ХроникаВоенная операция на Украине

У стран НАТО пока есть возможность наладить сотрудничество с Россией в сфере ПРО

Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко рассказал о том, что будет обсуждаться на заседании в Брюсселе 4 декабря

Фото: Reuters

Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU - Постоянный представитель России при Североатлантическом альянсе Александр Грушко в преддверии заседания в Брюсселе 4 декабря Совета Россия - НАТО (СРН) на уровне министров иностранных в интервью агентству "Интерфакс" рассказал о повестке дня встречи и о состоянии отношений РФ и альянса.

- Александр Викторович, какие темы выносятся на обсуждение предстоящего заседания Совета Россия - НАТО на уровне министров иностранных дел? Планируется ли подписание совместных документов?

- Мы ожидаем, что разговор пойдет по ключевым вопросам повестки дня отношений Россия - НАТО, прежде всего о выполнении решений лиссабонского саммита Совета Россия - НАТО и дальнейшей реализации проектов практического сотрудничества.

Среди вопросов международной безопасности предполагается продолжение обсуждения наиболее актуальных на сегодня — ситуации в Сирии и Афганистане. В настоящее время мы работаем над подготовкой программы работы СРН на 2014 год - документа, определяющего ключевые направления сотрудничества между Россией и НАТО. Также готовим министерское решение в поддержку запуска нового проекта СРН по безопасной утилизации устаревших боеприпасов на территории России - в Калининградской области.

- В каком ключе будет подниматься тема сирийского кризиса? Будут ли обсуждаться вопросы практического взаимодействия в реализации программы ликвидации химического оружия в Сирии?

- Сирийский вопрос будет обсуждаться в контексте международных усилий в поддержку процесса выполнения резолюции 2118 СБ ООН. Думаю, что министры могут затронуть перспективы политического урегулирования, в том числе созыва "Женевы-2".

20 ноября состоялся полезный разговор представителей государств - членов СРН со cпецкоординатором совместной миссии Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и ООН Сигрид Кааг. Она поделилась оценками потребностей, которые могут возникнуть в процессе транспортировки и последующего уничтожения химических материалов. И очевидно, что международное содействие, как и создание надлежащих условий безопасности, - важное условие для достижения цели уничтожения сирийского химоружия.

- В какой степени отсутствие прогресса в диалоге по ПРО сдерживает развитие сотрудничества между Россией и НАТО? США и НАТО недавно приступили к созданию базы ракет-перехватчиков в Румынии. Не за горами Польша. Насколько это беспокоит российскую сторону? Возможно ли принятие с нашей стороны контрмер военно-технического характера в ответ на эти шаги?

- Конечно, подобное развитие событий не может не вызывать у нас озабоченности. Мы видим, что ПРО США/НАТО в Европе планомерно обрастает "мясом". Нет никакой ясности в отношении "конечной остановки" этого процесса. И решения в отношении реализации той или иной фазы принимаются прежде всего с учетом зрелости соответствующих технологий и реализуемости технических решений.

Диалог в СРН по данной теме зашел в тупик ввиду неготовности стран альянса зафиксировать на договорной бумаге "правила игры" в этой чувствительной сфере, включая предоставление четких юридических гарантий того, что система не будет направлена против России и не будет обладать потенциалом перехвата российских сил ядерного сдерживания. Естественно, это не улучшает состояние отношений Россия - НАТО. На саммите СРН в Лиссабоне в 2010 году было достигнуто понимание, что сотрудничество по ПРО – ключ к выходу на истинно стратегическое партнерство.

Что касается мер с нашей стороны по надежному обеспечению стратегической стабильности и наших законных интересов безопасности, они Россией объявлены и для НАТО секретом не являются. При любом развитии событий безопасность России будет гарантирована. У стран НАТО пока есть возможность оценить ситуацию и принять решения, которые могли бы создать предпосылки для налаживания сотрудничества в сфере ПРО.

- Руководство НАТО призывает Россию к продолжению сотрудничества по Афганистану после 2014 года. Готова ли Россия к такому взаимодействию и в каких формах? Российская сторона неоднократно заявляла, что с учетом переформатирования операции НАТО в Афганистане после 2014 года хотела бы быть в курсе планов альянса в отношении концепции и задач новой миссии, ее международно-правового оформления. Есть ли у нас ясность в этом вопросе, ведется ли диалог с НАТО по данной теме?

- Продолжение взаимодействия с НАТО на афганском направлении было бы в общих интересах. В настоящее время мы обсуждаем возможности дальнейшей реализации и расширения имеющихся практических проектов сотрудничества, в том числе в сфере подготовки афганских техников по обслуживанию вертолетной техники российского производства и сотрудников антинаркотических служб из Афганистана, Пакистана и государств Центральной Азии. Были бы готовы продолжать оказывать содействие НАТО в организации транзита в/из Афганистана, в том числе после 2014 года.

В настоящее время наше взаимодействие основывается на международно-правовой основе – резолюции 1386 СБ ООН. Выступаем за то, чтобы сотрудничество по Афганистану после 2014 года зиждилось на таком же прочном фундаменте. А для этого нужна новая резолюция Совбеза ООН.

Ситуация в Афганистане вызывает у нас серьезную обеспокоенность. Не спадает волна террористических атак. Растет поток наркотиков. Недавний доклад Управления ООН по наркотикам и преступности по производству опия в ИРА за 2013 год свидетельствует о беспрецедентном ухудшении ситуации. Производство опия выросло на 49%, увеличивается площадь территорий, занятых под посевы опийного мака, а без наращивания и консолидации усилий в этой области не удастся решить и другую ключевую для безопасности проблему – терроризма, получающего финансовую подпитку от наркодоходов.

Одним из ключевых элементов афганского урегулирования является налаживание тесного сотрудничества между ключевыми игроками в регионе. В частности, необходима координация усилий НАТО с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая выполняет важную работу по обеспечению безопасности по периметру внешних границ Афганистана.

- Намерена ли российская сторона на предстоящем заседании СРН поднять вопрос о неиспользовании странами НАТО мультимодального транзитного центра в Ульяновске? Может ли РФ закрыть его в случае, если НАТО по-прежнему не будет прибегать к его услугам?

- Условия задействования логистической структуры аэропорта Ульяновска и определение ценовых параметров доставки контейнеров комбинированным способом – это предмет коммерческих переговоров. Решение о транспортировке грузов по "южному", "центральному" или "северному" маршруту страны - участницы Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане принимают самостоятельно, исходя из условий безопасности маршрута, времени транспортировки грузов и накладных расходов.

Со своей стороны, мы заинтересованы в расширении грузопотока через "северный маршрут", в том числе через Ульяновск. И наши партнеры знают, что российские перевозчики готовы сформулировать взаимопривлекательные условия, если через Ульяновск пойдут солидные партии грузов. Вместе с тем такая инертность натовских контрагентов вызывает у нас недоумение, поскольку просьба о создании "мультимодальной" схемы транзита исходит от НАТО.

- Как российская сторона относится к попыткам НАТО возродить старый ДОВСЕ? Есть ли перспективы возобновления участия России в договоре?

- Старый Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) уже не возродить, он безнадежно устарел, что и было констатировано еще в 1996 году, когда было принято решение о параметрах коренной модернизации этого договора. На замену был разработан его адаптированный вариант. Однако страны НАТО оказались не готовы под надуманными предлогами ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ, что привело к еще большей деградации режима контроля над обычными вооружениями в Европе и утере его востребованности в меняющихся условиях безопасности.

Сегодня стоит задача провести комплексный анализ развития военно-политической обстановки в Европе и уточнить роль инструментов режима контроля над обычными вооружениями в укреплении военной безопасности и стабильности. Надеемся, что страны НАТО извлекли необходимые уроки. Возможное новое соглашение в этой области должно отвечать современным реалиям на континенте и отражать баланс интересов его участников. К его разработке необходимо подходить со всей ответственностью, без предварительных условий и контрпродуктивных увязок вопросов собственно контроля над вооружениями с проблемами, не имеющими отношения к ним.

- В какой стадии пребывает реализация совместного с НАТО проекта по безопасному и экологически чистому уничтожению старых боеприпасов в Калининградской области?

- Данный проект пока находится в стадии проработки, его реализация еще не началась. Действительно, речь идет о решении достаточно острой для региона Калининградской области проблемы уничтожения больших запасов устаревших боеприпасов.

В НАТО наработан достаточно богатый опыт безопасной утилизации. Им воспользовались многие европейские страны. Современные технологии, которые предполагается использовать, позволяют осуществлять экологически чистую промышленную утилизацию на месте без необходимости транспортировки взрывоопасных грузов.