Мировая авиаотрасль испытывает дефицит поставок более 5,3 тыс. самолетов

Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU - Дефицит новых самолетов в мире, наблюдаемый в последние годы в связи с проблемами в цепочке поставок аэрокосмической продукции, остается одним из главных факторов, сдерживающих рост отрасли, считают в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

В количественном выражении дефицит поставок оценивается минимум в 5,3 тыс. самолетов. Объем невыполненных заказов к настоящему времени превысил 17 тыс. единиц, что составляет почти 60% от общего самолетного парка - при этом исторически это соотношение составляло около 30-40%. Такой объем невыполненных заказов соответствует почти 12 годам текущей производственной мощности, отмечается в пресс-релизе ассоциации.

Средний возраст парка воздушных судов на фоне этих проблем увеличился до 15,1 лет (12,8 лет - только для пассажирских самолетов, 19,6 - для грузовых и 14,5 - для широкофюзеляжных). Количество самолетов, находящихся на хранении, превышает 5 тыс. единиц, что является одним из самых высоких показателей в истории, несмотря на острую нехватку новых судов.

Хотя поставки новых самолетов начали расти в конце 2025 года, а производство, как ожидается, ускорится в 2026 году, спрос, по прогнозам, превысит предложение самолетов и двигателей. Нормализация структурного несоответствия между потребностями авиакомпаний и производственными мощностями маловероятна ранее 2031-2034 гг. из-за необратимых потерь при поставках за последние пять лет и рекордно большого количества невыполненных заказов, полагают в IATA.

"Авиакомпании ощущают влияние проблем в цепочке поставок на свой бизнес. Наиболее очевидными проблемами являются более высокие затраты на лизинг, снижение гибкости расписания, задержка с достижением устойчивого развития и растущая зависимость от неоптимальных типов воздушных судов, - заявил глава IATA Вилли Уолш, слова которого приводятся в пресс-релизе. - Авиакомпании упускают возможности для увеличения выручки, улучшения экологических показателей и обслуживания клиентов. В то же время путешественники сталкиваются с ростом издержек из-за ухудшения условий спроса и предложения".

Задержки поставок усугубляются несколькими факторами, среди них IATA выделяет то, что производство планеров опережает выпуск двигателей (который ограничен из-за проблем с существующими двигателями). Это приводит к тому, что вновь изготовленные планеры остаются на стоянке до тех пор, пока не появятся моторы. Более длительные сроки сертификации новых самолетов (с 12-24 месяцев до четырех или даже пяти лет) задерживают начало производства/обслуживания, что особенно сказывается на обновлении дальнемагистрального парка. Тарифы на металлы и электронику, вызванные торговой напряженностью между США и Китаем, усугубили некоторые проблемы с поставками и увеличили расходы на техническое обслуживание. А нехватка квалифицированной рабочей силы, особенно в производстве двигателей и компонентов, сдерживает планы по наращиванию производства.

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });