ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Закон об инсайде: дорога в 10 лет

Госдума наконец приняла законопроект об инсайде, над которым власти бились уже 10 лет. Эксперты называют само наличие этого закона принципиально важным для развития российского финансового рынка, но указывают на его недостатки

Закон об инсайде: дорога в 10 лет
Photostogo.com/Russian Look

Москва. 2 июля. FINMARKET.RU - В пятницу произошло историческое для российского финансового рынка событие - после десятилетних дискуссий закон об инсайде прошел Государственную Думу.

Эксперты, опрошенные агентством "Интерфакс", называют само наличие этого закона принципиально важным для развития российского рынка, но указывают на его недостатки.

Десять лет, четыре руководителя

Глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов срезу после принятия закона об инсайде в третьем чтении напомнил журналистам, что на его принятие потребовалось десять лет.

"Я четвертый руководитель ФСФР-ФКЦБ, который этим занимался: Васильев, Костиков, Вьюгин и вот теперь я", - сказал глава службы. Он подчеркнул, что отсутствие закона об инсайде - это то, что принципиально отличало российский рынок от западных.

Законопроект об инсайде обсуждался с 1990-х годов, разные версии документа многократно вносились в Госдуму, но ни разу не прошли даже первого чтения. В 2008 году ФСФР вновь взялась за этот законопроект, в середине декабря 2008 года он был внесен в Думу. Толчком в продвижении закона об инсайде стала глобальная идея политиков создать в России международный финансовый центр, для этого была принята специальная концепция.

Весь прошлый год законопроект бурно обсуждался ведомствами, министерствами и СМИ. В первом чтении он был принят 17 апреля 2009 года, во втором - 18 июня 2010 года.

Ближе к Западу

Вице-президент ММВБ, экс-замруководителя ФСФР Владимир Гусаков считает принятие закона об инсайде историческим событием. Он убежден, что это принципиальным образом повысит доверие международных инвесторов к российскому фондовому рынку.

"Ровно этого закона нам не хватало для того, чтобы мы могли присоединиться многостороннему меморандуму о взаимопонимании в сфере сотрудничества и обмена информацией, разработанного Международной организацией комиссий по ценным бумагам, это, в свою очередь, позволит принципиально расширить инвесторскую базу нашего рынка", - сказал В.Гусаков.

Он напомнил, что правоприменение подобных законов во всех странах непростое, поэтому решение российских властей быть аккуратнее и ввести трехлетний мораторий на уголовную ответственность за манипулирование и использование инсайдерской информации было правильным.

С ним согласен и исполнительный директор компании "Олма" Андрей Белинский. "Закон об инсайде обязательно должен быть, вопрос в практике его применения, но пока мало кто может ответить, как он будет работать", - отметил он.

Глава НАУФОР Алексей Тимофеев согласен, что Россия приблизится в регулировании своих рынков к западным стандартам, что должно быть оценено не только российскими, но и иностранными участниками.

"В целом принятие этого закона - это попытка комплексного решения задачи по противодействию двум наиболее болезненным правонарушениям на фондовом рынке, мешающим процессу ценообразования и равному положению участников", - сказал А.Тимофеев.

Юрист адвокатского бюро "Линия права" Алексей Черных отметил, что на рынке есть четкое понимание того, что все инвесторы должны быть равноудалены от эмитента и иметь одинаковые возможности понимания процессов, происходящих с эмитентом. Законы, ограничивающие использования инсайдерской информации, направлены именно на то, чтобы у каждого инвестора было понимание, что он обладает такой же информацией, как и другой инвестор.

Принятие закона сделает российский рынок более транспарентным и прозрачным, считает он.

Недостатки закона

А.Тимофеев полагает, что в настоящее время довольно трудно оценить эффект от появления этого закона, тем более что многие из его положений не носят прямого действия, а предполагают принятие впоследствии нормативных актов. Особенно это касается части закона, посвященной перечню инсайдерской информации, - его будет определять ФСФР.

А.Черных отметил, что в законе отражено ставшее уже общепризнанным в мировой практике определение инсайдерской информации как точной и конкретной информации, распространение которой может оказать существенное влияние на стоимость финансового инструмента. Между тем, по его мнению, ценность этого понятия сводится к нулю, поскольку закон пользуется также понятием "сведения, относящиеся к инсайдерской информации", которые должны быть определены регулятором, причем исчерпывающим образом. Такой подход противоречит сложившейся мировой практике, в соответствии с которой понятие "инсайдерская информация" должно быть гибким и в любом случае не может быть заключено в закрытые перечни.

"На самом деле, это практика должна определить, что такое "точная" и "конкретная" информация и что такое "информация, способная оказать существенное влияние на стоимость финансового инструмента", - считает А.Черных.

По его мнению, в законе очень громоздко и казуистично определено понятие "инсайдер", хотя вопрос мог быть решен проще, с использованием всего трех критериев: инсайдером признается лицо, которое либо занимает должности в органах управления, либо владеет долей в уставном капитале эмитента, либо в силу своей должности, профессии, трудовой функции или заключенного с эмитентом договора обладает инсайдерской информацией.

Из законопроекта не ясно, будут ли запрещены операции с использованием инсайдерской информации, заключенные вне организованного рынка, добавил А.Черных.

В ближайшее время мы можем стать свидетелями завершения эпопеи под названием "Закон об инсайде" - теперь его должен утвердить Совет Федерации и подписать президент РФ. Если все пройдет гладко, то закон вступит в силу через полгода после официального опубликования.

После долгих лет непримиримых разногласий финансовым властям, депутатам, СМИ и другим заинтересованным сторонам удалось достичь компромисса по нормам закона об инсайде, причем довольно быстро - за 1-1,5 года. Если такими темпами будут найдены решения по другим законопроектам, которые тоже перешли в разряд "мыльных опер" фондового рынка, - законы о центральном депозитарии, о биржах и клиринге, то у инвесторов и участников рынка может появиться вера в реальность создания в России международного финансового центра, конечно, если другие фундаментальные проблемы России тоже не будут отложены в долгий ящик.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });