ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

"Вам тут никто ничего не расскажет"

"Мы здесь спокойные люди, мы не знаем, кто его сбил", "Собираются дети больших чинов", "Мы хотели купить это место, но нам не продали", - корреспондент Interfax.ru поговорил с обитателями "квадрата "мажорка" на Воробьевых горах

"Вам тут никто ничего не расскажет"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU - Восьмого июня в районе "смотровой" площадки Porsche Panamera сбил мотоциклиста. По данному происшествию уголовное дело расследует следственный отдел УВД по Западному административному округу столицы. История эта могла произойти где угодно. Но случилась она на Воробьевых горах, у которых уже давно слава "стритрейсерского места". Группы людей, собирающихся в этом районе на своих автомобилях практически каждый вечер, попадают под подозрение правоохранительных органов. Некогда место сбора "рейсеров" было у клумб напротив Главного здания МГУ, теперь они переехали – по вечерам десятки машин с номерами, а порой и без, собираются у выезда с Менделеевской улицы. А после жалоб и замечаний по поводу дрифтинга в жилой зоне к ним приставили двух сотрудников ГИБДД. Корреспондент Interfax.ru отправился к месту сбора автомобилистов и провел с ними увлекательный вечер.

"Вам тут никто ничего не расскажет, я вам отвечаю", - долговязого парня рекомендовали как "Виталика, который все тут знает": он уже примерно восьмой мой собеседник. Из темноты кто-то шутит про то, сколько стоит "ксива" сотрудника "ИФ", и что нельзя ли - кивая на диктофон - "выключить эту штуку, ты тут наговорил уже себе на пять лет". За несколько минут до этого молодой человек по имени Артур просто объясняет: "Нам удобно здесь встречаться: мы живем в разных частях Москвы, и это такое место знаменитое. Насколько мне рассказывали друзья, здесь еще с конца 80-х собирались люди – папины сынки, ЦК КПСС на "Волгах". Квадрат "мажорка" изначально называется – потому что люди здесь собираются, чтобы хвастаться автомобилями. А мы просто так сюда приходим – пообщаться".

Среда, начало июня, без четверти одиннадцать, еще не глухая ночь. На коротком отрезке выезда с Менделеевской улицы между двумя сторонами Университетского проспекта - десятки и десятки автомобилей. По проспекту кто-то гонит со скоростью явно выше разрешенной – свист отчетливо слышно на записи, он перекрывает прямую речь. Кто-то разворачивается. Вы же, наверное, движению мешаете, спрашиваю. "Так, вот я так и знал, что этот вопрос будет!" – досадует безымянный собеседник, проходя мимо. "Как видите – тут, наверное, 90 процентов всех машин, которые здесь ездят, все приехали сюда, чтобы здесь потусить. Все остальные – мимо проезжают по прямой, туда или обратно. Здесь "своих" машин 15-20. Это чисто друзья, с кем мы общаемся. Когда я занималась "драгом" и "спринтами", у нас команда собирала по триста машин, по двести машин", - Элеонора говорит, что водит "с пеленок", а на "клумбу" – это ближе к "смотровой" площадке Воробьевых гор, приезжает на своем белом "Пежо" с 2008-го года, как получила права. "Некоторые обсуждают новинки, которые они сумели смастерить. Изначально люди самостоятельно этим занимались, но сейчас существует много фирм, которые все это делают за определенное количество денег. Здесь, в основном, все машины "тюненые" фирмами. Если вы пройдете в сторону смотровой площадки, вы увидите много интересных машин, которые сделаны своими руками. Я недавно увидела машину, которая потрясла меня до дрожи в коленах, потому что сделана абсолютно драговая "копейка" – у нее ширина колес сантиметров тридцать пять. Драг – это 402 метра по прямой. Зависит от машины, насколько быстро она набирает от нуля до сотни. Соответственно, 402 метра – становятся две машины, кто быстрее приходит на финиш, количество, насколько она прошла быстрее. Здесь еще ездил мальчик Андрей, у него была дрифтовая "копейка". Но с ним лучше вообще не садиться – у него стоит 2,4 двигатель от "Опеля" с турбиной, и машина полностью сделана под дрифт – она не может заходить в поворот нормально, ее сразу начинает "заносить". Есть и другие сумасшедшие люди, но, к сожалению, сейчас на "мажорке" я их не вижу", - у моей собеседницы низкий голос и белый короткий кардиган, на согнутой руке - ридикюль. Работает менеджером-логистом, говорит по делу, приветливо глядит и сегодня не за рулем: "Когда я еще каталась, милиционеры приезжали, да. Нет, ну руки не скручивали, все было проще: всех разгоняли. Но сейчас, насколько я знаю от ребят, которые ездят, все доходит до такого, что и руки скручивают, и прав пытаются лишить, и так далее, и тому подобное. У нас, к сожалению, законодательно все не принято: любителей быстрой езды много, а ездить негде. Взять ту же Германию – там есть автобаны, на которых нет ограничения скорости. У нас такого нет. И правительство не хочет пойти навстречу автолюбителям. Если бы это было хотя бы по нескольким городам в стране. Если бы сделали хотя бы вокруг Москвы и Питера пару таких трасс, беспредела бы так вот не было, я думаю".

Все, собравшиеся в переулке, заняты разговором – по отдельным группам. К ближайшему от меня бордюру припаркованы "японки". Стоящие по трое и четверо средних лет мужчины опираются руками друг другу на плечи, разворачиваются ко мне, как ворота на петлях, и здороваются. "Фишка в том, что так вот мы ни с кем, может, не общаемся - общаемся только на форумах, в основном, а тут можно реально кого-то увидеть ", - Артем сообщает, что здесь представители по меньшей мере двадцати различных автоклубов. "На Honda Prelude машин 30, наверное. Машина достаточно редкая – ее перестали выпускать в 2001-м году. Я являюсь вообще обладателем раритета 1991 года выпуска. В Москве таких три", - на асфальте рядом и на капотах некоторых машин стоят банки с пивом – приятель Артема сообщает, что сегодня он с водителем. "Нас гоняют отсюда. И мы перемещаемся туда, за МГУ. Разговор такой: "Начальник вон там стоит. Он сказал всех отсюда убрать". В основном с той клумбы гоняют", - показывает Артем в сторону Университетской площади.

Артур и Руслан ни в каких клубах не состоят, приезжают отдохнуть, потому что "тут своего рода "место встречи изменить нельзя": "Вы видите, движение тут какое становится – его и нет толком, все тут собираются вечером, когда движение рассеивается. Движению, в основном, мешают те, кто здесь гоняет". За все время беседы ни один собеседник не сказал, что приезжает сюда "погонять". "ДТП происходит в том случае, если тут заезжие люди. Потому что те, кто сюда постоянно приезжает, все правила знают, стараются не нарушать. В основном с теми, кто мимо проезжает, происходят всякие ДТП", - рассуждает Артем. Он и его два друга Никита и Дима дружно принимают решение "помочь девушке", поэтому стараются ответить максимально подробно: "Тут катаются те, кто пытается на себя обратить внимание. Что местным, в принципе, неинтересно: каждый знает, у кого какая машина, и кто как может себя показать – на трассе или как-то. Мы стараемся отъезжать на специальные места для этого, где устраивают соревнования. Для этого существует несколько трасс: Мячково, Дмитровский полигон. На Дмитровском полигоне два раза в год – весной и осенью – устраивают соревнования. Где собираются мощные машины". "Тюнингованные машины свыше 500 сил", - прибавляет Никита. "Там организация на высшем уровне, все правила соблюдены. Присутствует "Скорая помощь", МЧС", - перечисляет Артем. "Все, как надо, - заканчивает мысль Дима. Он "повышает скилл" – ходит тренироваться, занимаясь картингом. "А по поводу того, что нам хотят запретить здесь собираться – ради бога, пусть запретят. Но пусть дадут то место, где мы сможем так же собираться. Мы же никому, грубо говоря, не хотим мешать. А если ты хочешь на драги, тебе надо ехать в Дмитров, а это, извините меня, в выходной день – пробки: ехать три часа – приезжаешь, покатаешься, еще и назад потом – очень долго", говорит Дима. "Это культурное достояние Москвы, сюда нужно туристов приводить. Здесь собирается толпа людей и куча красивых машин", - Никита впервые за время разговора слегка улыбается.

Выявление

Посреди Менделеевской ближе к МГУ стоят два сотрудника ГИБДД – за время бесед в их сторону часто кивали все мои собеседники. "Это не вина сотрудников полиции, которые здесь стоят – им начальство дает задание, и они выполняют конкретно свою работу. Они подходят к нам, говорят, ребят, пожалуйста. Очень вежливо просят нас переехать в другое место. Никаких конфликтов не происходит. Не вопрос, мы все убираем", - объяснил Артем. Постового сотрудника правоохранительных органов зовут Дима, он прямо так и представляется, не назвав чина, и довольно охотно делится – и лишь в конце диалога становится понятно, почему.

- Сильно они мешают движению?

- Если не контролировать, мешали бы. Слушаются. Плоховатенько, но все-таки подчиняются. Бывает, что немного протестуют против нас. Собираются большими группами на проезжей части. Пытаются нас склонить к преследованию. Но все равно потом все опять входит в свое русло. Стоят, общаются – ближе к ночи, к 2-3-м часа они опять разъезжаются.

- Как давно вы здесь стоите?

- С открытия сезона – это май. Они показывают, что сезон открывается – выезжают вначале мотоциклисты. И водители автомобилей становятся более внимательными, смотрят по бокам.

- Жалуются прогуливающиеся – мамочки с колясками, велосипедисты?

- В основном жалуются жители общежития МГУ. Почему мы перекрываем – они здесь гоняются, бывает шум от них большой, спать и отдыхать людям не дают. В первую очередь реагируем – приезжаем сюда, пытаемся их разогнать. Если люди, недавно получившие права, купили хорошую машину, это, конечно, очень опасно. Но я думаю, таких здесь десяток, не больше – в основном тут собираются грамотные автомобилисты.

- А сколько всего собирается?

- Тысячи две здесь по выходным приезжает за ночь. В будние дни гораздо меньше. А в выходные здесь скапливается весь Университетский проспект – начиная от Университетской площади и кончая Мосфильмом.

- На вашей памяти много ДТП было?

- За мою небольшую практику, 2,5 года, крупных ДТП было 18. Основная причина – скоростной режим. Сбивали машины друг друга – наездов не было. Друг друга агитируют, едут по одной полосе, показывают, мол, "у меня лучше – нет, у меня лучше", - соответственно, не справляясь с управлением, врезались.

- Гибли люди? Вот же недавно сбил мотоциклиста "Порш"...

- Нет, пострадавших нет. Вы мне говорите про Университетскую улицу – ее обеспечивает Пятая спецтрасса. Это не в нашей компетенции. У нас есть своя территория обслуживания – тут в основном тишина.

- В сравнении с другими местами в Москве – насколько здесь опасней?

- Это такое место, которое требует такого контроля сильного, как ни одно другое. Собираются дети больших чинов. С другим это место никак не сравнится: мало того, что надо контролировать, еще как-то нужно умудриться самому не попасть под такой замес. Если среагировать на этой территории – вдруг драка – чтобы разнять, надо перебежать, обозначить себя на дороге – тебя еще сшибет. Умудриться надо самому не попасть.

- А вам тут интересно?

- Честно? Ну, не это. Мне больше интересна сама суть моей работы. То бишь, оформление ДТП, выявление нарушений. А вот наблюдение за этим – как-то не очень. Ну вот какое это развлечение – стоишь и наблюдаешь за тем, как они отдыхают и хвастаются, когда в это время нужно выявлять. Когда скапливаются другие ДТП. Это интереснее – это оформление документов, общение с людьми, выявление обстоятельств данного происшествия.

"Мы ездим с ведрышками вот тут, знаете" (вертит руками у головы)

Шестнадцатого июня у Кремля активисты ФАР проводили акцию "Стоп.Бензин". Сообщалось, что, возможно, обитатели "смотровой" также подтянутся на пробег. Поскольку интервью на "мажорке" состоялась до событий у Кремля, корреспондент поинтересовался у респондентов, придут ли они поддержать протест.

Элеонора: Я считаю, что это абсолютно бессмысленно. Это делается, наверное, тупо для того, чтобы пообщаться. Я считаю, политики наши все равно никого не услышат, потому что они зациклены только на деньгах. И у нас вообще в стране полный беспредел, особенно для автолюбителей. Я вот смотрю, что происходит. Отменили техосмотр – для того, чтобы теперь мы платили деньги страховым компаниям. У страховых компаний максимальная прибыль не должна превышать 10%. По их цифрам у них сейчас прибыль превышает 60%. И сейчас за счет того, что они будут получать деньги на техосмотр, у них прибыль взлетит еще в два раза.

Артур: Где бы мы ни участвовали, там свыше, по-моему, принимают решения. От нас это не зависит.

Артем: Думаете, от этого что-то изменится? Ну, можно, конечно, приехать, но зачем?

Обозреватель Серафима Скибюк

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });