ХроникаПандемия коронавирусаОбновлено в 07:16Заразились
на 20.06
В России 5 316 826+17 611В мире 178 187 719+362 291

Мы не едим, мы экономим

Кризис пришел практически в каждую семью. Россияне затягивают потуже пояса, начинают экономить на еде и на повседневных товарах и не ждут ничего хорошего в ближайшие месяцы

Мы не едим, мы экономим
Фото: Reuters

Москва. 10 февраля. IFX.RU - Черные анекдоты, которыми в первые месяцы кризиса баловались не потерявшие чувства юмора россияне, похоже, превращаются в быль. Люди начали активно экономить на еде, кризис докатился до обычных людей.

Кризис меняет потребительские привычки россиян. Если еще до нового года россияне, если и экономили, то, главным образом, на развлечениях и каких-либо не самых обязательных для них вещах, то теперь пришел черед урезать расходы на еду и повседневные траты. Большинство граждан признались, что в ходе кризиса пересмотрели свои потребительские предпочтения и стараются покупать более дешевые продукты и другие предметы первой необходимости. Как водится, самыми незащищенными здесь оказались наименее обеспеченные люди: среди них гораздо больше тех, кто вынужден экономить на еде и товарах повседневного спроса.

О переходе на приобретение более дешевых продуктов питания и предметов первой необходимости в январе сообщили 70% россиян, не изменили свои потребительские привычки немногим более четверти респондентов (27%). Об этом свидетельствуют результаты исследования социологов "Левада-Центра", которое проводилось в 128 населенных пунктах 46 регионов России.

"Переход на более дешевые продукты питания для большинства россиян - это отнюдь не отказ от излишеств и чрезмерностей, а урезание и так весьма скромного потребления", - отмечает Наталья Бондаренко, научный сотрудник отдела изучения доходов и потребления "Левада-Центра".

Чаще всего о переходе на более дешевые продукты питания и предметы первой необходимости говорят наименее обеспеченные люди. К примеру, 43% респондентов из семей с низкими доходами вынуждены в последнее время отказываться от привычных покупок, тогда как в семьях с высокими достатком так поступали 13% опрошенных.

Жители небольших городов и сельской местности вынуждены экономить на еде больше, чем в более крупных городах. Так, в городах с числом жителей от 100 тысяч до 500 тысяч в вынужденной экономии признались 28% опрошенных, в маленьких городах, где проживают до 100 тысяч человек - 32%, а в сельской местности - 34% респондентов. Жители крупных городов (от 500 тысяч человек) сообщали об этом реже (20%).

Половина участников опроса (49%) сообщили социологам, что за последние 2-3 месяца в той или иной степени ухудшилось их повседневное потребление - питание, потребление предметов первой необходимости, лекарств, поездки на транспорте и т.п. Из них каждый десятый заявил о значительном ухудшении. Об улучшении говорили лишь 4% россиян.

"Среди тех, кто уже ощутил какие-либо ухудшения или ограничения в своем повседневном потреблении, ожидания весьма пессимистичны и в отношении ближайших месяцев", - указывает Н.Бондаренко. По ее данным, особенно такие настроения характерны среди тех, кто в последние 2-3 месяца уже столкнулся со значительным ухудшением повседневного потребления: они ожидают в ближайшее время дальнейшего "значительного ухудшения" (56%) или "некоторого ухудшения" (24%).

После нового года настроения россиян весьма резко ухудшились, и об этом свидетельствуют результаты большинства проводящихся сейчас опросов. Все праздники, которые создавали позитивный настрой, закончились, и люди, наконец, начали осознавать, что кризис пришел к нам всерьез и надолго. К этому еще добавляется негативная информация, поток которой выливается на людей из СМИ, а также мрачные прогнозы правительства, все это вкупе говорит о том, что в ближайшее время просвета ждать не стоит. Антикризисные психологи советуют…искать успокоения и хороших эмоций в общении с родными и близкими.

 
Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'byuef', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }]); setTimeout(function() { if (document.querySelector("#adfox_151179074300466320 #adfox_151179074300466320")) { document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; // console.log("Баннер скрыт"); } // console.log("OKs"); }, 1000); })(window, 'adfoxAsyncParamsAdaptive');