ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

Ученье свет, но экономика дороже

Жизнь требует готовить больше специалистов среднего профессионального звена, считает президент РФ Дмитрий Медведев. При этом заказ на специалистов должен поступать от бизнеса

Ученье свет, но экономика дороже
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 31 августа. FINMARKET.RU - В России явное перепроизводство кадров с высшим образованием, считают власти и бизнесмены. Экономике же, как воздух, нужны рабочие кадры и специалисты со средним образованием. О мерах по исправлению ситуации на рынке труда шла речь на совместном заседании Госсовета и президентской комиссии по модернизации экономики. Глава государства предложил пропагандировать среднее образование, "оптимизировать" количество ВУЗов, часть преподавательского состава оттуда "перекинуть" в средние профессиональные учебные заведения и т.д.

Жизнь заставит

В России должен быть устранен перекос в пользу высшего образования, жизнь требует готовить больше специалистов среднего профессионального звена, считает президент РФ Дмитрий Медведев.

"У нас очевиден перекос, который образовался в начале 90-х годов в силу самых разных причин в сторону высшего образования. Очевидна нехватка специалистов, выпускников начального, среднего профобразования", - сказал Д.Медведев, выступая во вторник на совместном заседании Госсовета и президентской комиссии по модернизации экономики.

Президент в качестве примера привел случай во время посещения им "одного очень продвинутого ПТУ, выпускники которого занимаются вопросами обеспечения трубопроводных систем".

"Я увидел там сидит дяденька лет 27-29. Я спросил, что он там делает. Он ответил: "Я учусь. У меня есть высшее образование, оно мне не нужно. Я хочу получить образование в ПТУ, я буду получать после этого ПТУ нормальные деньги, чтобы содержать себя и семью", - рассказал Д.Медведев.

Он подчеркнул, что "это абсолютно рафинированный пример, как мы нерационально используем деньги на подготовку специалистов". Кроме того, по мнению президента, это и пример того, как девальвировалось высшее образование.

Д.Медведев подчеркнул, что подготовка специалистов должна вестись с учетом реальных потребностей экономики в условиях ее модернизации. Для этого, считает глава государства, нужны "регионально-отраслевые прогнозы потребностей в кадровых ресурсах, то есть нужен четкий заказ".

"Нужно четко знать, сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны. Ответ на этот вопрос должно дать государство вместе с предпринимательским сообществом", - считает Д.Медведев.

При этом заказ на специалистов должен поступать от бизнеса. "Бизнес-сообщество должно формулировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами, которые по настоящему интересны рынку и востребованы работодателем ", - сказал Д.Медведев.

Бизнес живо откликнулся на чаяния президента и объявил о том, что кадрового голода в плане работников с высшим образованием явно не наблюдается, а экономике, по большому счету, нужны специалисты с начальным и средним образованием.

Как отметил Михаил Прохоров, президент группы "Онэксим" и по совместительству один из богатейших бизнесменов не только в России, но и в мире (с состоянием в $13,4 млрд - 39-е место в глобальном рейтинге богачей журнала Forbes и второе в российском его части), современная система подготовки нацелена на выпуск 70% специалистов с высшим образованием, 20% со средним и 10% с начальным. При этом требования рынка - 80% специалистов с начальным и средним образованием и 20% - с высшим. "Сегодня более 50% выпускников гарантированно остаются без работы", - отметил бизнесмен, получивший высшее образование еще при советской власти.

В июле, по данным рекрутингового портала Superjob.ru, наиболее активно работодатели по-прежнему искали специалистов сферы продаж/закупок, промышленности и рабочих профессий. Это нашло отражение в рейтинге запросов работодателей, на вершине которого находятся менеджер по продажам (7,3% запросов), квалифицированный рабочий (6%) и инженер (4,9%). Впрочем, растет спрос на другие профессии: продавцов, неквалифицированных рабочих, врачей.

В то же время соискатели предпочитали искать работу в сфере продаж, финансов и административной деятельности. Меньше всего безработных в ИТ-отрасли, больше всего - в сфере юриспруденции.

Имидж рабочих профессий улучшат

Но в настоящее время слишком низок престиж рабочих профессий, констатировали участники заседания и сошлись во мнении, что его надо поднимать.

"Действительно, их престиж крайне низкий, и здесь должна быть полноценная системная работа не только по созданию современных ПТУ, учебных пособий, но и работа в средствах массовой информации", - указал Д.Медведев. При этом президент отметил, что работа в СМИ в этом направлении не должна быть примитивной. "Она должна быть современной, но очевидно, что все, что сейчас показывают, выглядит очень кисло", - добавил он.

"Я поддерживаю идею реализации мероприятий, которые должны способствовать повышению престижа рабочих специальностей. Это войдет и в поручение по итогам Госсовета, включая возможности использования социальной рекламы, ознакомление учащихся с перспективами трудоустройства. То есть это должна быть современная система мониторинга и современная система поиска и распределения (кадров). И меры дополнительной социальной поддержки выпускников учреждений среднего профессионального образования", - сказал Д.Медведев.

С мнением президента по части повышения престижа рабочих специальностей согласился и М.Прохоров. "Я согласен с тем, что престиж рабочих профессий крайне низок. На государственном российском телевидении образ рабочего сейчас для всей молодежи - это два персонажа из "Нашей Раши" - Равшан и Джамшут", - сказал М.Прохоров.

Он также отметил, что нынешняя система заменивших ПТУ колледжей, "является системой перевоспитания трудных подростков". "На наш взгляд, нужно отказаться от трудового обучения, отделить социальные функции и перейти к настоящему профессиональному образованию", - отметил бизнесмен.

Россияне же самыми престижными профессиями считают врача и юриста и не хотят, чтобы их дети становились водителями и поварами. Рейтинг престижных профессий современной России возглавили врачи и юристы, при этом большинство граждан положительно отнеслись бы к тому, чтобы их дети сделали научную карьеру, выяснили социологи ВЦИОМ в ходе февральского всероссийского опроса.

Россияне чаще всего желают для своих детей или внуков профессии врача или медсестры (12%), а также юриста или адвоката (10%). За три года доля и тех, и других профессий выросла вдвое (с 6%). 8% россиян хотели бы видеть своего ребенка или внука экономистом (в 2005 году - 6%), по 4% - программистом (IT-специалистом) или инженером (по 2%).

Далее по популярности следуют такие профессии, как военнослужащий, педагог, а также в целом высокооплачиваемая и востребованная работа (по 3%). По 2% россиян желали бы видеть своих детей бизнесменами, дизайнерами, менеджерами, финансистами, рабочими, строителями. Реже (по 1%) граждане указывают такие профессии, как банкир, бухгалтер, госслужащий, журналист, политик.

Наименее популярными профессиями у россиян, как показал опрос, оказались водитель или повар (менее 1%).

Перетоки кадров

"Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и встроить профессионально-техническое образование в развитие тех процессов, которые идут в нашей стране, прежде всего в процесс модернизации", - заявил Д.Медведев. Ключевым ориентиром в данном случае, подчеркнул президент, должно стать высокое качество подготовки во всех звеньях - и в начальном, и в среднем, и в высшем профессиональном образовании.

Причем помогут российской системе профобразования выйти на уровень, соответствующий целям модернизации экономики, проверенные кадры. Д.Медведев не исключает, что по мере сокращения числа студентов часть преподавателей вузов может перейти работать в учреждения среднего профессионального образования.

"Тот демографический провал, который возник в начале 90-х годов, он сейчас докатился до университетов, и нам действительно нужно подумать, как поступать с профессорско-преподавательским составом", - указал Д.Медведев, отметив, что это очень тонкая тема, которая требует внимательного и конкретного подхода к каждому преподавателю.

"Есть возможности перераспределения преподавателей в наиболее успешные вузы. Есть возможности объединения университетов. У нас огромное количество высших учебных заведений, которые требуют реорганизации, объединения, а некоторые из них, в конечном счете, должны просто исчезнуть. Поэтому такой переток профессорско-преподавательских кадров возможен", - считает глава государства.

При этом он еще раз отметил, что не исключает возможности перехода преподавателей вузов на работу в учреждения среднего образования. "Это абсолютно нормальная вещь - часть преподавательских кадров вполне могла бы перейти в хорошо подготовленные средние профессиональные учебные заведения. Это не вопрос амбиций, это вопрос работы, работы по специальности", - сказал Д.Медведев.

В этой связи он считает необходимым подготовить программы по переводу на другую работу профессоров и преподавателей тех вузов, которые теряют студентов. "Нужно к этому относиться предельно внимательно, но честно: нет смысла держать такие штаты, если у университета нет студентов. Нужно думать, как поступать, как дать преподавателям работу", - сказал президент, поручив руководителям субъектов РФ совместно с министерством образования подготовить свои предложения по этому поводу.

Дать денег на профобразование

Говоря об объемах финансирования системы образования в стране, глава государства отметил, что в прошлом году консолидированный бюджет этой области, без учета частных вкладов, составил 1 трлн 750 млрд рублей.

"В этом году он практически на 100 млрд больше, то есть 1 трлн 850 с лишним миллиардов (рублей), и такими деньгами необходимо правильно распоряжаться", - подчеркнул Д.Медведев.

При этом глава государства считает, что национальный проект "Образование" должен быть распространен и на систему начального и среднего профессионального образования.

"Без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, мы будем жить в технологически отсталом обществе", - заявил Д.Медведев. И здесь, по его словам, не может быть абстрактных разговоров и заниматься этой проблемой нужно в привязке к конкретной ситуации.

"Чем был удачен национальный проект в этой сфере? Он привязал деньги к определенным планам по воссозданию системы образования. Поэтому первое, что нужно было бы зафиксировать, - и пилотные проекты, и продолжение национального проекта в области образования должны распространяться и на систему начального и среднего профессионального образования", - подчеркнул Д.Медведев.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });