ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 01:15

Россия и Евросоюз выходят на старт по выработке нового базового соглашения

В преддверии саммита в Ханты-Мансийске представители РФ и ЕС выразили уверенность в успехе встречи в верхах, не скрывая при этом наличие объективных расхождений

Москва. 20 июня. ИНТЕРФАКС - Старт переговоров между Евросоюзом и Россией о выработке нового базового соглашения будет дан на саммите РФ-ЕС в конце июня в Ханты-Мансийске, убежден посол Словении в РФ Андрей Бенедейчич.

"Мы надеемся, что нам действительно удастся воспользоваться этой встречей до начала переговоров по новому рамочному соглашению ЕС-Россия", - сказал он на пресс-конференции в "Интерфаксе" в пятницу.

Посол отметил, что главы МИД Евросоюза подтвердили мандат Еврокомиссии на начало переговоров с российским правительством о новом стратегическом соглашении, которое призвано заменить соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.

"Мы считаем, что 27 июня надо начать работу по новому соглашению", - сказал посол Словении, которая в первом полугодии 2008 года была председателем в Евросоюзе.

Долгое время Россия и ЕС не могли начать переговоры по новому стратегическому соглашению из-за позиции Польши. Варшава недавно отменила вето на старт переговоров, которое было введено в ответ на запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции из Польши.

В свою очередь заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев полагает, что выработка нового базового соглашения между Россией и Евросоюзом не должна отягощаться двусторонними проблемами, которые есть в отношениях между РФ и отдельными странами ЕС.

"К сожалению, тот мандат, который получила Еврокомиссия (на старт переговоров с РФ по новому базовому соглашению), обременен двусторонними требованиями", - сказал В.Лихачев.

В частности, есть требования со стороны Великобритании, касающиеся дела об убийстве экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, со стороны Литвы - по вопросу о поставках нефти, а со стороны Латвии и Эстонии - требования, связанные с проблемой "Северного потока".

"Мы убеждены, что наше стратегическое сотрудничество должно быть прежде всего сотрудничеством между Россией и Евросоюзом, и внесение тематики двусторонних проблем такое сотрудничество не облегчает", - сказал сенатор.

При этом он заявил, что в настоящее время в Москве и Брюсселе завершается работа по подготовке саммита РФ-ЕС в Ханты-Мансийске, на котором, как ожидается, будет дан старт переговорам о новом базовом соглашении.

"Этот саммит будет выдающимся. Все саммиты РФ-ЕС обречены на успех, но нам важно, чтобы этот успех не был декларативным", - сказал В.Лихачев.

В этой связи, считает сенатор, новый базовый договор следует сделать юридически обязывающим. "Это должен быть короткий документ, но юридически обязательный", - сказал он.

Сенатор пояснил, что в новом стратегическом договоре будет несколько разделов: первые четыре будут тематическими, затрагивающими сферы международной безопасности, правосудия, экономического сотрудничества, науки и культуры.

В.Лихачев также отметил, что сотрудничество России и Евросоюза выходит на уровень стратегического партнерства.

"Россия и Евросоюз действительно приближаются по многим направлениям к статусу стратегического партнерства. В 2007 году товарооборот между Россией и ЕС составил $284 млрд. Это действительно астрономические цифры", - сказал В.Лихачев.

При этом он сообщил, что в преддверии старта переговоров по новому базовому соглашению Россия и Европейский Союз запустили 14 отраслевых диалогов, которые затрагивают многие сферы сотрудничества.

В.Лихачев полагает, что одной из центральных тем будущего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС станут вопросы энергетики.

"Принципы (энергетического сотрудничества - ИФ) должны опираться на прозрачность, конкурентоспособность, на взаимный доступ к инвестициям. Эти принципы предполагается прописать в будущем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве", - сказал он.

В.Лихачев также призвал западных партнеров отказаться от заявлений о том, что Россия использует энергетику в качестве инструмента политического давления.

"Нас не устраивают идеологические ярлыки, например, о том, что российская энергетическая политика - это такая дубина, которую Россия вытаскивает из своих огромных штанов, когда ей вздумается. Нас не устраивает, когда нас обвиняют в энергетическом шантаже", - отметил он.

Отвечая на вопрос, как долго будут идти переговоры по заключению базового договора Россия-ЕС, сенатор предположил, что этот процесс займет не менее года, а ратификация договора может занять около трех лет.

"Процесс переговоров распространится как минимум на два-три председательства (страна в ЕС председательствует полгода - ИФ)", - заявил В.Лихачев.

"Что касается ратификации, можно сослаться на опыт процедур, которые были связаны с соглашением о партнерстве и сотрудничестве (внутренний документ Евросоюза - ИФ), - 24 июня 1994 года на Корфу было подписано соглашение, оно вступило в силу 1 декабря 1997 года. Процесс ратификации занял три года. Я думаю, исходя из этого опыта, мы будем рассчитывать на соответствующую длительность", - сказал он.

При этом он надеется, что Франция - следующий председатель ЕС - сделает большую работу по продвижению договора.

По мнению В.Лихачева, немного осложнить процесс может "наличие объективных расхождений в позициях Брюсселя и Москвы".

"Например, мы не считаем, что то, что происходит в Косово, - это отражение воли сербского народа, мы считаем, что это нарушение норм международного права, а у ЕС и у Брюсселя другая позиция", - пояснил сенатор.

Между тем, посол председательствующей в Евросоюзе Словении считает возможным вступление Косово и Сербии в Евросоюз в будущем.

"Мы видим перспективы Белграда и Приштины в ЕС в будущем", - сказал А.Бенедейчич.

Он добавил, что независимость Косово стала последним этапом в процессе распада Югославии. В целом, отметил он, Словения "очень довольна итогами своего председательства ЕС".

На пресс-конференции были также обозначены некоторые расхождения в позиции РФ и ЕС по вопросу введения безвизового режима.

"Мы считаем, что у нас есть все основания для решения этого вопроса - создания универсального безвизового режима. Брюссель нас не торопит здесь, но то, что движение идет в правильном направлении, это я считаю большим достижением", - сказал В.Лихачев.

Со своей стороны А.Бенедейчич заявил: "Мы все хотим видеть безвизовый режим в будущем, но сейчас не то что Евросоюз, но и сама Россия к этому еще не готова".

Сенатор В.Лихачев по просьбе журналистов прокомментировал на брифинге недавнее решение литовского парламента приравнять советскую символику к нацистской.

"Совершенно очевидно, что такого рода решения нарушают принципы и решения Нюрнбергского трибунала, и Ялтинской конференции, и Сан-Францисского договора", - сказал В.Лихачев.

Также, по словам российского сенатора, заявления президента Латвии о том, что он дает указания о создании режима ограничения для доступа российских инвестиций на латышский рынок, явно противоречат принципам демократии, принципам конкуренции и принципам открытой рыночной экономики, "которые Брюссель и Москва будут закладывать в новый проект соглашения (о сотрудничестве Россия-ЕС - ИФ)".

В свою очередь посол А.Бенедейчич считает решение литовского сейма о статусе советской символики внутренним делом Литвы.

"Литва - суверенное государство, это так и рассматривается, как решение литовского государства", - сказал он.

При этом он рассказал, что "в рамках Евросоюза была система, касающаяся символики, но она не получила отклика во всех государствах ЕС".

"Позиции Евросоюза по этому вопросу нет", - заявил он.

Пресс-центр

Фотогалереи