Не "Криком" единым

В Третьяковской галерее открылась выставка Эдварда Мунка, выводящая его картины из тени знаменитого полотна с кричащим человеком на мосту

Не "Криком" единым
Посетители у картины Эдварда Мунка "Пепел"
Фото: epa/vostock-photo

Москва. 19 апреля. INTERFAX.RU - Третьяковская галерея представила в Инженерном корпусе крупнейшую в России выставку экспрессиониста Эдварда Мунка.

В гостях ненадолго

Картина "Девушки на мосту" будет находиться в Третьяковке до середины мая, а затем отправится на выставку в Эрмитаж

За время ожидания новой встречи российской публики с творчеством норвежца успело вырасти целое поколение: последний раз живопись и графику Мунка из собраний норвежских музеев показывали в отдельной экспозиции в 1982 году в Государственном Эрмитаже, а перед этим в 1960 и 1977 годах проходили выставки его гравюр.

Сейчас в стенах галереи выставлены 64 живописных полотна Мунка, 37 графических произведений, 14 фотографий, а также книги из библиотеки художника. Почти все экспонаты были предоставлены музеем Мунка, который получил по завещанию художника 28 тысяч его произведений. Исключение составляют всего два произведения: один из 18 вариантов картины "Девушки на мосту" (1902-1903) и "Автопортрет с рукой скелета", которые хранятся в музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Ретроспектива работ Мунка представляет художника уже сформировавшимся мастером: организаторы осознанно не стали привозить в Москву ранние его картины. Экспозиция по-своему восстанавливает справедливость, не обходя вниманием картину "Крик", без которой сложно представить полноценную ретроспективу работ художника, но и давая зрителям отдать должное другим полотнам Мунка.

Первый "Крик"

Одно из самых известных и узнаваемых полотен в истории живописи - картина Мунка "Крик" (русскому названию созвучно оригинальное норвежское - Skrik). Художник создал четыре его варианта: два живописных и два пастельных. В Третьяковке представлены самая первая версия, выполненная восковой пастелью и датированная 1893 годом, а также литография 1895 года.

Фото: epa/vostock-photo

Директор музея Мунка в Осло Стейн Олав Хенриксен, представляя выставку в Третьяковке, подчеркнул, что возможность увидеть "Крик" в Москве уникальна: последний раз картина покидала страну в начале 2000-х годов. Гастроли для полотна редки из-за его хрупкости: оно выполнено на картоне.

"Крик" стал не только "протоманифестом экспрессионизма", получившего наибольшее развитие уже в начале следующего столетия, но и предупреждением для человечества о будущих потрясениях, отражением витавшего в воздухе ощущения затишья перед бурей. Куратор выставки Татьяна Карпова отметила, что не случайно "Крик" Мунка и картина русского художника Николая Ге "Голгофа", изображающая истерзанного Христа на пути к казни, увидели свет в один год.

Мрачные краски жизни

Центральную часть экспозиции составляет цикл полотен "Фриз жизни", посвященный самым ярким переживаниям, которые испытывает человек от рождения и до смерти: страху, ревности, любви ("Глаза в глаза"), одиночеству, страданиям из-за потери близких, жажде жизни в ощущении неминуемой гибели ("Танец жизни"). В завершенном виде Мунк впервые представил его в 1903 году на Берлинском сецессионе, в серию вошел и "Крик".

Понят не сразу

Картину "Больная девочка" критики встретили со скепсисом: они обвиняли Мунка в пренебрежении деталями и заявляли, что картина вовсе осталась сырой и требует завершения.

На картинах "Фриза жизни" Мунк сводит детали портретов, интерьеров и пейзажей к самому необходимому минимуму, порой превращая лица в маски вроде тех, что носили актеры старинных театров Востока и Древней Греции. Такой подход в течение уже XX века будут активно использовать художники. У австрийского экспрессиониста Эгона Шиле (1890-1918) он проявится в страдальческих гримасах на автопортретах, у Пабло Пикассо (1881-1973), вдохновлявшегося масками африканских племен, - в кубистических работах.

Даже самые, казалось бы, радостные моменты на полотнах Мунка приобретают оттенок катастрофы. В нескольких вариациях картины "Поцелуй" лица влюбленных неизменно сливаются в единое тягучее пятно, из-за чего переданные художником чувства становятся похожи на западню.

Художник в своей жизни не раз сталкивался с тяжелыми потерями. Одним из самых сильных потрясений в жизни Мунка стала смерть его старшей сестры Софи спустя несколько лет после гибели матери. Переживанию трагедии художник посвятил часть полотен в цикле "Фриз жизни": "Смерть в комнате больного", "Запах смерти", "Агония". Из Осло в Москву также привезли две версии картины "Больная девочка" - одного из первых крупных полотен Мунка, на котором он изобразил свою умирающую от туберкулеза сестру.

Селфи столетней давности

Мунк экспериментировал с портретами и автопортретами и в живописи, и в фотографии. В Третьяковской галерее выставлены снимки, сделанные художником в период 1904-1930 годов. Они похожи на плоды своеобразной творческой игры.

Связь с Россией

Мунк в течение жизни неоднократно перечитывал книги Федора Достоевского, который оказал большое влияние на художника. Последняя книга, которую художник читал перед смертью - "Бесы".

Среди экспонатов есть фотокарточки, которые сейчас назвали бы селфи. Так, на фотографии 1907 года гуляющий по пляжу художник на ходу делает автопортрет, держа фотоаппарат на вытянутой руке.

Иногда Мунк делал из снимков открытки, дорисовав к изображению детали. В галерее представлена одна из серии таких открыток: зимний пейзаж дополнен ироничным автопортретом с сигаретой профиль и рисунком собаки.

В экспозиции есть и автопортрет "а ля Марат": Мунк, оказавшись в больнице с огнестрельным ранением после ссоры с возлюбленной Туллой Ларсен, решил сфотографировать себя на больничной койке, подражая картине "Смерть Марата".

***

Знакомство с выставкой Мунка - это, в первую очередь, путь сопереживания. Образы, формы и цвета создают чистую эмоцию, которые сложно не пропускать через себя. В живописных историях, повествующих о ревности, страхе и боли, отражаются чувства, которые свойственными любому человеку, вне зависимости от времени и географии. Это и усложняет, и облегчает путешествие по залам экспозиции. С одной стороны, сопереживание в боли дается нелегко, с другой - выставка оставляет ощущение, что в страданиях человек не одинок, что его уже поняли, что вот они, его переживания, уже на холсте.

***

Выставку Эдварда Мунка в Третьяковской галерее можно увидеть до 14 июля.

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push([{ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'byuef', p2: 'emwl', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }]); })(window, 'adfoxAsyncParamsAdaptive');