ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 01:15

Lada - как первая любовь

У "АвтоВАЗа" есть будущее. По словам президента компании, к автомобилям Lada россияне испытывают ностальгические чувства. Поэтому, если делать машины более качественными, они будут пользоваться спросом

Lada - как первая любовь
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 2 декабря. IFX.RU - Крупнейший в Европе автозавод - "АвтоВАЗ" - в последнее время переживает тяжелейший кризис. Однако у предприятия есть шанс возродиться в новом качестве. Президент компании Игорь Комаров в интервью газете "Ведомости" рассказал о том, как ему видится будущее предприятия.

Lada - как первая любовь

Напомним, что на прошлой неделе российская сторона и французский акционер "АвтоВАЗа" - Renault совместно решали судьбу волжского завода в Париже.

Как рассказал И.Комаров, стороны договорились, что к 2015 году российский автогигант будет производить 900 тыс. автомобилей, а к 2020 году - больше миллиона. При этом, как отметил глава компании, отсрочка планов по выходу на уровень продаж в 900 тыс. автомобилей не означает, что будет сдвинут срок постановки новых моделей.

По словам И.Комарова, завод будет выпускать автомобили Renault, Nissan и Lada, причем на бренд Lada будет приходиться не менее 70% производства. На последнем условии настаивала российская сторона, заметил руководитель "АвтоВАЗа". Однако у Renault, по его словам, "возражений по бренду нет".

"Они прекрасно понимают, что если автомобили Lada делать более качественными, то они будут пользоваться спросом", - цитирует менеджера газета.

Впрочем, что касается нынешнего уровня качества машин Lada, то 85% проблем с ним - "это проблемы с качеством комплектующих, которые производят поставщики", - объясняет глава завода.

"Мы с Renault и Nissan сделаем общую панель поставщиков и подтянем уровень комплектующих до Renault и Nissan. В этом случае никаких проблем с брендом Lada не будет", - пообещал он.

При этом, по словам И.Комарова, опыт Renault по возрождению бренда Dacia в Румынии свидетельствует, что "продажи растут быстрее, чем уровень качества".

Кроме того, "хоть люди наши машины и ругают, но в душе любят, а главное - покупают", - уверен глава "АвтоВАЗа".

Пожалуй, это единственный оставшийся российский бренд и это первый автомобиль многих из нас, рассудил он. Первой машиной у самого И.Комарова также были "Жигули". Это был ВАЗ-2107 и его качество Комарова вполне устраивало, пишет газета. При этом глава "АвтоВАЗа" признает, что последние 15 лет ездит только на Mercedes.

Руководитель волжского завода также пообещал, что не менее 9% выручки от продаж будет идти на инвестиции и техническое развитие. Помимо того "АвтоВАЗ" планирует возрождать экспорт и к 2015 году намерен отправлять за рубеж не менее 100 тыс. автомобилей.

Ну а в 2009 году предприятие, как сообщалось, рассчитывает продать только 340 тыс. автомобилей. Причем продажи "АвтоВАЗа" продолжают падать. В ноябре завод сократил продажи примерно на 7,8% в сравнении с предыдущим месяцем - до 26 тыс. машин, рассказывали "Интерфаксу" несколько источников в отрасли.

В октябре завод реализовал 28 тыс. 211 автомобилей, что на 50% меньше в сравнении с тем же месяцем 2008 года.

Сотрудники: 25 тыс. вместо 94 тыс. человек

Одной из главных причин, почему государство проявляет столь беспрецедентную заботу о волжском заводе, является социальная значимость предприятия. Условия рынка требуют сокращений сотрудников "АвтоВАЗа", а чиновники стараются ни в коем случае не допустить проблем с занятостью в Тольятти.

По словам И.Комарова, вопрос с численностью сотрудников "АвтоВАЗа" будет решаться не методом сокращений, а путем реструктуризации предприятия.

На 1 ноября 2009 года численность персонала на "АвтоВАЗе" составляла 94 тыс. человек, пишут "Ведомости". "Мы надеемся, что в I квартале 2010 года достигнем численности персонала в количестве 71 тыс. человек", - рассказал И.Комаров.

Дело в том, что у "АвтоВАЗа" много непрофильных активов. Если не учитывать непрофильные предприятия, то окажется, что численность сотрудников "АвтоВАЗа" составляет всего около 55 тыс. человек.

"Три страховые компании, торговые и сервисные компании, участие в двух банках и проч. это должно быть продано на конкурсной основе и на определенных условиях, которые гарантировали бы, что цены на эти услуги не поднимутся", - рассказал руководитель предприятия.

Если не считать автокомпонентные производства, то окажется, что на "АвтоВАЗе" задействованы не более 25 тыс. человек. И если пересчитать производительность на этих людей, то цифра будет совершенно другая, близкая к ведущим мировым производителям.

"Так вот, наша задача - разбить все хозяйство "АвтоВАЗа" на составные части и определить, что мы делаем по каждой из них", - пояснил И.Комаров.

Через 3-5 лет "АвтоВАЗ" должен переродиться в "совершенно новое предприятие", где будут работать не более 25 тыс. человек, высказал пожелание И.Комаров.

"Вместо стотысячного монстра появится кластер производств, включая компонентные, которые будут работать и для "АвтоВАЗа", и для "Автофрамоса", для завода Nissan в Петербурге, возможно, для группы ГАЗ и других предприятий", - рассчитывает он. И в этом кластере будут созданы суммарно 70 тыс.-80 тыс. рабочих мест, обещает И.Комаров.

Государство в помощь

Ну а пока предприятию в Тольятти нужны миллиарды государственных средств, чтобы только разобраться с долгами. На прошлой неделе правительство пообещало "АвтоВАЗу" еще 50 млрд рублей. По словам И.Комарова, вопрос с предоставлением средств должен быть решен в ближайшее время и в этом году.

Реструктуризация долга - существенное условие продолжения работы "АвтоВАЗа", подчеркнул он. По словам главы завода, объем долга сейчас составляет: 38 млрд руб. - банкам, 25 млрд руб. - "Ростехнологиям". И почти 12 млрд руб. необходимо для погашения текущей задолженности и нормальной работы, добавил И.Комаров. Таким образом, всего около 75 млрд руб.

Соглашение о схеме реструктуризации долга скорее всего будет подписано только к марту следующего года. При этом еще 12 млрд рублей выдаст "АвтоВАЗу" уже сейчас. "Дело в том, что антикризисную программу мы готовили к 1 сентября и предполагали, что все решения будут приняты быстрее. Но за прошедшее время мы заплатили около 2 млрд руб. процентов по кредитам, а рынок не поднялся. У нас начала расти задолженность перед поставщиками", - пояснил И.Комаров. По его словам, эти деньги будут направлены только на расплату с поставщиками.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });