ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

ГИМС МЧС дорабатывает законопроект о безопасности маломерных судов

В ведомстве фиксируют значительное снижение погибших на водных объектах за последние 10 лет и призывают строго выполнять действующие правила о безопасности на воде

ГИМС МЧС дорабатывает законопроект о безопасности маломерных судов
Фото: ИНТЕРФАКС

Москва. 2 декабря. ИНТЕРФАКС - Закон о безопасности маломерных судов может быть принят в 2017 году, сообщил замначальника Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России, заместитель главного государственного инспектора РФ по маломерным судам Николай Крючек.

"Мы разрабатываем новый закон о безопасности маломерных судов. Проект уже был вынесен на обсуждение. Недавно он прошел оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития, нам был сделан ряд замечаний, сейчас мы его дорабатываем и, думаем, в следующем году он может быть принят", - сказал Н.Крючек в ходе выступления на "круглом столе" ГИМС МЧС в центральном офисе "Интерфакса" в пятницу.

Вместе с тем, по словам Н.Крючека, законодательство в сфере безопасности на воде не нуждается в серьезных изменениях, главное - выполнение уже имеющихся законов.

"Что касается безопасности, в принципе все законодательно есть. Либо на федеральном уровне, либо на уровне субъекта, либо просто на ответственности людей",- сказал Н.Крючек.

Он привел в пример туры из Мурманска в Севастополь, которые осуществляются на маломерных судах. "Они прошли без единого нарушения",- отметил Н.Крючек.

С другой стороны он упомянул трагедию на карельском Сямозере, в которой погибли дети, связав ее не с несовершенством законодательства, а с несоблюдением правил.

"Любое мероприятие на воде должно быть согласовано с властью и ГИМС. Законы есть у нас, может, что-то надо доработать, что-то ужесточить. Главное - их выполнять",- заявил Н.Крючек.

При этом Н.Крючек сообщил о значительном снижении аварийных ситуаций с маломерными судами за последние несколько лет, которые фиксирует ГИМС МЧС.

"У нас в 2005 году, хотя качественный состав судов был значительно ниже, зафиксировано порядка 480 происшествий с маломерными судами, на которых погибло 280 человек. За последние годы эта цифра значительно снизилась, и в последние два-три года мы фиксируем порядка 30 происшествий, в которых гибнет от 20 до 35 человек",- сказал Н.Крючек.

По его словам, эта статистика касается только аварий с маломерными судами.

"Значительно гибель людей снизилась. И это заслуга и ГИМС, и самих судовладельцев", - подчеркнул Н.Крючек.

Он считает, что улучшение ситуации с аварийностью связано, в том числе, с тем, что владельцы маломерных судов стали более ответственно подходить к обучению управлению судном и сдаче экзаменов.

В свою очередь главный специалист отдела государственной инспекции по маломерным судам Андрей Лунькин отметил, что с 1 января 2017 года вступят в силу новые правила регистрации маломерных судов, а владельцам судов будут выдаваться удостоверения нового образца на английском и русском языках.

В целом же количество погибших на водных объектах в России снизилось более чем вдвое за 11 лет, сообщил Н.Крючек.

"В 2005 году у нас было порядка 10 тыс. погибших на водных объектах. За эти годы эта цифра значительно снизилась. В прошлом году погибли 4634 человека. На сегодняшний день за 2016 год на водных объектах в России погибли 4116 человек", - сказал Н.Крючек.

Он отметил, что снижение количества погибших - заслуга не только ГИМС, но и властных структур от федерального до муниципального уровня.

По его словам, ГИМС совместно с другими ведомствами за год проводит порядка 40-60 тыс. рейдов и патрулей, в большинстве которых участвуют и журналисты.

Кроме того, МЧС РФ за последние пять лет не зафиксировало ни одной гибели на купаниях в крещенские морозы, заявил Н.Крючек.

"Для нас, всех подразделений МЧС, и ГИМС, и спасателей, момент когда приходят крещенские праздники, это, честно сказать, головная боль. Однако за последние пять лет не зафиксировано ни одной гибели на купаниях",- сказал он.

По его словам, ежегодно на крещенские праздники оборудуются купальни для трех миллионов человек, которые приходят на купания в течение нескольких суток.

Со своей стороны главный специалист отдела спасательных работ на водных объектах и организации подводных работ Алексей Аникеев сообщил в ходе "круглого стола", что в водоемах России зарегистрированы порядка 24 тыс. потенциально опасных подводных объектов.

"Около 24 тыс. зарегистрированных потенциально опасных подводных объектов обнаружено в водоемах страны", - сказал А.Аникеев.

Он отметил, что после обнаружения, проведения замеров и регистрации подобных объектов начинается их планомерное изучение в различных водоемах, для чего снаряжаются специальные экспедиции.

"В этом году основным направлением работы было Черное море", - отметил А.Аникеев.

При этом Н.Крючек добавил, что при обнаружении потенциально взрывоопасного подводного объекта, для его обезвреживания немедленно привлекаются силы МЧС и Минобороны.

"Если же объект имеет химический или радиационный фон на глубине, то мы его регистрируем и сообщаем в нужные структуры для принятия необходимого решения", - сказал Н.Крючек.

Он подчеркнул, что МЧС, в частности, всегда оперативно реагирует и принимает все необходимые меры при обнаружении под водой объектов, представляющих непосредственную угрозу для безопасности.

В ходе "круглого стола" обсуждались и вопросы водного туризма. Так, вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин отметил, что эта отрасль в России имеет значительный потенциал для активного развития благодаря росту числа иностранных туристов и внутренних турпотоков, но его сдерживает инфраструктурная непроработанность.

"В целом въездной турпоток вырос на 13℅. И огромный потенциал имеет водный, речной туризм: например, уже принято решение о разрешении иностранным судам входить во внутренние воды. Но пока инфраструктурная непроработанность сдерживает рост", - сказал Ю.Барзыкин.

Он заявил, что необходимо развивать инфраструктуру туристическую по маршрутам следования судов, чтобы иностранных туристов ждали карты, буклеты и все необходимое для комфортного путешествия.

"У нас есть необходимость синхронизировать деятельность коммерческих структур, госорганов, вопросы обеспечения безопасности", - добавил он.

Разграничение полномочий, ответственности очень важно и для бизнеса, и для туристов, отметил он. По словам Ю.Барзыкина, внутренний турпоток будет расти в ближайшие три года, поэтому законодательное регулирование необходимо.

По мнению директора региональной ассоциации яхт-клубов и владельцев маломерных судов (НП "РАМС") Геннадия Чижова, водный туризм с участием маломерного флота имеет большие перспективы. Он отметил, что можно реализовывать проекты по сопровождению маломерных судов по рекам России, когда для владельца судна по маршруту прохождения организуют туристическое обслуживание, безопасную стоянку на ночь.

Пресс-центр

Фотогалереи