ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 01:15

Гранаты, калеки, тошнотворный запах. Фото

Что такое Кабул сегодня, почему только русские могут ездить по некоторым районам столицы Афганистана, кто живет в роскошных виллах города – специальный очерк корреспондента "Интерфакса"

Гранаты, калеки, тошнотворный запах. Фото
Фото: Reuters

Москва. 27 марта. INTERFAX.RU - Слова "терроризм" и "наркотрафик" стали стишком привычными, когда политики говорят об афганском урегулировании. Они уже не режут слух, не являются сенсацией. Это – действительность сегодняшнего Афганистана.

На международной конференции по Афганистану под эгидой ШОС, которая открывается в пятницу в Москве, представители многих стран и международных организаций обсудят эту действительность и подумают, как ее улучшить. Дипломатический корреспондент "Интерфакса" Ксения Байгарова незадолго до конференции побывала в Кабуле.

"Закройте окна! Не дай Бог, гранату бросят!" – сказал красивый интеллигентный русский мужчина в модных джинсах, с кобурой и в бронежилете.

Наш автобус проезжает по центру Кабула. Вокруг – нищие, протягивающие руки за милостыней в окна единственного здесь в этот час иностранного автомобиля. Калеки демонстрируют культи, женщины прячутся вместе с младенцами под голубыми покрывалами, торговцы с тележками виртуозно обходят хаотично замершие в пробке машины. Со стороны реки Кабул тянется тошнотворный запах - в городе не работает канализация.

Журналисты, сопровождающие министра иностранных дел Сергея Лаврова в ходе его визита в Афганистан, спешат в МИД страны на пресс-конференцию. Мы опаздываем, ведь весь город, как кажется неискушенному путешественнику, представляет собой сплошь нагромождение бетона и колючей проволоки. Почти на каждом шагу, особенно вблизи государственных учреждений – блокпост и проверка. Если афганский военнослужащий усомнился в надежности пассажиров, зовет проверять британского или американского офицера. И эта проверка может занять много времени. Машину почти на каждом блокпосте осматривают с помощью специальных зеркал – нет ли взрывчатки под колесами.

Спереди и сзади в нашем автобусе сидят два вооруженных человека, чья миссия – охранять нас, журналистов. Правда, самая главная опасность для иностранца в Кабуле – не столько проверки и обстрел врагов, сколько взрыв террористической бомбы.

В прошлом году взрыв в гостинице "Кабул-Серена" унес жизни нескольких членов делегации главы МИД Норвегии Ионаса Гар Стере. Проезжаем мимо гостиницы, и наши вооруженные экскурсоводы рассказывают эту леденящую душу историю.

Вообще, если в мирном городе экскурсоводы обращают внимание туристов на культурные памятники, то здесь все не так. Своеобразными кровавыми «памятниками» стали места, где талибам удалось совершить теракты: место подрыва полицейского автобуса, взорванное здание министерства культуры, посольство Германии. После третьей "достопримечательности" в голове мутится, и подробности остальных историй не усваиваются: кажется, что весь Кабул, как, впрочем, и весь Афганистан, – огромный полигон террористов.

Яркая достопримечательность этой одной из самых высокогорных столиц мира - дома, построенные на горе. Они как ласточкины гнезда нависают над дорогой, и своей грязной, пыльной желтизной, треснутыми стенами образуют типичный пейзаж этих мест. На окраинах города – пятиэтажные дома, вылитые советские «хрущевки». Их построили советские строители на советские деньги. До сих пор этот район считается одним из самых благополучных.

Впрочем, изредка попадаются и красивые виллы, которые бы заняли достойное место в архитектурном ансамбле Рублевского шоссе. Говорят, это дома местных наркобаронов. "Черные" деньги за афганский героин, как представляется, не только кормят движение "Талибан", но и позволяют небедно пожить многим обитателям здешних мест. Почти весь героин, потребляемый наркоманами в России – именно из Афганистана.

В Кабуле можно купить и сувениры. Самый ходовой товар – американская военная форма. Полное обмундирование приобретают за 60 долларов, хотя можно сторговаться и до 40: сюда входят штаны и рубашка цвета хаки, кепка и прочные ботинки, которыми удобно месить афганскую грязь. Дополнительно желающие могут купить американские перочинные ножи, бинокли, зажигалки Zippo c надписью "Afganistan now" - с намеком на известное кино Фрэнсиса Форда Копполы о войне во Вьетнаме.

На рынке можно приобрести и мешок муки за два доллара. На нем так и написано по-русски большими буквами: "Мука". По всей видимости, это та самая мука, которую поставляет Россия в Афганистан в качестве гуманитарной помощи.

- Здесь ездят только местные и русские. Американцы и европейцы боятся, - сказал один из наших сопровождающих посреди рыночной толчеи в центре города. Подумалось – может, он пошутил? Западные военные выглядят в Кабуле воинственно и неприступно. Американцы и европейцы, сидящие по пять человек во всеоружии в "Хаммерах", представляют собой угрожающее зрелище для привыкшего к мирному времени человека. С каждым годом они выглядят все воинственней; все больше бетонных заграждений и колючей проволоки окутывает Кабул, и с каждым годом увеличивается опасность терактов.

Но русских здесь любят. Заслышав русскую речь, часто улыбаются и отвечают по-русски. Дарят воду, дают скидки на сувениры. Даже приглашают в местный ресторан. Почему-то возникла уверенность, что эти вооруженные до зубов автоматами кустарного производства люди, по-своему доброжелательные, так же будут любить и американцев спустя 30 лет после их ухода из здешних мест.

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });