ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 19:53

AiRUnion: конец кризиса?

Чиновники поделились подробностями плана по спасению от банкротства альянса AiRUnion. Ситуация с задержками рейсов войдет в норму уже через 3-4 дня, уверяют в Минтрансе

Москва. 5 сентября. INTERFAX.RU - Как заявил в пятницу замминистра транспорта РФ, председатель совета директоров ключевой компании альянса "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр") Александр Мишарин на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса", ситуация с задержкам авиарейсов альянса AiRUnion войдет в норму через 3-4 дня.

"Ситуация уже стабилизируется. Задержки составляют менее 20% от сети, в ближайшее время, буквально в 3-4 дня задержки в целом по альянсу не будут превышать среднесетевых, и мы начнем нормальную работу не только по альянсу, но и по другим авиакомпаниям, чтобы пассажиры не испытывали трудностей", - сказал Александр Мишарин.

По состояние на утро пятницы компании альянса задерживали 12 рейсов, в том числе 4 из базового аэропорта "Домодедово". Массовые срывы отправления пассажиров авиакомпаниями альянса AiRUnion начались в третьей декаде августа, когда из-за критической финансовой ситуации в альянсе топливные компании приостановили поставку горючего. Правительство подключилось к решению проблемы, призвав при этом не допустить банкротства AiRUnion. Представители заинтересованных сторон - профильных министерств и ведомств, госкорпорации "Ростехнологии" более двух недель обдумывали будущую судьбу компании.

Соломоново решение

В четверг вечером госкорпорация "Ростехнологии", правительство Москвы и администрация Красноярского края объявили о намерении создать новую объединенную авиационную компанию, основой для формирования которой станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний "Атлант-Союз", альянса AiRUnion, ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток Авиа". При этом контрольный пакет акций авиакомпании будет закреплен за госкорпорацией "Ростехнологии".

Основными аэропортами базирования и хабами объединенной авиакомпании будут выступать "Внуково" в Москве и "Емельяново" в Красноярске. AiRUnion пока базируется в "Домодедово", однако по информации источников "Интерфакса", все его рейсы будут переведены во "Внуково" до 7 сентября, где ему будет предоставлен льготный период.

Предполагается, что новая авиакомпания продолжит осуществлять полеты как на коммерчески привлекательных, так и на социально значимых направлениях, в частности, дальневосточном.

И Дальний Восток впридачу

Сегодня на пресс-конференции в "Интерфаксе" прояснились подробности создания нового игрока, который по своим масштабам станет одним из крупнейших на российском авиарынке. Помимо "Атлант-Союза" и "Владивосток Авиа" в состав нового единого авиаперевозчика (которому еще предстоит подобрать новое имя и бренд) войдут компании, которые ранее должны были в два этапа войти в создаваемое ОАО "ЭйрЮнион". Указ о создании этого перевозчика на базе компаний альянса AiRUnion был подписан президентом РФ еще в конце мая этого года. Теперь указ ждут изменения.

Из дальневосточных авиакомпаний в новую единую компанию войдет не только "Владивосток Авиа", которая была в сфере интересов «Аэрофлота», в течение нескольких лет реализующего проект создания дальневосточной "дочки", но и "Дальавиа" и "Сахалинские авиатрассы".

«Решение по "Владивосток Авиа" принято, более того, в связи с тем, что "Аэрофлот" отказался от других авиакомпаний" - "Дальавиа" и "Сахалинские авиатрассы" - они также могут быть переданы "Ростехнологиям", - сказал Александр Мишарин на пресс-конференции в "Интерфаксе".

По его словам, кроме отказа "Аэрофлота" от проекта по созданию дальневосточной дочки на решение по будущему собственнику дальневосточных авиакомпаний повлияло и намерение создать конкуренцию на рынке авиаперевозок на Дальнем Востоке. "Мы не должны пойти на то, чтобы в одном регионе был монополист по перевозкам. Должны быть в каждом регионе разные авиакомпании", - пояснил Александр Мишарин.

"У "Аэрофлота" была другая схема, ориентированная на получение полных прав на этот регион", - добавил он.

Как делить будем

Помимо того, что "Ростехнологии" в новой единой компании будут владеть контрольным пакетом, распределение долей остальных участников в настоящий момент неизвестно. В то же время очевидно, что правительство Москвы, контролирующее "Атлант-Союз" и аэропорт "Внуково", получит "значительную" долю в новом авиакомпании. "Естественно, эта доля должна быть значительной, чтобы влиять на управление, менеджмент", - заявил первый заммэра Москвы Юрий Росляк на пресс-конференции в пятницу. "Мы готовы объединить активы. У нас есть свои компании, свои активы в авиационном бизнесе. Нам есть, что предложить - чистую площадку, не обремененную никакими долгами", - подчеркнул Юрий Росляк.

В дальнейшем предстоит сделать расчет уставного капитала и форму его наполнения. По словам Росляка, "это может быть внесение активов - не только "Атлант-Союза", но, возможно, и других компаний, потому что эта деятельность (авиаперевозки - ИФ) требует связующих элементов", так и "участие денежное в эмиссии акций".

Что касается участия Красноярского края в создаваемой компании, то его доля также пока не определена, заявил глава Росавиации Евгений Бачурин. "Они предложили использовать аэропорт "Емельяново", где у администрации 51% акций, который будет одним из хабов нового авиаальянса. На какую долю они будут акционерами, непонятно", - сказал представитель ведомства.

Открытый клуб

Будут ли частные акционеры многострадального альянса AirUnion (структуры предпринимателей Бориса Абрамовича и его брата Александра) иметь отношение к новой объединенной компании, также неочевидно. Первый замгендиректора "Ростехнологий" Алексей Алешин на пресс-конференции в пятницу упомянул, что госкорпорация готова предоставить частным акционерам AiRUnion место в капитале перевозчика, если акционеры смогут внести адекватный вклад.

"Если у частных акционеров будет, что предложить, мы готовы рассмотреть это", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. "Создание компании не является закрытым клубом, она открыта для участия других акционеров", - добавил Алешин, отметив, что эта позиция была согласована в ходе совещаний у вице-премьера Сергея Иванова.

Как платить по миллиардному долгу

Госкорпорация "Ростехнологии" взяла на себя функции ведения переговоров о погашении долгов AiRUnion с кредиторами авиаальянса, сообщил первый замгендиректора "Ростехнологий" Алексей Алешин.

Общий объем непогашенных долгов альянса согласно изученным на сегодня "Ростехнологиями" финансовых документов - $800 млн (ранее давались оценки примерно в $1 млрд.) По словам Алешина, на сегодняшний день госкорпорация уже выдала кредиторам альянса финансовые гарантии на сумму $100 млн. Часть имущества AiRUnion находится на сегодняшний день в залоге, что обеспечит погашение части задолженности.

Ситуация с долгами AiRUnion крайне сложная, однако иного пути как проведение реструктуризации задолженности нет. По словам Алешина, долги, "конечно, за счет бюджета Москвы, Красноярского края и собственных средств "Ростехнологий" закрываться вряд ли будут". "Мы будем собираться с кредиторами, посмотрим долги, подтвердим часть их, чтобы те авиакомпании, которые мы будем поддерживать, имели возможность реструктурировать долги", - сказал он.

По всей видимости, запуска процедуры банкротства авиакомпаний AiRUnion не предвидится – все будет решено в порядке реорганизации. Юрий Росляк, в частности, "самым приемлемым вариантом" назвал среднесрочную процедуру оздоровления компаний, "постепенную санацию".

Пока же в качестве краткосрочных мер государство продолжит выделять AiRUnion топливо из госрезерва. Об этом журналистам заявил замминистра транспорта Андрей Hедосеков в Петербурге в пятницу. "Государство понимает: крах одной компании может привести к падению всей отрасли. Государство готово поддержать компанию (AiRUnion - ИФ), имея для этого все ресурсы", - сказал Андрей Hедосеков. "Кризис AiRUnion уже сегодня разрешен. Принято решение о субсидиях компании в размере 1 млрд рублей", - заключил замминистра.

Пресс-центр

Фотогалереи