ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

От дела Трифоновой к делу Пысина

В отношении следователя Сергея Пысина, который вел дело Трифоновой, скончавшейся в СИЗО, возбуждено уголовное дело по статье "Халатность". Два сотрудника СКП уволены за ненадлежащий контроль по обеспечению прав обвиняемой

От дела Трифоновой к делу Пысина
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 4 мая. INTERFAX.RU - Требование президента России Дмитрия Медведева не мешкая расследовать все обстоятельства кончины в СИЗО подозреваемой Веры Трифоновой весьма быстро возымело действие. Всего два дня спустя после известия о телефонном разговоре главы государства с председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным выяснилось, что вина следственных органов в инциденте очевидна. В отношении следователя Сергея Пысина, который вел дело Трифоновой, возбуждено уголовное дело, сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. Он уточнил, что в отношении Пысина возбуждено уголовное дело по ст.293 УК РФ (халатность) "в связи со смертью в изоляторе 77/1 "Матросская тишина" УФСИН по Москве 53-летней Веры Трифоновой".

По его словам, помимо этого из органов Следственного комитета уволены два сотрудника: первый замруководителя следственного управления СКП РФ по Московской области Александр Филиппов и и руководитель отдела по расследованию дел коррупционной направленности Валерий Иварлак. Причина увольнения - ненадлежащий контроль по обеспечению прав обвиняемой.

Помимо этого расследование смерти Трифоновой взято на контроль Генпрокуратурой России. "Прокуратура Москвы проводит проверку соблюдения прав обвиняемой Трифоновой на оказание медико-санитарной помощи в период содержания под стражей", - сообщает во вторник сайт Генпрокуратуры РФ. Ход проверки взят Генпрокуратурой РФ на контроль, отмечается в сообщении.

Жительница подмосковного города Химки Вера Трифонова, обвинявшаяся в покушении на мошенничество, скончалась в конце апреля в "Матросской тишине", предположительно, от острой сердечной недостаточности. Как сообщил ранее "Интерфаксу" официальный представитель столичного Управления ФСИН Сергей Цыганков, Трифонова поступила в изолятор 30 декабря 2009 г. из 20-й горбольницы, где находилась с диагнозом сахарный диабет, диабетическая нефропатия и хроническая почечная недостаточность. Администрация следственного изолятора "Матросская тишина" дважды просила следователя, расследующего уголовное дело в отношении Трифоновой, решить вопрос об отмене содержания ее под стражей. "Учитывая тяжелое течение, неблагоприятный клинический и реабилитационный прогноз заболевания Трифоновой, администрация СИЗО-1 дважды направляла в адрес следователя следственного управления СКП по Московской области ходатайства об изменении меры пресечения", - сказал Цыганков. По его словам, такие обращения направлялись 25 марта и 9 апреля 2010 года. "Ответа на эти обращения не последовало, и мера пресечения в отношении Трифоновой не была изменена", - сказал Цыганков.

Ранее правозащитники потребовали наказать виновных в смерти Трифоновой. Член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев заявил "Интерфаксу" во вторник, что гражданские активисты подготовили письмо на имя президента РФ, генпрокурора и председателя Верховного суда РФ. "В письме мы призываем наказать виновных. В.Трифонова умерла в результате грубейших нарушений. Мы собрали все факты. Женщину по состоянию здоровья нельзя было отправлять в СИЗО", - сказал Борщев. "Мы считаем, что главные виновные - судья и следователь. Есть справка из больницы, на основании которой Трифоновой должны были дать альтернативную меру пресечения под залог или подписку о невыезде", - заявил правозащитник. "Случай с Магнитским абсолютно никого ничему не научил. После смерти Магнитского не было наказания всех виновных. Вот все и повторилось", - сказал Борщев.

По мнению же уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, смерть в спецбольнице Веры Трифоновой лишний раз подтверждает необходимость переподчинения медиков от Минюста Минздравсоцразвитию. "Я не люблю комментировать события, с которыми не знаком подробно, но здесь, судя по всему, произошло то, о чем мы предупреждали много раз. Мы давно выступаем за то, чтобы медицинская служба при СИЗО была независима от тюремного начальства. Ведь зачастую врачи не могут быть объективными, если испытывают давление", - сказал Лукин ранее. По его словам, "известно уже немало вопиющих примеров, которые являются следствием такой ситуации, и это дискредитирует не только саму тюремную службу, а страну". "Необходимо разделить людей, которые следят за пребыванием задержанных в СИЗО, и людей, которые следят за здоровьем находящихся там - переподчинить медицинские службы Минздраву. Конечно, это нужно делать с умом и постепенно, но решительно и энергично. Я призываю всерьез заняться этим, или такие вещи будут повторяться", - заключил Лукин.

Во вторник, после того, как стало известно о мерах, предпринятых в отношении следователя, правозащитники заявили, что считают их оправданными и адекватными. "Это нормальная, адекватная реакция. В той ситуации, в которой находится страна, только такие жесткие меры могут стряхнуть бюрократию", - заявил "Интерфаксу" во вторник лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. При этом он заявил, что необходимо изменить систему, при которой тяжело больных людей помещают в следственные изоляторы, и они умирают.

В аналогичном духе высказался и адвокат Трифоновой, который подчеркнул, что смерть его подзащитной - это следствие системной ошибки. "Это именно системная ошибка, равнодушие органов, контролирующих расследование. Ведь следователь просто отправил В.Трифонову на смерть, зная, что ей нужна медицинская помощь", - заявил Жеребенков во вторник "Интерфаксу". "Видимо, смерть Сергея Магнитского их ничему не научила. И не научит. Пока у нас не будут ценить людей, лечить их, заботится, все будет по-прежнему", - добавил он.

Адвокат подчеркнул, что в ходе расследования дела Трифоновой неоднократно обращался в различные органы с просьбой помочь тяжелобольной обвиняемой. "Мы писали в прокуратуру Московской области, но до сих пор не получили ответа. Обращались мы и в институт уполномоченного по правам человека в России, но тоже безрезультатно", - сказал он. Вместе с тем он отметил, что доля вины в произошедшем висит и на судье Одинцовского суда, удовлетворившего ходатайство следователя о продлении ареста Трифоновой.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });