Замглавы Минэкономразвития РФ: любые цели климатического финансирования должны оставаться добровольными

Владимир Ильичев рассказал об итогах работы российских делегатов на COP30

Фото: пресс-служба Минэкономразвития

Москва. 26 ноября. INTERFAX.RU - Двухнедельный марафон климатических переговоров под эгидой ООН - COP30 - завершился в бразильском Белене в субботу вечером. Россия традиционно отстаивала тезисы технологической нейтральности и справедливости энергоперехода, а также недопустимости введения торговых ограничений под видом климатических механизмов. О том, каких результатов удалось достичь и с какими сложностями столкнулись российские делегаты, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель министра экономического развития РФ Владимир Ильичев.

- Как вы оцениваете итоги конференции?

- COP30 стала успехом для России. Нам удалось отстоять ключевые принципы международной климатической архитектуры и продвинуть наши приоритеты.

- Тема адаптационных мер стала центральной на COP30, какую позицию отстаивала РФ в этой части?

- Россия проводит взвешенную и сбалансированную климатическую политику, в которой мы одинаково внимательно относимся и к смягчению воздействий изменения климата, и к адаптации. В Белене нам удалось согласовать новые финансовые ориентиры по утроению адаптационного финансирования к 2035 году (до $120 млрд в год - ИФ) - это действительно критически важно для развивающихся стран. Предыдущий ориентир по удвоению таких средств действовал лишь до конца 2025 года, поэтому логично, что тема вернулась в повестку.

В техническом блоке работа тоже продвинулась: стороны договорились о Глобальной цели по адаптации - наборе показателей для мониторинга прогресса в области адаптации. Для нас принципиально важно, что отчётность по этим показателям будет добровольной - именно за такую формулировку Россия выступала на переговорах. Теперь странам предстоит опробовать эти индикаторы на практике, а после второго Глобального подведения итогов (завершится в 2028 году - ИФ), в 2029 году, у всех появится возможность обобщить накопленный опыт и, при необходимости, скорректировать показатели.

- А в целом - не по части адаптации - тема предоставления развитыми странами финансирования для реализации мер по борьбе с изменением климата поднималась?

- Это всё ещё сложная и деликатная тема. Была представлена Дорожая карта Баку-Белен - стратегический план по предоставлению $1,3 трлн долларов к 2035 году - для поддержки стран в соответствии с согласованной на COP29 "Новой количественной целью" по финансированию развивающихся стран.

Мы поддерживаем дальнейшее обсуждение выполнения развитыми странами своих обязательств по климатическому финансированию, но при этом для нас принципиально, чтобы любые финансовые цели оставались добровольными, не превращались в механизм давления. Важно, чтобы средства направлялись на реальные проекты, учитывали национальные приоритеты и позволяли странам самостоятельно выстраивать свои программы. Подход к климатическому финансированию должен быть прозрачный, ориентированный на эффективность и реальные результаты, а не на формальные цифры.

В целом COP30 позволила продвинуть обсуждение финансирования, но остаётся много вопросов по объёмам, условиям и распределению средств.

- Также в этом году на первый план вышел вопрос об односторонних ограничительных мерах в торговле. Россия давно призывала обратить на него внимание, в частности, критикуя европейский CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism, механизм трансграничного углеродного регулирования). Как оцениваете результаты по этому треку?

- Россия представила свою позицию по CBAM и смогла донести её до участников конференции. Мы подчеркнули, что этот механизм не должен использоваться как инструмент давления на страны с разной экономической структурой и уровнем технологической готовности.

Нам удалось заручиться поддержкой ряда партнеров - Китая, Индии и арабских стран, которые также выступают за то, чтобы любые углеродные механизмы разрабатывались в рамках международных правил и не создавали дискриминационных барьеров для экспортеров из развивающихся стран. Это показало, что наша позиция находит отклик у государств с разной экономикой.

Кроме того, мы акцентировали внимание на том, что любые механизмы, влияющие на международную торговлю, должны быть прозрачными, научно обоснованными и согласованными со всеми участниками многосторонних переговоров.

Важным достижением стало то, что в итоговом тексте решения конференции закреплена недопустимость любых торговых ограничений под видом климатических механизмов. Еще более серьезной победой стало создание диалога по односторонним мерам - постоянной площадки, где страны смогут на равных обмениваться позициями, оценивать последствия и предотвращать появление скрытых барьеров. Этот диалог будет проходить в течение трёх лет, а по его завершении будет представлен итоговый отчёт, который станет основой для дальнейших решений и выработки согласованных подходов.

Так что в этой части COP30 особенно успешна для РФ: нам удалось не просто заявить о нашей позиции, но и закрепить ключевые принципы в официальных документах, создать практические рабочие механизмы для обсуждения важных для нас вопросов со странами, разделяющими нашу позицию.

- В этом году, после временного затишья на COP29, в центре внимания вновь оказалась тема отказа от ископаемого топлива...

- Мы традиционно выступали против принудительного отказа от ископаемого топлива и настаивали, что переход к низкоуглеродной экономике должен быть технологически нейтральным. Часть участников продвигала максимально жёсткие формулировки, которые фактически игнорировали различия в структуре экономик и уровне технологической готовности. Такой подход не только нереалистичен, но и потенциально дестабилизирует глобальные рынки.

Мы отстаивали позицию о необходимости взвешенного перехода, который не навязывает универсальных моделей развития. Подчеркивали важность переходного топлива, которое позволяет постепенно снижать выбросы без резкого подрыва энергетической безопасности. В итоге удалось сохранить формулировки, позволяющие странам выстраивать собственные траектории снижения выбросов, обеспечивая баланс между климатическими целями и экономической устойчивостью.

- Получается, Россия не поддержала предложение Бразилии разработать "дорожную карту по ископаемому топливу"?

- Мы не допустили включения этого предложения в какие-либо решения конференции. Вместе с группой единомышленников последовательно отстаивали принцип, что подобные инициативы не могут носить предписывающий характер и навязывать универсальные сценарии отказа от ископаемого топлива.

Любые подходы в этой области должны оставаться добровольными и формироваться в многостороннем, равноправном формате, без давления на отдельные страны. Россия выступает за научно обоснованный, сбалансированный путь, который учитывает весь спектр доступных технологий, включая развитие низкоуглеродной энергетики и технологий улавливания и хранения углерода.

Так что мы готовы к конструктивному обмену опытом, но решительно против попыток использовать подобные инициативы как инструмент принуждения или ускоренного навязывания решений, не согласованных международным сообществом.

- Какие еще темы оказались сложными в обсуждениях?

- Отдельной сложностью стало стремление ряда стран использовать выводы Сводного отчёта по ОНУВ (определяемые на национальном уровне вклады в реализацию Парижского соглашения) для продвижения новых, более жёстких целей, не согласованных на многостороннем уровне (в 2025 году страны должны были представить новые ОНУВ, на данный момент подали порядка 120 стран).

В некоторых случаях отчёт интерпретировался в алармистском ключе, предлагая пересмотреть целый ряд параметров глобальной климатической политики без достаточной научной и политической проработки. Россия добилась того, что любые новые цели должны формироваться на основе объективных данных, не нарушать баланс интересов и не подменять собой уже согласованные обязательства.

- Какие основные тезисы обновленного российского ОНУВ вы хотели бы отметить?

- Обновленный ОНУВ отражает новую парадигму климатической политики России - более амбициозную, сбалансированную и ориентированную на долгосрочный результат. Документ опирается на научные данные, полученные в ходе реализации первого этапа проекта "Российской системы климатического мониторинга".

Наша ключевая цель - сократить выбросы парниковых газов к 2035 году до 65-67% от уровня 1990 года. Это обязательство, которое учитывает национальные особенности развития нашей экономики, так и глобальные климатические вызовы.

Мы делаем ставку не на ограничение роста, а на технологическую модернизацию - развитие низкоуглеродных технологий, повышение энергоэффективности, внедрение систем улавливания и хранения углерода, а также на формирование новых отраслей, включая водородную энергетику. Особое внимание уделяется поглощающей способности лесов и природных экосистем. Россия обладает уникальным природным потенциалом, наша задача - обеспечить его устойчивое использование и тем самым увеличить вклад в поглощение выбросов в мировом масштабе.

Вместе с тем мы исходим из принципа, что климатическая повестка не должна базироваться на ограничительных мерах, которые ставят под угрозу экономическое развитие, социальную стабильность или конкурентоспособность отраслей. Переход к низкоуглеродной экономике должен быть справедливым и поэтапным, учитывать интересы регионов, граждан и компаний. В нашем ОНУВ учтены существующие неопределённости, связанные с экономическим развитием, технологическим прогрессом и глобальными климатическими изменениями.

- В прошлом году была учреждена контактная группа БРИКС по климату и устойчивому развитию. Каковы результаты ее работы?

- За два года работы контактной группы мы сумели добиться значительных успехов. Мы приняли Рамочную основу БРИКС по изменению климата и устойчивому развитию, которая определяет основные направления взаимодействия в рамках контактной группы.

Запустили механизмы практического взаимодействия: партнерство БРИКС по углеродным рынкам для обмена опытом по развитию национальных рынков. В перспективе партнерство позволит нашим странам реализовывать совместные климатические проекты, а также торговать углеродными единицами на пространстве БРИКС.

Платформа климатических исследований БРИКС усилит научное и экспертное взаимодействие стран объединения за счет проведения совместных исследований и мероприятий по климатической проблематике, а лаборатория БРИКС по торговле, климату и устойчивому развитию будет заниматься изучением влияния климатических мер на социально-экономические развитие.

Мы надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества наших стран в рамках контактной группы и упомянутых механизмов в следующем году в рамках индийского председательства.

Новости