ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 06:36

Итоги 2014: ЕАЭС - расширение рынка или самоизоляция?

Уходящий год ознаменовался самым масштабным интеграционным решением на постсоветском пространстве со времен создания ТС: к двум партнерам России - Белоруссии и Казахстану - прибавилось Армения и Киргизия

Итоги 2014: ЕАЭС - расширение рынка или самоизоляция?
Президент России Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Беларусии Александр Лукашенко
Фото: Reuters

Москва. 31 декабря. INTERFAX.RU – Если Киргизия, несмотря на состоявшееся и юридически закрепленное политическое решение, сможет присоединиться к новому Евразийскому экономическому союзу, приходящему на смену союзу таможенному, только в конце весны, то Армения пропустит всего один день - 1 января, после чего уже станет полноценным участником объединения.

Закон малых чисел

Увеличение числа партнеров России по создаваемому союзу вдвое выглядит таковым исключительно на бумаге. В числах и процентах все скромнее. Так, число потребителей на общем рынке вырастет со 172,9 млн до 181,7 млн человек, или на 5,1%. Торговый оборот увеличится чуть сильнее - на 5,7%, если судить по имеющейся статистике за январь-октябрь 2014 года.

Безусловно, абсолютные цифры выглядят на фоне торговли России с Белоруссией и Казахстаном лишь каплей в море. Если с этими странами за 10 месяцев Россия наторговала на $27 и $17,8 млрд, соответственно, то с Арменией и Киргизией - всего на $1,1 и $1,5 млрд. И это несмотря на действующую зону свободной торговли в рамках СНГ, в которую входят обе страны.

Впрочем, сама эта зона свободной торговли сегодня становится все более эфемерной и нерабочей на практике. Тем более что основной "внеблоковый" контрагент по ней - Украина - подписала соглашение об ассоциации с ЕС. То же самое касается и Молдавии, в результате чего в течение следующего года можно ожидать денонсации этого соглашения.

Не зря президент России Владимир Путин заявил, что ЕАЭС будет строить зону свободной торговли с Узбекистаном. А это последний партнер, остающийся в ЗСТ и не входящий в Евразийский союз, который не успел "переметнуться" на сторону Запада. Да и торговый оборот России с этой среднеазиатской страной превышает торговлю с Арменией и Киргизией вместе взятыми - $3,3 млрд за 10 месяцев 2014 года.

От Лиссабона до Владивостока - ни проехать, ни пройти

Процессы, происходящие на пространстве бывшего СССР, разделение стран СНГ на лагеря "своих", "чужих" и нейтральных, сдобренные санкциями против РФ и контрсанкциями, предпринятыми нашими властями, по-видимому, ставят крест на красивой идее общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Впервые она была высказана Путиным в 2010 году. Тогда Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана только запустился, вопросы торговли и технического регулирования были переданы на наднациональный уровень - Евразийской экономической комиссии и пошли разговоры о создании преференциальных торговых режимов "тройкой" с третьими странами.

Тем не менее, еще тогда такой режим в торговле с Европой казался делом отдаленной перспективы, а теперь мы видим окончательный развод. Сдобрить охлаждение отношений с Европой теперь пробуют "разворотом на восток" во всех отношениях, и в вопросах торговых соглашений в том числе.

Отношения с США и Евросоюзом, обострившиеся в этом году, могут сыграть роль катализатора и в таких непростых переговорах. Одним из свидетельств этого может быть создание в следующем году первой ЗСТ для ЕАЭС - зоны свободной торговли с Вьетнамом. Переговоры ни шатко ни валко велись несколько лет, но явный прогресс проявился только на фоне санкций.

Имеются возможные партнеры и на других направлениях. Как заявил президент РФ в конце декабря, "в финальную стадию вступила подготовка проекта соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, аналогичные договоренности прорабатываются с Турцией, Индией, Израилем".

Эмбарго нам поможет?

Теоретически, введенные рядом западных стран, считающих Россию виновной в происходящих на Украине событиях, санкции и последовавшее за ними эмбарго РФ на поставки продуктов питания из Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии могли помочь как налаживанию производства внутри страны, так и диверсификации поставок из-за рубежа.

Глава Минсельхоза Николай Федоров назвал введенные в августе ограничения импорта "уникальным шансом, чтобы подтянуться в развитии аграрного сектора". По данным, которые привел министр, доля импорта из "запрещенных" стран в общероссийском потреблении превышает 10% только по трем группам - свинина, рыба и фрукты.

Как утверждал глава Минсельхоза, выпадающие объемы Россия легко заместит при помощи других поставщиков (по разным товарным группам - Бразилия, Аргентина, Турция, Израиль, Узбекистан, Азербайджан, Белоруссия, Иран). Три из перечисленных стран входят в СНГ, две при этом являются членами договора о зоне свободной торговли, а одна - Белоруссия - входит в Таможенный союз, заменяемый с 1 января Евразийским экономическим союзом.

Более того, российские политики даже озвучивали кажущийся фантастическим вариант - о развитии отношений с Азербайджаном в рамках интеграции на евразийском пространстве. Так, глава ныне устраненного министерства регионального развития Игорь Слюняев заявлял в июне, что считает реальной перспективу вступления Азербайджана в Евразийский экономический союз. "ЕАЭС - стратегический проект, не только в экономическом, но и в политическом пространстве. Поэтому присоединение Азербайджана к ЕАЭС или Таможенному союзу - вполне реальная перспектива, я бы не исключал такого развития событий", - говорил он.

Действительно, в августе и сентябре наблюдался рост импорта товаров продовольственной и сельскохозяйственной групп: в августе увеличение составило 6,5% к аналогичному месяцу 2013 года, в сентябре - 2,4%. Пересчитанных данных по октябрю пока нет, имеющиеся же на данный момент показывают, что в октябре могло произойти снижение.

В целом, согласно расчетам Федеральной таможенной службы России, удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре импорта из стран СНГ составил 17,4% (в январе-октябре 2013 года - 15,5%). Стоимостные объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем-октябрем 2013 года снизились на 2,8%. Физические объемы ввоза мяса птицы упали на 11,8%, сгущенного молока - на 16,6%, сыров и творога - на 17,9%, пшеницы - на 51%. Вместе с тем возросли физические объемы закупок свежемороженого мяса на 19,7%, молока и сливок - на 22%, сливочного масла - на 35,5%.

"Нетарифные меры" как источник внутрисоюзных дрязг

Октябрь стал как раз тем месяцем, когда накопившееся в России недовольство увеличившимися случаями поставок в страну запрещенных продуктов из Белоруссии и Казахстана (они к продовольственному эмбарго не присоединились - ИФ) выросло в реальные действия, которые порой, по мнению партнеров по Таможенному союзу, расходятся с его принципами.

Еще в сентябре, выступая на "правительственном часе" в Госдуме, глава российской таможни Андрей Бельянинов сообщил, что внес в правительство предложение организовать мобильные группы для противодействия реэкспорту запрещенных товаров в Россию из Белоруссии и Казахстана.

В октябре руководитель таможенного ведомства доложил, что ФТС начала совместно с Россельхознадзором проверять сомнительные грузы из Белоруссии на складах в Смоленской области и часть из них отправлять обратно. Проблема в данном случае могла быть двоякой: это мог быть как реэкспорт санкционных товаров из Европы и США, так и так называемый лжетранзит.

"Даже в рамках Таможенного союза уже сегодня идет запрещенный сегодня к ввозу на территорию РФ товар из стран ЕС. В данном случае, к сожалению, через Белоруссию. Вот, подписано: страна происхождения - Белоруссия. Наклейку сорвали - Польша", - говорил президент.

В свою очередь, Бельянинов предлагал организовать сопровождение потенциального лжетранзита запрещенных товаров из Белоруссии, так как существует опасность того, что такое продовольствие до границ Средней Азии просто не доезжает, оседая в российских регионах.

Наибольшего накала проблема достигла к ноябрю, когда в продукции ряда мясокомбинатов Белоруссии был выявлен геном африканской чумы свиней и была приостановлена поставка свинины в Россию. Некоторое время спустя к мясным предприятиям добавили и молочные. Кроме того, Россельхознадзор настоял на транзите "санкционных" продуктов только через российские пункты пропуска.

По данным ФТС, за период действия санкций (с 7 августа 2014 года) объемы ввоза запрещенных товаров на территорию Белоруссии увеличились на 80% и составили 354,6 тыс. тонн против 196,7 тыс. тонн годом ранее.

Примирение неизбежно

Президент Александр Лукашенко в начале декабря обвинил Россию в нарушении норм Таможенного союза в связи с запретом поставки продовольствия из Белоруссии на российский рынок. "Россия повела себя неприлично, запретив многим предприятиям поставку продовольственных товаров на территорию РФ. Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе", - сказал он.

Кроме того, глава белорусского государства поставил перед правительством задачу в течение 10 дней урегулировать вопрос с поставками продовольствия на российский рынок.

В результате 10 декабря состоялась встреча "в верхах" Евразийской комиссии, когда соответствующая проблема обсуждалась на высоком уровне (с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова со стороны России - ИФ) во внеочередном порядке.

"Я рассчитываю, что уже завтра ведомства РФ смогут открыть часть предприятий таким образом, чтобы все предприятия, которые были закрыты по претензиям качества белорусской продукции, смогли буквально в течение пары дней уже поставлять продукцию на российский рынок", - заявил член президиума совета министров Белоруссии Сергей Румас по итогам дискуссии.

