ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 10:40

Трагедия "Нерпы": показания очевидцев

Очевидцы трагедии на АПЛ "Нерпа" утверждают, что все члены экипажа располагали индивидуальными дыхательными аппаратами, но не все успели или сумели ими воспользоваться

Трагедия "Нерпы": показания очевидцев
Фото: Reuters

Москва. 11 ноября. INTERFAX.RU – Очевидцы субботней трагедии на подлодке К-152 "Нерпа" утверждают, что у каждого находившегося на борту был индивидуальный дыхательный аппарат (ПДА). По их версии, в момент запуска фреона в отсеки не все смогли или успели воспользоваться средством защиты.

Трагедия произошла в минувшую субботу. Атомная подводная лодка "Нерпа" проходила ходовые испытания в Японском море. На борту в тот момент находились 208 человек - военные-подводники и гражданские лица сотрудники предприятий, участвовавших в строительстве подлодки. В результате инцидента 20 человек погибли (трое военнослужащих и 17 гражданских), 21 человек получил отравление. По предварительной версии, причиной трагедии стало самопроизвольное срабатывание противопожарной системы. По невыясненным причинам стал поступать газ фреон, от которого и задохнулись люди. Накануне выдвигались различные версии случившегося. По одной из них, находившиеся на субмарине гражданские лица не были обеспечены нужным количеством индивидуальных дыхательных аппаратов. Однако сегодня очевидцы опровергли эту версию. По их словам, у каждого члена экипажа "Нерпы" был такой аппарат.

"Я лежал, отдыхал после вахты. Вдруг сверху прямо на меня пошел фреон. Подействовал как наркотик. Я потерял сознание и очнулся уже на борту корабля "Адмирал Трибуц", - сказал слесарь-монтажник Виктор Рифк в опубликованном сегодня интервью газете "Комсомольская правда". По словам другого участника похода, также слесаря-монтажника Сергея Аньшакова, после того как сверху на экипаж полился сжиженный газ, включилась звуковая сигнализация - ревун и последовала команда старшего помощника включить ПДА. Кроме того, пострадавшие заявляют, что перед выходом сдаточная команда судостроителей прошла инструктаж, как пользоваться дыхательными аппаратами.

Итак, очевидцы инцидента говорят, что у каждого члена экипажа, включая членов заводской сдаточной команды, был ПДА, но, считают они, воспользоваться им смогли не все: "В кого-то фреон попал прямой наводкой, и человек сразу "поплыл". Кто-то растерялся и не успел надеть аппарат. Кто-то его отложил в сторону, чтобы не мешался", - говорят свидетели трагедии. По их словам, находившиеся во втором отсеке получили две фреоновые дозы одну за другой. По предположениям специалистов, первая противопожарная доза предназначалась именно второму отсеку подлодки, а вторая должна была блокировать пожар в случае его возникновения в торпедном отсеке. Но, как предполагается, из-за сбоя в программе обе дозы попали в жилой отсек номер два.

Накануне версию о неготовности экипажа к нештатным ситуациям высказал военный эксперт, Герой Советского Союза, вице-адмирал в отставке Рудольф Голосов. По его мнению, фактор неожиданности и отсутствие должной подготовки к нештатным ситуациям могли стать основными причинами гибели людей.

"Встает вопрос - насколько рабочие завода были подготовлены к случаям форс-мажорных обстоятельств? Я подозреваю, из моего опыта, что весь этот заводской персонал едва ли был подготовлен соответствующим образом", - считает Голосов, подчеркнув, что "подводники, штатный экипаж, кроме того, что они специалисты, еще и обучаются, осваивают навыки борьбы за живучесть подводной лодки". "Гражданские специалисты в такой степени этими навыками, я подозреваю, не владеют", - сказал эксперт.

Также, по мнению Голосова, усугубить ситуацию могло присутствие на субмарине слишком большого количества людей. "По сообщениям СМИ, на лодке находилось 208 человек, из них 81 штатный состав, оставшиеся более 120 - гражданские специалисты. Но эти лодки настолько затеснены, что я бы на месте командира корабля и заводских специалистов подумал, стоит ли брать в море такое количество людей. Там просто тесно", - сказал он.

Это мнение разделяет председатель петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга запаса Игорь Курдин. Он также считает, что гражданские специалисты на подлодке могли оказаться неготовыми к нештатной ситуации. "Лодка находилась на ходовых испытаниях, ключевое слово здесь - "испытания". Любой военный знает, что на испытаниях всегда случаются несанкционированные ситуации, и несанкционированный выброс фреона является одной из них", - сказал Курдин. По его словам, уже были случаи автоматического включения противопожарной системы, поэтому "некоторые командиры, выходя в море, отключают автоматику, переходя только на ручную систему", считает Курдин.

"Если это профессионалы-подводники, они знают, как это сделать быстро и безопасно для себя. В случае с "Нерпой" речь идет не о подводниках, а о гражданских лицах. Не случайно большинство жертв именно среди них", - подчеркнул он.

Однако окончательное заключение о причинах этой аварии может сделать только специально созданная правительственная комиссия. Она начала работать сразу же после инцидента и должна сообщить свои выводы 14 ноября.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });