ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

ФНС поборолась с коррупцией

ФНС опубликовала программу и новую редакцию плана по противодействию коррупции в налоговых органах. Документы содержат массу благих намерений, включая воспитание сотрудников налогового ведомства в антикоррупционном ключе. Эксперты сомневаются, что документы удастся полноценно воплотить в жизнь

ФНС поборолась с коррупцией
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 30 марта. FINMARKET.RU - Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала на своем сайте программу и новую редакцию плана по противодействию коррупции в налоговых органах. Оба документа насыщены благими целями и задачами, включая формирование "антикоррупционного сознания" у работников налоговых органов. Среди мер, предложенных ФНС для искоренения коррупции в своих рядах, - внутренний контроль за персоналом, ротация кадров, контроль за госзакупками, получение информации от граждан. При этом бросается в глаза, что оба документа фактически содержат лишь самые общие положения.

Как отмечается на сайте ведомства, план противодействия коррупции в ФНС был утвержден во исполнение решения правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 апреля 2009 года. Между тем, документ со столь громким названием уместился в весьма скромную таблицу, состоящую из 4-х основных пунктов с соответствующими подпунктами, причем все они довольно общего характера.

Среди мер противодействия коррупции, которые имеют конкретное наполнение - утверждение положения о ротации кадров в ФНС. Правда, сроки реализации этого мероприятия, к сожалению, весьма неопределенны, поскольку оно увязывается с выходом указа президента РФ о порядке ротации гражданских служащих. Еще одна мера, описанная общими словами: "оснащение мест для приема заявителей специальными техническими средствами" (наверное, имеются в виду средства аудио- и видеонаблюдения). Относительно решения насущной проблемы, непосредственно касающейся практически всех россиян, а именно - утечки данных, содержащих налоговую тайну, план противодействия коррупции предусматривает "разработку и внедрение системы мер, направленной на соблюдение государственной и иной, охраняемой законодательством РФ, тайны в ФНС".

Предусмотрена и такая мера, как "проведение профилактической воспитательной работы со служащими ФНС". Кстати, сама ФНС, судя по всему, за год, прошедший после решения правительственной комиссии, так и не смогла определиться, какие обязанности налоговиков содержат наибольший соблазн для незаконного обогащения. Такой вывод можно сделать на основании того, что план предусматривает формирование перечня должностных обязанностей госслужащих ФНС с высоким риском коррупционных проявлений. Планом также предусмотрено обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности ФНС. На официальном сайте ФНС ко второму полугодию 2010 года планируется создать специальную страницу, посвященную вопросам противодействия коррупции. Посетители сайта ФНС будут иметь возможность сообщать информацию о "фактах проявления коррупции в ФНС". Также планируется организация "телефона доверия" и "почтового ящика" для отзывов о деятельности ФНС.

В свою очередь, представленная ФНС программа противодействия коррупции в налоговых органах практически полностью перекликается с планом, разве что написана она не в форме таблицы, а представляет 8 текстовых страниц. Предполагается, что программа будет реализована в 2010 - 2012 годах. По замыслу ФНС, реализация программы должна привести к снижению уровня коррупции при работе налоговых органов, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, укрепить доверие граждан к налоговым органам.

Среди мероприятий, предусмотренных программой: совершенствование системы размещения госзаказов, анализ должностных обязанностей работников налоговых органов; внедрение системы внутреннего антикоррупционного контроля, включая технические средства контроля; обратная связь с потребителями госуслуг. В частности, система внутреннего контроля должна привести к формированию у работников налоговых органов "антикоррупционного сознания". Судя по документу, в ФНС хотели бы создать такой "морально-психологический климат", который формировал бы отношение к коррупции как "явлению безнравственному, несовместимому со статусом госслужащего", "требующему не только морального осуждения, но и информирования об этих фактах руководства". При этом отдельным направлением внутреннего контроля должна стать система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц налоговых органов и их близких родственников на основе анализа сведений о доходах и имуществе, предоставляемых ими в установленном порядке.

Руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев Групп" Вадим Зарипов в интервью "Финмаркету" скептически оценил перспективы воплощения в жизнь обоих антикоррупционных документов, разработанных ФНС. По его мнению, сложно ожидать, что они будут реализованы, учитывая, что в них нет критериев оценки эффективности предложенных мер, да и никаких конкретных шагов документы практически не содержат. Более того, считает юрист, когда ведомства пытаются бороться с коррупцией сами, изнутри, это - наименее эффективный путь. "Запретить, запротоколировать, ограничить, установить видеокамеры - это сугубо бюрократический подход, он в долгосрочной перспективе работать не будет. Если чиновника связать по рукам и ногам - он просто вообще ничего не будет делать", - полагает юрист. "Регламентация - это чиновничий подход с предсказуемыми последствиями: все просто увязнет в бумагах, проверить выполнение этих планов очень сложно", - добавил он. К тому же предлагаемая ротация и исключение живых контактов с налогоплательщиками осложнит внедрение современного "клиентского" подхода к контролю за налогоплательщиками, когда проверяющие должны досконально знать и понимать экономику проверяемых предприятий.

Чтобы побороть коррупцию в налоговых органах, требуется более широкий подход, полагает эксперт. "Необходимо выйти за рамки самого органа и системно бороться с коррупцией", - говорит В. Зарипов. Он пояснил, что, например, в настоящее время налоговые органы наделены правом блокировки счетов организаций в случае неполучения декларации или неуплаты налогов. Нередко претензии надуманы, а счета блокируются для вымогательства взятки. "Такое выкручивание рук предпринимателю - очень коррупционная норма. Здесь требуются серьезные законодательные изменения", - полагает юрист. С другой стороны, необходимо, чтобы сам предприниматель не был беззащитен. "Почему предпринимателю приходится идти на сделку с чиновником и своей совестью? Потому что от этого зависит, будет ли получено какое-то разрешение, будет ли бизнес работать завтра или нет. Но если у человека есть выбор - идти на поклон к чиновнику или воспользоваться альтернативным вариантом, например, обратиться за эффективной правовой защитой в суд, тогда выбор очевиден. На сегодня реального выбора почти нет", - констатирует юрист.

По его словам, для искоренения коррупции в рядах налоговиков необходимо, чтобы они несли реальную ответственность за свои действия и принимаемые решения. "Такой путь борьбы с коррупцией более эффективен, так как современная экономика заставляет жить более динамично, инновационно. Чиновник будет понимать, что ответственность существует не на словах, а на деле" - говорит юрист. Он пояснил, что уже сейчас есть возможность возложения судебных расходов на налоговые органы, однако о том, чтобы возложить на налоговиков убытки в виде досудебных расходов, и, более того - в виде неполученной прибыли и репутационного ущерба - об этом речи пока не идет.

"Это было бы и эффективно, и прозрачно. Тем более что обычно налоговая служба выплачивает подобные расходы из собственных средств, то есть фактически уменьшая свой премиальный фонд. Таким образом, инспектор будет знать, что ему не только нужно выполнить план, но и сделать это в рамках закона", - подчеркнул юрист. С другой стороны, отметил он, такое нерациональное расходование государственных средств на возмещение вреда сразу стало бы предметом пристального изучения со стороны Счетной палаты. Под таким перекрестным вниманием со стороны судов и других госорганов искоренить коррупцию куда больше шансов, чем принятием внутренних методик и регламентов, полагает юрист.

Новости по теме

Бедность страшнее тюрьмы

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });