ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:43

ЦСР раскритиковал российских законодателей за спешку и низкое качество законов

Эксперты предложили увеличить до полугода сроки вступления законов в силу после их принятия

Москва. 10 февраля. INTERFAX.RU - Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) назвали низкокачественными законы, принимаемые в РФ, а огромное количество правок к ним признаком нестабильности и неэффективности законодательства.

"Статистический анализ показал общую тенденцию к увеличению числа принимаемых законопроектов. При этом если до 2002-2004 годов в основном принимались новые законы, то после 2004-го - чаще вносились поправки в уже существующие документы", - говорится в докладе ЦСР, подготовленном по его заказу экспертами компании "Гарант".

Поправки как признак нестабильности

Согласно докладу, постоянные поправки вызывают нестабильность ключевых законодательных актов. В исследовании говорится, что большинство действующих кодексов Российской Федерации меняются чаще одного раза в год.

"Более того, у ряда кодексов - Налогового кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Земельного, Лесного и Уголовно-процессуального кодексов период стабильности не превышает одного месяца", - отмечается в документе.

"Во-первых, когда правила игры меняются каждый день, люди не в состоянии отследить, насколько они выполняют установленные законом требования. Из-за этого падает готовность их соблюдать. Во-вторых, постоянные изменения существенно ограничивают возможности планирования для бизнес-структур. Особенно сложно, когда новые правила принимаются в самом конце календарного года, что требует спешного пересмотра уже принятых бизнес-планов и бюджетов на следующий год", - выступают эксперты с критикой в докладе.

Низкое качество законов

Эксперты обратили внимание на связь нестабильности правового регулирования с качеством законов и скоростью рассмотрения законопроектов. По словам специалистов, в настоящее время "качество принимаемых законов в целом невысокое".

"Причина низкого качества законов кроется в излишней скорости их разработки и принятия. Ведомства в спешке готовят законопроекты, чтобы отчитаться о выполнении поручений президента. Процедуры оценки регулирующего воздействия не работают, потому что экспертам дают очень маленький срок для оценки законопроектов: нередко заключение предлагается подготовить буквально за один день, даже если речь идет о весьма объемном проекте. В результате в Думу вносятся недостаточно проработанные законопроекты, которые становятся законами очень быстро: зачастую они принимаются в первом чтении за один день, а на внесение поправок отводится от одного до семи дней. Фактически стадия обсуждения, на которой можно было бы выявить и устранить недостатки законопроектов, пропускается", - поясняется в документе.

Отмечается, что некачественные законы не могут адекватно применяться и исполняться. "Из-за этого приходится сразу же вносить корректирующие поправки, что еще больше усиливает нестабильность сферы регулирования", - говорят эксперты.

Как повысить качество законов

Бороться с нестабильностью регулирования, по мнению экспертов, можно с помощью моратория или частичного ограничения на изменение законов, однако основной риск этого подхода - сохранение некачественных, ошибочных норм, наносящих ущерб бизнесу и гражданам.

"Еще один путь связан с развитием механизмов, которые могли бы отфильтровывать некачественные законопроекты. Примеры таких механизмов - согласие Верховного суда на законопроект или обязательная экспертиза Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации", - уточняется в докладе.

Там подчеркивается, что наиболее действенный способ повысить качество принимаемых законов и тем самым внести вклад в повышение стабильности правового регулирования - это развитие парламентской дискуссии. Однако для этого, замечается в документе, "в парламенте должна быть конкуренция партий и фракций".

Также авторы доклада предлагают изменить правила введения в силу законодательных изменений. Сейчас он обычно составляет 10 дней.

"Более разумное правило установлено Налоговым кодексом, предполагающим вступление в силу новых требований с налогового периода, следующего за периодом их принятия. Похожие правила можно распространить и на другие отрасли права. Например, ввести правило о том, что законы, принятые в весеннюю сессию работы Государственной Думы, вступают в силу не ранее 1 января следующего года, а в осеннюю - не ранее 1 июля следующего года. В таком случае после принятия поправок и изменений у государственных органов будет достаточно времени на разработку подзаконных актов и адаптацию электронных сервисов и систем, а у коммерческих структур - на корректировку бюджетов и бизнес-планов", - говорится в документе.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });