ХроникаПандемия коронавирусаОбновлено в 08:51Заразились
на 13.05
В России 4 913 439+8 380В мире 160 833 004+382 131

Летающий автомобиль от Минпромторга

Российский автопром заставят выпускать конкурентоспособную продукцию. И вообще, в будущем отечественные машины должны не только ездить, в том числе и по Луне, но и летать. Это предусмотрено стратегией развития автопрома до 2020 года

Летающий автомобиль от Минпромторга
Copyright Terrafugia

Москва. 4 мая. FINMARKET.RU - Российская автопромышленность находится в критическом состоянии, особенно сегмент производства легковых автомобилей, признают в Минпромторге. Если срочно не приложить руки, головы и финансы, то через три-пять лет может наступить деградация автомобильной отрасли. А что касается отдаленных перспектив, власти не оставляют надежду благодаря российскому автопрому покорять Луну и бороздить воздушное пространство.

Важная отрасль

Вклад автопрома в экономику страны оценивается через десять лет в 2,38% (в 2009 году - 0,59%). Непосредственно на производстве автомобилей в России занято 400 тысяч человек, вокруг нее "кормится" еще около 5,5 млн, в том числе 1 млн в зависимых и дилерских компаниях и еще 4,5 млн в смежных отраслях, и проблемы в отраслях грозят социальным взрывом. К тому же на кону международный престиж, национальная безопасность и огромный неудовлетворенный рынок.

Понятно, что государство ни за какие деньги не откажется от автомобильной промышленности. Больной отрасли пришлось прописать Стратегию развития вплоть до 2020 года и даже далее. Курс лечения будет достаточно дорогостоящим, но результат должен быть фантастическим. А пока мы отстаем от продвинутого во всех отношениях зарубежного автопрома на 4-7 лет.

За 584 млрд рублей и 10 лет в стране появятся современные автопроизводства, возглавляемые умным менеджментом, автозаводы начнут производить конкурентоспособную продукцию (в том числе и российской разработки). Население чуть ли не повально будет автомобилизировано - проникновение составит 363 автомобиля на 1000 человек. В результате реализации стратегии развития российского автопрома в 2020 г. объем российского рынка только легковых автомобилей должен вырасти до 3,15 млн. Причем 80% продукции, бегающей через 10 лет по дорогам России, будет отечественного производства.

Почему машины не летают?

В более отдаленной перспективе российская автотехника сможет бороздить Луну и даже летать, следует из написанной чиновниками стратегии. Правда, если и дойдет до серийного выпуска автомобиля с крыльями, то простые россияне вряд ли смогут порулить этим чудом техники. В Стратегии в части НИОКР, ориентированных на долгосрочную перспективу, перспективная разработка значится как ""летающий автомобиль", в том числе, "двойного" назначения, для опережающего освоения прогнозируемого до 2030 г. сегмента рынка транспортных услуг делового, эксклюзивного, элитного и военного характера".

Скептики считают, что это пустая трата денег и предлагают лучше заняться строительством автомобильных дорог и массовым производством электромобилей. Но почему бы и не помечтать? На Западе уже не только мечтают, но и создают так называемые SkyCar или AirCar ("летающие автомобили"). Работа над этим ведется уже сотню лет, с начала 20 века была представлена как минимум сотня концепций летающих автомобилей. Правда, ни один "машиносамолет" в серийное производство пока не запущен. Но научная и инженерная мысль упорно бьется над проблемой создания "летающего автомобиля". Причем в последнее время живой интерес к этому вопросу проявляют военные.

Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA, Defense Advanced Research Projects Agency) объявило конкурс на создание аэромобилей. Проект уже получил название - Transformer TX. Его цель - создание транспортного средства с управляемостью, как у автомобиля, и которое могло бы летать как самолет, указывается в сообщении, опубликованном на сайте агентства. Такой симбиоз возможностей позволил бы военным Пентагона оперативнее передвигаться по пересеченной местности, избегать засад, самодельных взрывных устрой и минных полей. Проект предполагается реализовать за четыре года, затратив чуть более $50 млн.

Недостатков в концепциях летающих автомобилей нет, но все они не удовлетворяют требованиям военных. DARPA как минимум хочет от "летающего автомобиля" сочетания параметров армейского Hammer в части наземного управления, быстрой трансформации в летательный аппарат и вместимости не менее чем 4 человек. Скорость полета такого транспортного средства должна превышать 120 миль в час.

Пожалуй, близко к практической реализации идеи "летающего автомобиля" подошла компания Terrafugia из американского штата Массачусетс, которая уже в следующем году собирается начать продавать свой автомобиль со складывающимися крыльями. Этот проект уже был опробован в воздухе весной 2009 года. Пока же фирма активно собирает заказы и предоплату в $10 тыс. на свой двухместный "автомобилелёт", снаряженный восемью двигателями. Полная цена этого чуда техники - $194 тыс.

Распустить крылья прямо на шоссе, чтобы вырваться из пробки, вряд ли удастся, так как габариты автострады не позволят ей стать взлетно-посадочной полосой. Так что придется ехать до ближайшего аэропорта. И чтобы управлять таким транспортным средством, придется запастись правами летчика.

Разработки в этом направлении ведет и фирма Moller International (Калифорния), которая предлагает свой вариант автолета с вертикальным взлетом и посадкой. В 2008 году фирма Moller объявила, что через два года поднимет в воздух автомобиль Ferrari 599 GTB. Этот гибридный автомобиль получил рабочее название Autovolantor. Его земная скорость составит 100 км в час, а в воздухе он может разогнаться до 200 км. Летать автомобиль сможет на высоте 2500 футов. Аппарат фирма собиралась сделать за 2 года с учетом достаточного финансирования. Бюджет программы, как указывается в описании к проекту, был определен приблизительно в $3 млн. В какой сейчас стадии находится разработка "летающего автомобиля", фирма не сообщает.

У компании есть еще один проект - четырехместный M400X Skycar. Но то, что изображено в иллюстрации к проекту, мало напоминает автомобиль в отличие от Autovolantor. Правда, пока ни один аэромобиль этой компании так и не взлетел.

Но мечтать никому не заказано. Вот и в России размечтались на долгосрочную перспективу. И не только по части создания "летающего автомобиля". Еще одним перспективным направлением НИОКР может стать создание и исследование автотранспортных систем и комплексов для промышленного освоения Луны. При этом, как указывается в материалах Минпромторга, "создается новая инновационная отрасль промышленности".

Машины на атомной энергии

Основная проблема отечественной автомобильной промышленности заключается в отсутствии прогрессивных технологий и конструкторских решений, определяющих конкурентоспособность ее продукции не только на международном, но и внутреннем рынке. В этой связи основной акцент должен быть сделан на осуществление государственной поддержки ускоренного проведения комплекса НИОКР по созданию новых конкурентных продуктов, ориентированных к выходу на рынок в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Стратегия открывает невиданные горизонты для творчества. Конкурентными продуктами, разработанными в России, могут стать не только "летающие автомобили" или автолуноход. Среди других приоритетов: разработка перспективных технологий водородной энергетики и создание на их базе энергоэффективных транспортных систем со сверхнизким уровнем выбросов вредных веществ; создание интеллектуальных самоуправляемых "беспилотных" автотранспортных средств гражданского назначения и специальных автотранспортных средств различного типа и назначения для освоения шельфа Северного Ледовитого океана.

Есть еще одно интересное долгосрочное направление - "создание высокотехнологичных и энергоэффективных наземных мобильных платформ с использованием ядерных источников энергии". Прототип такого автомобиля уже был представлен в фантастическом фильме "Назад в будущее". А если его еще научить и летать, то киношные фантазии вполне могут стать былью.

С неба на землю

Но пока более реальными в части производства легковых автомобилей кажутся задачи на среднесрочную перспективу. Там есть и электромобили, и транспортные средства, работающие на альтернативных видах топлив, новые технологии и систем глубокого обезвреживания токсичных выбросов дизелей (евро-5 и евро-6), создание семейства специальных экологических транспортных средств с новыми типами движителей, в том числе на шинах сверхнизкого давления для работы в труднодоступных регионах страны.

С учетом реализации приоритетного сценария "партнерство" (один из возможных четырех) для сегмента легковых автомобилей в Стратегии заявлен общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР в размере 227,5 млрд руб.

Новости по теме

Не время расширять "утиль"

 
Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'byuef', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }]); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; // console.log("Баннер скрыт"); } // console.log("OKs"); }, 1000); })(window, 'adfoxAsyncParamsAdaptive');