ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

Энергоколлапс: оргвыводы и меры

Минтранс анализирует договоры авиакомпаний и столичных аэропортов, чтобы установить виновников предновогоднего коллапса. А Минэнерго "строит" энергетиков

Энергоколлапс: оргвыводы и меры
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 11 января. FINMARKET.RU - Чиновники ищут виновников предновогоднего коллапса в Московском авиаузле и ответственных за не менее трагические события в системе энергоснабжения Подмосковья.

Из-за сложных погодных условий в предновогодние дни были отменены сотни рейсов в московских аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево", пассажиры сутками не могли дождаться отправления по своим направлениям.

Десятки тысяч жителей столичного региона, оставшиеся без электричества, почти две недели провели в экстремальным условиях.

Оргвыводы уже последовали.

Авиакошмар и последствия

В преддверии новогодних праздников природа преподнесла пассажирам авиакомпаний неприятный сюрприз. 26 декабря из-за обледенения произошел обрыв проводов, и отключились электроподстанции, снабжающие аэропорт "Домодедово". В 10:00 аэропорт объявил, что приостанавливает свою работу. Службами аэропорта была обеспечена подача электроэнергии от дизель-генераторов для оборудования, необходимого для поддержания безопасности. Электричеством обеспечивались диспетчерские службы, светосигнальное оборудование, радиомаяки.

В течение дня "Домодедово" смогло выпустить ряд внутренних рейсов, международные рейсы не обслуживались. Электроснабжение "Домодедово" было восстановлено к 21:15, и уже с полуночи "Домодедово" начал принимать и отправлять как российские, так и зарубежные авиарейсы. Но нормальное авиасообщение в аэропорту восстановилось только 29 декабря.

Тем временем в "Шереметьево", несмотря на отсутствие проблем с энергообеспечением, начались задержки рейсов "Аэрофлота". Плохие метеоусловия, к которым авиакомпания не была готова, сделали свое дело. Самолеты "Аэрофлота" приземлялись с наледью толщиной в 5-6 см, на антиобледенительную программу уходило в 2-3 раза больше времени и реагентов, которые в какой-то момент закончились. Все это запустило эффект "домино", с которым компания попросту не смогла справиться. Как итог - тысячи пассажиров не улетели, десятки рейсов были отменены и задержаны.

Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев посетовал на то, что в России не производится жидкость против обледенения, и даже призывал принять "системные решения" для ликвидации этой проблемы.

В то время как обстановка в аэропортах выходила из-под контроля, и тысячи пассажиров "Домодедово" и "Шереметьево" сновали между стойками регистрации и магазинами, где минералка стоила 500 рублей, ситуация в другом московском аэропорту - "Внуково" - была спокойной. Во "Внуково" из "Домодедово" были переведен ряд внутренних рейсов UTair с 29 по 31 декабря, но обеспечить более активное перераспределение потоков между парализованными аэропортами и "Внуково" не позволяли мощности последнего.

Как работали с людьми? Никак

Премьер РФ Владимир Путин подверг жесткой критике Минтранс, аэропорты и авиапредприятия за их действия в последние дни в кризисной ситуации, возникшей в связи с обледенением. На заседании президиума правительства В.Путин поручил Минтрансу "проанализировать все, что связано с работой авиакомплекса в условиях кризисной ситуации, которая сложилась, и доложить предложения по совершенствованию системы работы аэропортового хозяйства".

"Руководители авиакомпаний и аэропортов сказали обо всем, но об одном не сказали. С людьми как работали? Никак", - отметил В.Путин. Он напомнил, что в аэропорт "Домодедово", который вообще был отключен от электропитания, продолжали приезжать не информированные об этом пассажиры. В результате в аэропорту скопилось более 8 тыс. человек. "Что это за работа такая?", - спросил В.Путин.

Между тем в Роспотребнадзоре сообщили, что у ведомства есть претензии к четырем авиакомпаниям по поводу обслуживания пассажиров в период коллапса в столичном авиаузле.

"Сейчас это "Трансаэро", "Аэрофлот", "S7" и "Уральские авиалинии", - сообщил "Интерфаксу" глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

Комментируя ситуацию в "Домодедово", Г.Онищенко отметил, что специалисты Роспотребнадзора вместе с сотрудниками московской транспортной прокуратуры проводят комплексную проверку аэропорта.

"Наиболее сложная ситуация, помимо "Трансаэро", у пассажиров "Уральских авиалиний" и "S7", - сообщил он.

Что касается "Шереметьево", то в этом аэропорту, по его оценке, главная проблема возникла у "Аэрофлота". "В отношении этой компании возбуждено дело об административном правонарушении, проводится административное расследование", - продолжил Г.Онищенко.

Пострадали за погоду

Ситуация, при которой один крупнейший аэропорт страны почти совсем не работал сутки, а второй четыре дня не мог вернуться к штатному режиму работы, привела к отставке гендиректора "Домодедово" Вячеслава Некрасова и заместителя генерального директора ОАО "Авиакомпания "Аэрофлот" по материально-техническому обеспечению Владимира Смирнова.

Министр транспорта Игорь Левитин сообщил журналистам по окончании встречи с премьер-министром РФ Владимиром Путиным 1 января, что в результате ситуации, сложившейся в аэропорту "Домодедово" 26-28 декабря 2010 года, уволен директор предприятия, которое занималось организацией перевозок.

Министр также проинформировал о том, что отстранен от занимаемой должности замгендиректора "Аэрофлота", занимающийся материально-техническим обеспечением, в том числе снабжением антигололедными средствами.

Фамилии уволенных руководителей И.Левитин тогда не назвал.

Источник же в авиационной отрасли сообщил "Интерфаксу", что освобожден от занимаемой должности директор аэропортового комплекса "Домодедово" Вячеслав Некрасов. По словам источника, освобождение от должности произошло из-за того, что В.Некрасов не справился со своими обязанностями в кризисный период, когда аэропортовый комплекс остался без электроснабжения, что привело к остановке работы "Домодедово".

В пресс-службе аэропорта "Интерфаксу" сообщили, что В.Некрасов был переведен на другую должность. "Он назначен на должность заместителя исполнительного директора московского аэропорта "Домодедово", - сказали в компании.

На должность директора аэропортового комплекса назначен Игорь Борисов, ранее занимавший должность руководителя Domodedovo Passenger Service.

Итогом "разбора полетов" стало и то, что заместитель генерального директора ОАО "Авиакомпания "Аэрофлот" по материально-техническому обеспечению Владимир Смирнов лишился своего поста. Как отметили в авиакомпании, В.Смирнов был ответственным за закупку антиобледенительных веществ.

По словам собеседника агентства, он уволен с формулировкой "за допущенные ошибки".

Недальновидность с антиобледенительными средствами обернется "Аэрофлоту" минимум $20 млн - именно в эту сумму авиакомпания оценила компенсации пассажирам, чьи рейсы были задержаны или отменены из-за критической ситуации в "Шереметьево".

По словам руководителя пресс-службы компании Андрея Согрина, механизм выплаты компенсаций сейчас разрабатывается.

Договоры на анализ

Сейчас министерство транспорта проводит анализ договоров о сотрудничестве между московскими аэропортами и авиакомпаниями с целью установления виновных в произошедшем 26 и 27 декабря авиационном коллапсе, заявил журналистам министр транспорта Игорь Левитин после оперативного совещания 2 января.

"Мы проверяем договоры "Домодедово" с энергообеспечивающими компаниями, чтобы установить, чья была ответственность в произошедшем отключении. Либо это форс-мажор, либо кто-то не исполняет свои обязанности", - сказал он.

Также, по его словам, ведомство проверяет договоры "Аэрофлота", "Трансаэро" и других компаний, задерживавших или отменявших рейсы во время коллапса.

В Минтрансе намерены не только проанализировать действия авиационных властей, которые должны были обеспечивать непрерывность деятельности аэродромных комплексов. Как заявил И.Левитин, министерство намерено "выработать предложения по работе в кризисный период".

Министр транспорта уже доложил премьер-министру, что подписал распоряжение о введении 30%-ного автономного энергообеспечения в аэропортах, перевозящих более 1 млн пассажиров в год.

"Мною подписано распоряжение о целесообразности введения 30-процентного автономного энергообеспечения в аэропортах, которые обеспечивают перевозку более 1 млн пассажиров", - сказал И.Левитин журналистам после встречи с В.Путиным 1 января.

По его словам, на то время автономное энергообеспечение работало только на взлетно-посадочных полосах, перронах и в здании самих аэропортов.

"Этого недостаточно. Как показали события 26-28 декабря, при полном снятии с энергообеспечения этого не хватает. Мы должны в ближайшее время с Ростехнадзором определить нормативы, рассчитать стоимость и обязать руководителей аэропортов обеспечить такое электроснабжение", - отметил И.Левитин.

Кроме того, по его словам, Минтранс намерен выработать предложения по работе авиационной отрасли в кризисный период.

"Нам необходимо иметь дополнительный пакет регламентов в чрезвычайных ситуациях. Здесь должны быть дополнительные рекомендации главам регионов, где находятся крупные аэропорты, для того, чтобы местные власти оказывали поддержку руководителям авиационных предприятий в случае ЧС", - сказал И.Левитин.

Глава Минэнерго РФ Сергей Шматко также считает, что необходимо создать более четкую систему взаимодействия энергокомпаний с ключевыми объектами инфраструктуры, в частности, аэропортами.

Как заявил министр на совещании в центре управления сетями 4 января, для таких объектов требуется "совершенно особенное регулирование".

Он напомнил, что при перебоях в энергоснабжении аэропортов в конце декабря такой крупный аэропорт, как "Домодедово", был запитан с трех независимых линий электропередачи. При этом по какой-то причине энергоснабжение не смогли переключить на линию, способную подать напряжение.

"Я думаю, будем очень серьезно разбираться, как мы должны обеспечить энергоснабжение таких объектов", - сказал С.Шматко.

Энергоколлапс в Подмосковье

Ледяной дождь и его последствия не только погрузили в хаос два из трех аэропортов московского авиаузла. Из-за сложных погодных условий в конце декабря и начале января произошли массовые обрывы проводов ЛЭП по всему Подмосковью. Из-за непогоды проблемы с электроснабжением возникли в более чем восьмидесяти населенных пунктах Подмосковья. В ряде муниципальных образований решением губернатора был введен режим чрезвычайной ситуации. Энергетикам пришлось вести восстановительные работы круглосуточно.

Несмотря на то, что специалисты весьма бодро рапортовали о темпах ликвидации последствий аварии, руководство безопасностью энергоснабжения взял на себя лично председатель правительства РФ, которому министерства и ведомства каждый день докладывали о состоянии энергосистемы.

"Никаких отпусков вплоть до особого распоряжения. Все должны быть на местах", - вынес вердикт Путин.

Энергоснабжение потребителей Московской области, как сообщало Минэнерго РФ, было восстановлено в полном объеме только к вечеру 7 января.

Сработали на троечку?

В Минэнерго РФ уже выразили недовольство взаимодействием ведомств и оснащенностью энергокомпаний при восстановлении энергоснабжения, а глава министерства Сергей Шматко пообещал провести "очень серьезный разбор полетов" по оценке действий ведомств и компаний при ликвидации энергоколлапса.

"Поставить себе оценку 5 мы не можем и 4 тоже не можем", - сказал С.Шматко, комментируя процесс восстановления энергоснабжения.

На совещании 4 января Сергей Шматко обратил внимание на проблему взаимодействия профильных ведомств и энергетиков при ликвидации нарушений энергоснабжения.

"Мне известно о несогласованной информации, которой обмениваются ведомства", - отмечал глава Минэнерго.

По словам главы Минэнерго, в целом ситуация с перебоями энергоснабжения выявила серьезные проблемы, связанные не только с погодными условиями. "Такого, что сейчас происходит, одной погодой не объяснить", - сказал он.

Как отметил С.Шматко, во время проведения работ по восстановлению энергоснабжения взаимодействие ведомств и территориальных органов было недостаточным в части информирования о масштабах нарушений и координации непосредственных работ по их ликвидации.

Есть претензии

Как отметил С.Шматко, есть серьезные претензии, в частности, к системе взаимодействия между сетевыми организациями, а также в целом к уровню подготовки энергокомпаний к такого рода погодным явлениям. По словам министра, многие проблемы можно было бы предупредить при наличии техники и достаточной подготовки персонала энергокомпаний.

В целом, по словам главы Минэнерго, энергокомпании были недостаточно оснащены необходимыми материально-техническими ресурсами. "При достаточной оснащенности многие задачи можно было бы решить быстрее", - сказал он.

Глава Минэнерго считает, что в стране необходимо создать запас техники, в частности, подъемных вышек, которые не будут использоваться в обычное время, но необходимы при возникновении таких ситуаций с нарушением энергоснабжения, которые наблюдаются в текущее время.

"Должны быть созданы специальные подразделения (в энергокомпаниях), которые будут содержать этот запас на "черный день", - сказал министр.

С.Шматко заявил также, что необходимо увеличить объем ремонтных программ для энергокомпаний, а также увеличить количество критериев при подготовке прохождения осенне-зимнего периода.

Министр отметил, что энергетики и ранее готовились к зиме по самому жесткому сценарию - "холодная зима", вместе с тем оказались не готовы к той ситуации, которая возникла.

Он добавил, что этим летом из-за жары и пожаров энергетики работали в сложных условиях, что сказалось на состоянии оборудования, а также выполнении ремонтных программ, срок которых был сокращен.

По мнению главы Минэнерго, необходимо, в частности, повысить количество резервной техники, а также увеличить число дизельных генераторов для обеспечения временной схемы энергоснабжения.

Кроме того, потребуется увеличение запасов топлива для постоянных и временных источников генерации, считает министр.

"Волчий билет" вымогателям

При этом Минэнерго планирует жестко действовать при выявлении случаев вымогательства у населения при восстановлении нарушенного энергоснабжения, заявил министр.

"Мы будем решать (вопрос с вымогательством) самым жестким образом, вплоть до увольнений", - сказал С.Шматко.

Он добавил, что при проведении работ по восстановлению энергоснабжения компанией "МОЭСК" привлекались подрядчики и, возможно, случаи заявлений о вымогательстве связаны с их работой.

"С такими фирмами мы будем прекращать отношения и выдавать им "волчьи билеты" на работу в отрасли", - сказал министр.

Ранее глава "МОЭСК" Андрей Коновалов сообщил о том, что на специально созданную "горячую линию" поступали заявления от населения о случаях вымогательства, однако пока ни один факт мздоимства со стороны энергетиков не подтвердился.

Дозвониться без проблем

С.Шматко также отметил неудовлетворительный уровень работы с населением при нарушении энергоснабжения. "Люди сутками не могли дозвониться до соответствующих служб", - сказал он.

Министр отметил, что по его поручению организована "светлая линия" "МОЭСК", куда поступает информация по всем случаям нарушения энергоснабжения.

При этом министр отметил, что "МОЭСК" должна реагировать на все случаи, включая те, которые не находятся в ведении компании. В перспективе необходимо наладить взаимодействие между информационной службой МЧС ("служба 112") и энергетиками, добавил С.Шматко.

А теперь... надежное восстановление

В ряде районов Подмосковья вновь отключают электроэнергию, правда, уже в плановом порядке, чтобы восстановить надежное электроснабжения.

"Для проведения ремонтных работ на электросети в ряде районов Подмосковья во вторник пройдут плановые отключения энергоснабжения", - сказал собеседник "Интерфакса" в МОЭСК. Электроэнергию планируется отключить с 08:00 до 18:00, добавил представитель пресс-службы.

В целом, как отметил ранее Сергей Шматко, на повышение надежности энергосистемы, пострадавшей от погодных условий, уйдет около двух месяцев.

Новости по теме

Всем оставаться на местах

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });