атмосферу цунами. Но дальше этой находки его мастерство не распространяется. Перебросив своих героев на сушу, он пускается во все сентиментальные тяжкие, а катящимся красным мячиком, встреченным случайным взглядом в никуда, передает вежливый поклон Иньярриту.
Действие "Невозможного" начинается с фокусировки на пяти главных героях, а к концу сводится к одной Наоми Уоттс. Грим, корчи на каталке, широко распахнутые голубые глаза и добрые общечеловеческие советы и заветы, раздаваемые сквозь стиснутые зубы старшему сыну по ходу действия фильма. Примерно то же самое Уоттс проделывала в "21 грамме" у вышеупомянутого Иньярриту. Десять лет назад эти навыки актрисы так и оставили ее в списке номинантов, оценят ли прежние наработки академики в 2013, мы узнаем совсем скоро. Все-таки природный катаклизм сильно оттеняет заплесневевшие эмоции.
Обозреватель Полина Грибовская