ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Дорогая нефть пока не отпугивает спрос, но и не притягивает инвестиции. Обзор

Дорогая нефть пока не отпугивает спрос, но и не притягивает инвестиции. Обзор
Фото: Getty Images

Москва. 29 июня. INTERFAX.RU - Экономическая комиссия совета ОПЕК, состоявшаяся в преддверии очередной конференции министров стран картеля, которая проходит раз в полгода, рассмотрела различные точки зрения в отношении перспектив спроса и предложения на нефтяном рынке.

В заседании также приняли участие представители консалтинговых и аналитических агентств, оценки которых использует ОПЕК в своих отчетах, а также одного из сырьевых трейдеров.

Эксперты отметили, что прогноз спроса по-прежнему подвержен значительной неопределенности, в первую очередь проблемам, связанным с COVID-19, и их влиянию на транспортное топливо. Основными факторами, которые могут повлиять на потребление нефти в краткосрочной перспективе, могут стать рост экономик, инфляция, проблемы с цепочками поставок, существенно меняющимися ввиду санкций в отношении России. Кроме того, как говорится в отчете, с которым ознакомился "Интерфакс", был рассмотрен вопрос о возможной замене слишком дорогого газа нефтью, что может привести к дополнительному спросу на нефть в IV кв. 2022 года на 400 тыс. б/с.

Жесткий рынок

В настоящее время рынок нефти уже оценивается как сложный, при этом ситуация с нефтепродуктами, а особенно - дизельным топливом, видится еще тяжелее.

В ОПЕК отмечают рост экспорта нефти и нефтепродуктов из США во II кв. 2022 года - на 18% к уровню прошлого года, и ожидают его продолжения на фоне поиска Европой альтернативы российским поставкам. Также отмечается рост импорта нефти Китаем в мае до 10,8 млн б/с по сравнению с 10,5 млн б/с в апреле. Предполагается, что отмена ковидных ограничений поддержит импорт нефти и в июне, хотя не исключено, что переработчики будут использовать накопленные запасы. Индия также наращивает импорт, установив рекорд в 5,1 млн б/с в апреле, благодаря закупкам российской нефти со скидкой.

Маржа переработки выросла уже в IV кв. 2021 года, еще сильнее она увеличилась в I кв. 2022 года на фоне сокращения предложения нефтепродуктов ввиду ремонтов на НПЗ и из-за геополитических событий в Восточной Европе, сокращения экспорта из Китая и роста экономической активности в Азии.

Эксперты также отмечают, что фрахтовые ставки на танкеры, перевозящие темные нефтепродукты, с начала года выросли на фоне восстановления спроса на транспортировку и сдвигов в логистике. Aframax и Suezmax продемонстрировали наибольший прирост, в то время как VLCC показали меньший подъем. В мае, однако, часть этого роста была потеряна: ставки на Suezmax снизились на 37% к апрелю, Aframax - на 22%. Ставки VLCC снизились на 20%.

При этом ставки фрахта остаются значительно ниже уровня, существовавшего до пандемии COVID-19, в то время как танкерный флот вырос примерно на 7%, что указывает на сохраняющийся переизбыток предложения на рынке, отмечают в ОПЕК.

На рынке танкеров, перевозящих светлые нефтепродукты, по-прежнему наблюдается тенденция к росту: спотовые фрахтовые ставки увеличились в среднем на 37% в мае к апрелю.

Ключевым двигателем для рынка в 2022 году аналитики видят изменение торговых потоков из-за санкций в отношении российских углеводородов - Европа стремится заместить импорт 2,7 млн баррелей нефти в сутки и 1,2 млн б/с нефтепродуктов. Пока импорт нефти снижается на 7% к прошлому году, а закупки нефтепродуктов даже выросли на 5%.

Ожидается, что из-за изменения торговых потоков спрос на суда Suezmax и Aframax в этом году сильно вырастет, перспективы для танкеров VLCC менее однозначны, поскольку на рынок по-прежнему влияет дисбаланс со стороны предложения, а изменение торговых потоков не стимулирует спрос на VLCC.

Один из приглашенных докладчиков указал, что танкеры будут совершать более длительные рейсы, поскольку российская нефть будет транспортироваться в Азию, а не Европу, а нефтепродукты в Европу будут доставляться из более отдаленных, чем Россия, стран. При этом неопределенности добавляет возможный запрет ЕС на страхование и передвижение судов, перевозящих российскую нефть. Удлинение посреднической цепочки усложняет торговое финансирование, и это на фоне сокращения долларовой ликвидности и предстоящего цикла агрессивного повышения процентных ставок центральными банками.

Споры о спросе

Помимо геополитических рисков и риска запрета экспорта нефтепродуктов из США рынок также учитывает возможность рецессии из-за высоких цен на энергоносители, при этом пока видит рост спроса в ряде регионов, особенно в Азии.

Некоторые приглашенные аналитики полагают, что высокие цены пока медленно сказываются на потреблении: чтобы значимо ограничить спрос, цены должны превысить $150 за баррель, пока же рынок все еще далек от максимумов 2008 года. Динамика цен при этом высока - один из экспертов отметил, что удорожание энергоносителей за последние два года стало самым существенным со времен нефтяного кризиса 1973 года, одновременно резко выросли цены на уголь, газ, металлы, продукты питания и жилье. Однако в США энергоносители по-прежнему составляют менее 5% расходов домохозяйств, при этом два года карантина привели к накоплению сбережений и увеличили стремление к мобильности в странах ОЭСР.

Вопреки мнению, что только более низкий рост спроса может сбалансировать рынок, отмечается, что, несмотря на реальный риск рецессии, фундаментальные факторы остаются сильными.

В ходе презентаций отмечалось, что в мире не хватает не нефти, а нефтеперерабатывающих мощностей (с середины 2019 года были закрыты или перенастроены мощности по переработке 4 млн б/с нефти). При этом недостаток сохранится, что вкупе с ограничением экспорта нефтепродуктов из некоторых стран будет способствовать поддержанию цен на рекордных уровнях. Впрочем, один из экспертов указал, что в течение следующих трех кварталов ожидается ввод в эксплуатацию мощностей для переработки около 2,5 млн б/с.

Кроме того, не все НПЗ Европы могут легко перенастроиться на нефть, отличную от российской. В то же время США обдумывают запрет на экспорт нефтепродуктов, что повлияет в особенности на рынки Латинской Америки, которые импортируют 1 млн б/с дизельного топлива из США.

Рост спроса в следующем году будет в основном обеспечен бензином и дизельным топливом, которые превысят уровень 2019 года в 2023 году, резюмировали в ОПЕК. Потребление бензина в США будет ключевым фактором. Нафта и сжиженный углеводородный газ (СУГ) будут поддерживать растущий спрос на нефть в Китае. Напротив, спрос на авиакеросин все еще будет восстанавливаться в следующем году, превысив допандемийный уровень только в 2024 году.

Предложения?

В ходе обсуждения отмечалось, что к концу 2022 года свободные мощности стран ОПЕК+ упадут ниже 1% от мирового спроса. Неопределенности добавляет высвобождение стратегических запасов нефти (SPR).

При этом не факт, что другие производители нефти в мире смогут нарастить добычу. На добычу нефти в США, в частности, влияют инфляция затрат и нехватка рабочей силы, говорили эксперты. Именно инфляцией обусловлено увеличение бюджетов производителей в США на 2022 год, добыча при этом растет с трудом, несмотря на высокие цены на нефть и количество буровых установок. Фондовые рынки США перераспределили капитал от традиционных инвестиций в нефть и газ, вместо этого вознаграждая акционеров дивидендами.

Несмотря на то, что пока добыча нефти и конденсата в России восстанавливается после падения в марте, ожидается, что в 2023 году возникнет дополнительное давление на предложение после соглашения ЕС о запрете морского импорта из РФ к концу 2022 года. Объемы в основном переместятся на другие рынки, в то же время, уход нефтесервисных компаний может сократить предложение нефти из России в среднесрочной перспективе на 1-2 млн б/с.

Ожидается, что в 2022 году рост предложения нефти стран, не входящей в ОПЕК, будут обеспечивать Бразилия, Канада и Китай.

В то же время капитал перетекает на рынки, стимулирующие декарбонизацию, что вызывает недостаток инвестиций в сектора с высоким содержанием углерода. Накопленное недоинвестирование в нефтяную отрасль может привести к снижению добычи нефти примерно на 10 млн б/с к 2024-2025 годам, подчеркивали аналитики. В целом нехватка инвестиций в энергетику оценивается в $1 трлн. Дефицит инвестиций означает, что предложение нефти может не поспеть за ростом спроса.

Высокие цены на нефть должны стимулировать инвестиции для увеличения предложения, в то же время снижая спрос, но этого не происходит из-за рисков перехода на другие энергоносители, считают эксперты.

Между тем, один из докладчиков заметил, что увеличивается и стоимость самого энергоперехода из-за роста затрат на компоненты для солнечной и ветровой энергетики: дорожают металлы, усложняется логистика.

На рынках как нефти, так и нефтепродуктов должно продолжаться сокращение запасов, по крайней мере, в ближайшие месяцы, считают в ОПЕК.

Потребители нефти, такие как США и Евросоюз, призывают ОПЕК увеличивать нефтедобычу. Так, 15-16 июля президент США Джо Байден отправится с визитом в Саудовскую Аравию - это крупнейший производитель ОПЕК и лидер альянса ОПЕК+. Предпринятые ранее попытки американской и британской дипломатии не привели к успеху.

Конференция министров ОПЕК состоится 29 июня. Следом за ней, 30 июня, пройдет ежемесячная встреча министров ОПЕК+, членом которой является Россия.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });