Прорыва на переговорах Ирана и "шестерки" не случилось
В Женеве закончились переговоры между Ираном и "шестеркой". Впервые за 13 лет по итогам встречи стороны сделали совместное заявление. Прорыва, тем не менее, не случилось, продвижение вперед измеряется маленькими шагами
Москва. 16 октября. INTERFAX.RU – В среду в Женеве завершились двухдневные переговоры между "шестеркой" и Ираном по урегулированию иранской ядерной проблемы. Впервые с 2000 г. стороны сделали совместное заявление, в котором отметили, что встреча была "важной и многообещающей".
"Мы провели в течение двух дней обширные и полезные консультации, которые, как ожидаем, будут началом новой фазы в наших отношениях, призванных остановить кризис и открыть новые горизонты. Мы чувствуем, что представители "шестерки" также выразили политическую волю для того, чтобы продвигаться вперед ", - заявил глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф, подчеркнув, что его страна не собирается отказываться от своих прав на мирное использование атомной энергии.
Он отметил, что Иран пока не рассматривает возможность проведения незапланированных проверок своих атомных объектов инспекторами МАГАТЭ. "У нас существует ряд ограничений (относительно проверок. - ИФ), которые нам необходимо снять, но сейчас важно двигаться вперед посредством последовательных сбалансированных действий", - заявил он.
Нет повода для аплодисментов
В Вашингтоне предложения Тегерана назвали "беспрецедентно серьезным и содержательным", но отметили, что "прорыва не случилось". Замглавы МИД России Сергей Рябков был более сдержан в оценках. Он оценил результаты нынешнего раунда переговоров "шестерки" и Ирана как более продвинутые, чем итоги предыдущего раунда в Алма-Ате, но не гарантирующие дальнейшего прогресса.
"Нет повода для аплодисментов. Сработать можно было лучше", - сказал он журналистам на брифинге.
В то же время, по его словам, "шестерка" и Иран "отработали достаточно", но, как сказал один из участников: "Лучше, чем многие думали, но хуже, чем надеялись". "Позиция иранской стороны и группы отстоят друг от друга на большом расстоянии", - подчеркнул замминистра.
По его словам, если мыслить географически, то расстояние "исчисляется километрами, а продвижение вперед измеряется шагами по полметра". "Мы в целом удовлетворены тем, как, на какой ноте закончился этот раунд", - сказал он.
Рябков отметил, что нынешний раунд переговоров в Женеве состоялся на фоне высоких ожиданий, связанных со сменой политического руководства и переговорной команды в Иране.
В то же время, сказал он, "переговоры были трудными, временами напряженными, временами даже непредсказуемыми. "Причина этого, во-первых, в крайне низком уровне взаимного доверия между участниками переговоров, вернее, практически в отсутствии доверия. Вторая причина связана с тем, что переговоры пошли на глубину. В этом, пожалуй, кардинальное отличие состоявшегося раунда от того, что было в Алма-Ате", -пояснил он.
Рябков напомнил, что Россия уже давно настаивала на уходе от просто пересказа позиций. "Сказать, что мы в полной мере достигли этой цели, было бы неправильно, но частично мы результата достигли", - сказал дипломат.
Проблема санкций
Самой острой в переговорах с Ираном является проблема отмены санкций. Россия выступает за снятие как односторонних, так и международных санкций при условии постановки ядерной программы под международный контроль, подчеркнул замглавы МИДа.
"Маяком, главной установкой, которой мы руководствуемся, является предложение Владимира Путина о том, что признание права Ирана на обогащение как части всей совокупности неотъемлемых прав этой страны по Договору о нераспространении ядерного оружия должно сопровождаться постановкой иранской ядерной программы под всеобъемлющий полный международный контроль", - сказал он.
"Если такая договоренность будет достигнута, то есть, по сути дела, (будет) признание всех прав Ирана как стороны - участницы ДНЯО в обмен на постановку под контроль, тогда все санкции в полном объеме - односторонние, многосторонние - должны быть сняты", - сказал Рябков.
При это он отметил, что пока что у "шестерки" и Ирана нет общих идей относительно последовательности этапов урегулирования ядерной проблемы, а также нет согласия по степени взаимности, констатируют в Москве.
"Вся трудность нынешнего момента, что нет общего понимания, что должна включать в себя поэтапность, какая последовательность должна быть шагов и меры взаимности - тоже сложный вопрос. Что значит ответить взаимностью? В это можно многое вложить. Здесь возникают загадки, люди думают над тем, не прогадать бы, с одной стороны, а с другой стороны - ради чего, что можно получить взамен", - сказал дипломат .
Иранские предложения
Иранский план по урегулированию ядерной проблемы состоит из трех этапов, конечной целью его реализации должно стать признание международным сообществом права Ирана обогащать уран.
"План состоит из трех этапов. Конечная цель: первое - Запад должен признать право Ирана обогащать уран, второе - Иран должен располагать ядерными технологиями в мирных целях, третье - санкции с Ирана должны быть сняты. При этом объемы обогащенного урана, до какого уровня он может быть обогащен, подлежат дискуссии. Это и есть третий этап", - сообщил ранее "Интерфаксу" иранский источник со ссылкой на замглавы МИД Ирана Аббаса Арагчи.
По словам источника, первый этап включает в себя "создание мер взаимного доверия, предупреждение напряженности между двумя сторонами, внимание к озабоченностям друг друга, попытку урегулирования разногласий путем диалога, а также немедленную реализацию достигаемых договоренностей".