ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:00

Волеизъявление в СИЗО

Корреспондент "Интерфакса" побывал на выборах в СИЗО "Медведь" и выяснил, что его сидельцы голосуют в точности так же, как их еще пока свободные сограждане

Волеизъявление в СИЗО
Фото: Интерфакс

Москва. 5 марта. INTERFAX.RU - СИЗО №4 УФСИН России по г. Москве - нагромождение зданий светлого кирпича посреди промзоны в Южном Медведково - является одним из крупнейших следственных изоляторов столицы. На момент выборов президента России в СИЗО, неофициально называемом "Медведь", находилось чуть менее 1700 заключенных. Примерно треть из них не имеют избирательных прав - СИЗО №4 "специализируется" на правонарушителях-мигрантах, которые ожидают здесь либо суда, либо депортации. К тому же в "Медведе" содержатся несколько десятков приговоренных по легким статьям. За вычетом ареста, им остается сидеть месяц-полтора, и, чтобы не тратить средства на транспортировку в колонию, им позволяют отбыть срок в изоляторе. Права избирать и быть избранными у них нет.

Телефоны на выходе в СИЗО нужно сдать, и нас с Ксенией - наблюдателем от штаба Михаила Прохорова - проводят в административный корпус. На часах 7:45. Новые пластиковые урны для голосования с полупрозрачными стенками установлены в коридоре. Их не две, как на обычных участках, а шесть - вместе с книгами избирателей их разносят по разным корпусам (оставляя одну в административном), и мы физически не сможем контролировать процесс голосования у каждой урны.

Паспортные данные были вписаны в списки избирателей заранее. Это, как нам объяснили, делается в виду того, что паспорта заключенных хранятся в их личных делах, а бюллетени им выдаются на основании специальных удостоверяющих личность справок. На практике справки никто не предъявлял - голосовавшие просто называли фамилию, имя, отчество и дату рождения, после чего получали бюллетень. В муниципальных выборах образованная на территории СИЗО Участковая избирательная комиссия №3277 участия не принимала.

Необходимость разделить юридически единый участок для голосования на несколько (пять для заключенных и один - для персонала) в администрации СИЗО нам объяснили тем, что доставить в помещение всех голосующих не только технически сложно, но и нежелательно, поскольку в процессе группы могут вступить в контакт. Это может спровоцировать нежелательные ситуации - в "Медведе" отдельно содержатся, к примеру, сотрудники силовых структур - бывшие полицейские, прокуроры, судьи и налоговики. Вместе с ними в новом корпусе держат и тех, кто попал под арест.

В начале девятого утра урны разносят по "участкам". Занимаются этим сами заключенные - многие из них на вид совсем недавно достигли совершеннолетия. Мы с Ксенией разделяемся и приступаем к обходу. Моя прогулка начинается со старого корпуса - с плохо освещенными обшарпанными коридорами, железными дверями с тремя глазками в каждой. Избирательные участки во всем СИЗО расположены в медкабинетах. Часть комнат, где расставлены урны, снабжены видеокамерами - но не теми, которые были запущены перед президентскими выборами по указанию Владимира Путина, а внутренней трансляции.

Из старого корпуса мы проходим в новый, сданный три года назад. Там широкие коридоры, гораздо светлее и мягкий линолеум. Если бы не железные двери, тревожные кнопки и деление на замкнутые решетками отсеки, здание можно было бы принять за больницу. Тут и там стены украшены постерами о выборах. На весь СИЗО материалов не хватило, и кое-где вместо стандартного листка с информацией о кандидатах размещена его ксерокопия, подозрительно напоминающая доски "Их разыскивает милиция" возле отделений полиции.

Здесь для меня и начинается процесс голосования. Два караульных отпирают ближайшую к "участку" камеру и спрашивают, есть ли внутри граждане России. Первым в коридор выходит молодой парень с окладистой бородой. За ним появляются еще четверо, почти все с Кавказа. Их отводят к медкабинету, ставят вдоль стены и по одному пускают внутрь. Внутри член комиссии просит назвать паспортные данные и выдает бюллетень. Вместе с ним заключенный получает сувенир - календарь или книжную закладку. Некоторые выбрасывают их в мусор, несколько календарей мы после окончания голосования нашли в урнах.

Представители избиркома подчеркнуто корректны. "Поставьте значок напротив понравившегося кандидата", - единственное указание, которое при наблюдателях получали голосовавшие.

"Я свободен?" - опустив бюллетень, спрашивает один из зашедших. Он явно только недавно проснулся и выглядит очень заспанным "Да", - отвечает сидящая за столом со списком женщина. "Ну то есть относительно", - добавляет, улыбаясь, сопровождавший меня по изолятору зампредседателя УИК №3277 Олег Сорока. В СИЗО он работает с середины 2000-х, а до этого служил под Рязанью на специальной зоне для бывших прокуроров и милиционеров. По его словам, там работалось спокойнее.

На вопрос о том, за кого будет голосовать, Сорока без раздумий отвечает - "за Путина". По его словам, других кандидатов он просто "не видит".

Мы идем обратно в старый корпус. В нем процедура проходит немного по-другому - камеры здесь больше, и избиратели перед участками собираются по 15-20 человек. Публика тоже выглядит иначе - видно, что многие из этих людей тут давно и не впервые. Некоторые, судя по лицам, нездоровы или употребляют наркотики. Как мне чуть рассказали чуть позже, запрещенные препараты передают, например, смешав с медом. Раньше наркотики добавляли в соль, но потом передавать ее запретили, как и сигареты.

Никакой напряженности между охраной и "контингентом" не заметно. Иногда конвоиры и заключенные даже перешучиваются. В новых корпусах, где преобладают "первоходы", охрана и арестованные похожи друг на друга до такой степени, что поменяйся они одеждой, разницы можно было бы и не заметить. Похож на арестованных и я: пару раз охранники путали меня с подопечными - видимо, из-за гражданской одежды.

Некоторые голосующие явно недовольны тем, что из камеры их вытащили в холодный коридор. Тем более, что многим из них не ясна цель происходящего - несколько раз я видел, как в урну опускают пустой бюллетень. В итоге недействительных бюллетеней комиссия насчитала 21. На одном из них галочки во всех пяти квадратах сопровождалась размашистой надписью "Все пи***ы!".

Один из обитателей "старого" корпуса на моих глазах отказывается голосовать, мотивируя это тем, что не знает за кого и вообще не очень умеет читать. Охранники зачем-то настоятельно уговаривают его хотя бы перечеркнуть бюллетень, но тот оказывается. В конце концов, сдавшись, его отпускают к проголосовавшим. В итоге тех, кто отказался брать бюллетень, оказалось всего трое на весь СИЗО.

Голосование в российских изоляторах вообще проходит быстро, и к полудню почти все заключенные уже в камерах. Остальные восемь часов мы проводим в административном корпусе, обсуждая с сотрудниками жизнь в изоляторе и множество других вещей - от американского автопрома и "айпадов" до успехов российских биатлонистов на чемпионате мира в немецком Рупольдинге.

Избирательные урны все это время остаются в корпусах СИЗО. Следить за ними особой нужды нет - в отличие от "гражданских" участков, в изоляторе появление автобуса с бюджетниками, вооруженными открепительными удостоверениями, маловероятно.

Активность возобновляется только после восьми часов вечера, когда опечатанные урны приносят обратно в административный корпус, вскрывают и выбрасывают содержимое на стол в тесном кабинете. Во время пересчета мы замечаем нарушения, но в основном незначительных и не влияющих на результат.

За Путина свои голоса отдали 663 из 973 голосовавших. Второе место, как это обычно бывает в СИЗО, занял Владимир Жириновский, получивший 108 бюллетеней. Как объяснили мне чуть позже, лидер ЛДПР недавно приезжал в "Медведь" и лично беседовал с заключенными.

Третье место неожиданно для многих достается дебютанту президентских выборов Михаилу Прохорову - за него подали 91 бюллетень. Лидер КПР Геннадий Зюганов получил 58 голосов, бывший спикер Совфеда Сергей Миронов - 34. Мы с Ксенией забираем заверенную копию протокола и на этом завершаем наблюдение за выборами.

Обозреватель Николай Зиборов

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });