Хроника последних дней СССРПроект информационного агентства "Интерфакс" при содействии Российского исторического общества

Повышение акцизов на топливо в конечном счете ударит по потребителю - эксперты

Повышение акцизов на бензин и дизельное топливо приведёт к росту цен на топливном рынке и в конечном счёте будет оплачено потребителями, считают участники круглого стола "Налогообложение нефтяной отрасли - большие маневры", состоявшегося в "Интерфаксе".

Повышение акцизов на топливо в конечном счете ударит по потребителю - эксперты

При этом эксперты разошлись во мнениях относительного того, насколько сильно подорожает бензин в текущем году. «Цены вырастут в пределах официальной инфляции, едва ли больше», - высказала мнение Маргарита Козеняшева, советник по экономике «Ассонефть». «Если рост цен окажется выше, то вмешается регулятор. В условиях кризиса правительство не позволит допустить сильный рост цен на бензин, что может привести к сокращению доходной части компаний», - добавила она.

«Я тоже считаю, что рост цен не превысит инфляцию», - сказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Но это не решит проблему. В нынешней ситуации задача правительства переложить издержки не на население, а на компании. В этом плане рост акцизов является дополнительным изъятием денег у компаний. В очередной раз осуществляется конфискационная мера», - отметил он.

Вместе с тем, участники дискуссии не исключили и более выраженный эффект от повышения акцизов. «Задача ФАС — препятствовать необоснованному росту цен, в том числе вызванному картельными сговорами. Увеличение цены в результате повышения налоговой нагрузки не является манипуляцией рынком и не нарушает правила антимонопольного регулирования. В этом случае ФАС будет непросто найти разумные аргументы чтобы заставить продавцов не повышать цены. В результате роста акцизов к цене на топливо может добавиться около 15%», - высказал мнение эксперт нефтегазового портала «Нефтянка» Денис Захаров. «Акциз в конечном итоге — это то, что снимут с потребителя, потому что акциз включается в цену конечной продукции», - согласилась с ним Маргарита Козеняшева.

Президент "Союза нефтегазопромышленников России" Генадий Шмаль напомнил присутствующим, что изначально в рамках Налогового манёвра предусматривалось снижение акцизов. «В декабре 2014 года, когда Налоговый маневр ещё только обсуждался, но не был принят, представители Минфина убеждали нас в том, что никакого повышения цен на моторное топливо не будет за счёт того, что изменение налогов должно компенсироваться снижением акцизов», - сказал он. Акцизы должны были стать тем инструментом, который сбалансирует изменения налогового законодательства и защитит потребителей топлива от роста цен. Корректировка параметров налогового манёвра делает недостижимыми те цели, которые ставились изначально.

Заместитель председателя Комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП РФ Юрий Станкевич подтвердил, что повышение акцизов стало незапланированной мерой, и этот шаг не получил безоговорочной поддержки. «Хорошая новость в том, что правительство перестало отрицать, что увеличение налоговой нагрузки приведет к увеличению стоимости на готовый товар. Вторая хорошая новость в том, что депутаты Государственной Думы всех фракций, проголосовав за этот закон (236 человек одобрили закон о повышении акцизов), отметили, что такого рода решение является следствием бессистемной и непоследовательной политики», - отметил он.

Генеральный директор "АссоНефть" Елена Корзун также выступила с резкой критикой системы расчёта налога на добычу полезных ископаемых. "Формула НДПИ превратилась в налоговый «кубик Рубика», который Минфин подстраивает под бюджет. Множество коэффициентов для предоставления льгот делает налог похожим на лоскутное одеяло", - сказала она. "В нынешней ситуации необходимо продолжать работу по внедрению системы налогообложения финансового результата, нужно продолжать работу по конструированию нормальной налоговой системы для нефтяной отрасли ", - отметила Е.Корзун.

Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов предупредил о том, что излишне высокая налоговая нагрузка на нефтяные компании приведёт к падению производственных показателей. «Установилась устойчивая тенденция на сокращение инвестиций нефтяных компаний. В первую очередь от этого страдает геологоразведка, что неминуемо скажется на перспективах нефтяного бизнеса в России. Причем наиболее чувствительно сокращается геологоразведка, что будет иметь далеко идущие последствия», - отметил он.

Пакет изменений в налоговое законодательство, получивший название «Налоговый манёвр», был принят в ноябре 2014 года и рассчитан на период до 2017 года. В рамках налогового манёвра предусмотрено поэтапное увеличение НДПИ с одновременным снижением экспортных пошлин и акцизов на топливо. Корректировка законодательства должна была привести к перераспределению налоговой нагрузки без существенного изменения суммарного влияния на отрасль. В ходе реализации налогового манёвра по инициативе Минфина было решено отказаться от снижения акцизов (утверждено решение о повышении с ставок с 1 апреля 2016 года). Также обсуждается повышение НДПИ более высокими темпами, чем предусматривалось ранее.

Пресс-центр

Фотогалереи

 
Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код