На самом деле, через день Россия сняла запрет на поставки мясной продукции трех белорусских заводов. Еще через неделю Россельхознадзор снял запрет на поставки мясной и молочной продукции с 12 предприятий Белоруссии из 18, которые были проверены в ходе совместных инспекций.

Чем Евразийский союз лучше Таможенного?

Несмотря на неурегулированные до конца "продовольственные" разногласия, а также неоднократно возникавшие за время функционирования Таможенного союза прочие препятствия вроде подозрений Белоруссии в беспошлинной продаже нефтепродуктов из российской нефти или контрабанде китайской одежды через Казахстан, страны-члены ТС не только не приостановили сотрудничество, но и продолжили его наращивать. Это касается не только территориального расширения, влияние которого на экономические показатели вызывает вопросы, но и дальнейшего углубления интеграции.

Не стали для этого камнем преткновения и внутренние "разборки", возникшие в конце года в союзе, и показавшиеся некоторым экспертам демаршами встречи президентов Белоруссии и Украины с президентом Украины накануне финального саммита глав пяти государств, которые в 2015 году войдут в ЕАЭС.

Так, после создания ТС в середине 2010 года, с 1 января 2012 года три страны-члена ТС участвуют также в общем рынке, сформированном 17 международными договорами, формирующими Единое экономическое пространство. Пожалуй, основным практическим результатом здесь явилось техническое регулирование "на троих". То есть Россия, Белоруссия и Казахстан начали вводить единые техрегламенты, устанавливающий требования к продукции, обращающейся на всем пространстве Таможенного союза.

Одним из основных положительных моментов нового ЕАЭС должен будет стать общий рынок услуг. В частности, предполагается, что единый рынок услуг в строительстве, сельском хозяйстве и торговле в Евразийском экономическом союзе заработает в 2015 году. В ряде секторов по списку процесс либерализации будет осуществляться постепенно. Речь идет о 29 секторах, включая рекламный бизнес, аудиторские услуги, научно-исследовательскую деятельность.

По словам министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, для отдельных секторов услуг предусмотрено разноскоростное движение стран-членов ЕАЭС. Некоторые типы услуг предусматривают разную скорость внедрения для трех сторон, а некоторые - для двух. "Предусмотрены и некоторые национальные изъятия, потому что рынок услуг - он чрезвычайно сложный и разнообразный, и здесь предусмотрены некоторые переходные периоды, некоторые услуги до 2016 года, некоторые - до 2025 года", - говорил Улюкаев.

Как ранее неоднократно отмечал министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, услуги в союзе составляют половину экономики в денежном отношении.

Президент Белоруссии подводит итоги

По завершении финального и в некотором роде эпохального для 2014 года саммита, который прошел в конце декабря в Москве уже не "на троих", а "на пятерых", состоялась пресс-конференция Лукашенко, который в традиционно яркой манере расставил все точки над "и". "Что касается нерешенных вопросов, то свободного движения товаров у нас в полном объеме пока как не было, так и нет", - заявил он.

При этом глава Белоруссии категорически опроверг утверждения о том, что Минск хочет "что-то отжать у России", воспользовавшись ее сложным экономическим положением. "Некоторые СМИ заявили о том, что союзники хотят что-то в данной ситуации, приехав в Москву, отжать, отщипнуть у России. Может, кто-то и хочет что-то сегодня отщипнуть от России, потребовав от нее что-то в сложные времена, но не Белоруссия", - сказал Лукашенко после заседания Высшего Евразийского экономического совета.

Белорусский президент призвал: "Не переводите, пожалуйста, стрелки на Белоруссию, мы сюда не приехали с протянутой рукой, и если нашим братьям-россиянам что-то нужно будет и мы будем на что-то способны, мы всегда подставим свое плечо". О

По словам Лукашенко, вопреки "страданиям в СМИ", в ходе визита в Москву он обсудил с Путиным весь комплекс российско-белорусских отношений. "Все страдали, Владимир Владимирович, что Путин не будет встречаться с Лукашенко. Не страдайте, мы с Владимиром Владимировичем обсудили весь комплекс проблем, связанных с белорусско-российскими отношениями. Он не такой уж и сложный, и если президенты за него берутся, он всегда решается. Решаются эти проблемы и сегодня", - заявил глава Белоруссии, призвав не создавать вокруг этих тем ажиотаж.

Отдельно Лукашенко подчеркнул, что ЕАЭС не должен превращаться в аналог СНГ. "Промедление с принятием на данном этапе жизненно важных решений может обернуться не только потерей динамики интеграционных процессов, но и откатом назад, чего народы наших государств современным политикам не простят, особенно учитывая нашу практику работы и взаимоотношений в рамках СНГ", - сказал он.

"Второго СНГ народы не потерпят", - резюмировал белорусский лидер.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });