ХроникаПандемия коронавирусаОбновлено в 14:28Заразились
на 07.08
В России 877 135+5 241В мире 19 097 149+286 757

Прием заявок на получение статуса резидента Арктической зоны начнется 28 августа – Трутнев (видео)

Пресс-конференция вице-премьера РФ Трутнева и министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Козлова на тему: "Развитие Арктической зоны Российской Федерации: новые преференции для бизнеса" прошла в "Интерфаксе".

АРКТИЧЕСКИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В ДЕЙСТВИИ

Прием заявок на получение статуса резидента Арктической зоны начнется 28 августа, сообщил заместитель председателя правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, курирующий Арктику.

"Прием заявок на получение статуса резидента Арктической зоны начнется 28 августа. Очевидно, мы будем анализировать, как будет работать созданная система преференций и при необходимости будем ее совершенствовать в целях развития экономики Арктической зоны", - сказал он.

Трутнев напомнил, что полтора года назад президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу привести систему управления развитием Арктической зоны в соответствии с вызовами, стоящими перед нашей страной. "Когда мы говорим о вызовах, то имеем в виду и внешние вызовы, связанные с ростом конкуренции за экономические возможности Арктики, и внутренние, связанные с оттоком населения, низким качеством жизни, отсутствием инфраструктуры", - сказал Трутнев.

Сейчас система преференций сформирована - соответствующие законы приняты, отметил он.

Ранее вступил в силу закон о льготах для углеводородных проектов в Арктике. Он предполагает НДПИ по добычным нефтяным проектам на континентальном шельфе в 5% в течение 15 лет с момента достижения выработанности 1%; по проектам производства СПГ и газохимии НДПИ на газ 0% в течение 12 лет с поставки первой партии СПГ/газохимии, право субъекта РФ снижать до нуля региональную часть налога; по проектам добычи нефти в новых нефтегазовых провинциях Восточной Арктики (Север Красноярского края, Якутии, Чукотка) - НДПИ 0% в течение 12 лет с момента достижения выработанности 1%, поэтапный выход на полную ставку НДПИ с 13 по 17 год; по проектам добыча нефти не новых нефтяных месторождениях на Таймыре - налоговый вычет из НДПИ Ванкорского кластера (в части, превышающей базовые нефтегазовые доходы бюджета, то есть свыше $42,5 за баррель).

Принятая система преференций для ТПИ предполагает, что льготы получают новые проекты: НДПИ - 0,5 от действующей ставки в отношении ТПИ, добытых на новых месторождениях (степень выработанности 0,01 на 1 января 2021 г.), до 31 декабря 2032 г. Сумма льготы не может превышать объем частных инвестиций в обеспечивающую инфраструктуру, обогатительные и перерабатывающие мощности. Эти льготы для ТПИ вступают в силу с 28 августа.

Арктические преференции также предполагают льготы для недобычных проектов: федеральная часть налога на прибыль - 0% в течение 10 лет; право регионов до 0% снижать региональную часть налога на прибыль; страховые взносы - 7,6% вместо 30% через механизм субсидирования за счет средств федерального бюджета (только в отношении новых рабочих мест). Для любых компаний - НДС 0% на услуги морских перевозок экспортных грузов и их ледокольному обеспечению.

Кроме того, все регионы Арктической зоны подтвердили готовность установить льготы по региональным и местным налогам для резидентов. Проекты соответствующих законов субъектов готовятся и будут приняты в осеннюю сессию работы региональных парламентов.

Принятые федеральные законы предусматривают и неналоговые преференции для резидентов Арктической зоны. В частности, возможность применения на земельном участке резидента таможенной процедуры свободной таможенной зоны (дает право беспошлинного ввоза оборудования и вывоза на экспорт готовой продукции); субсидирование процентной ставки по кредитам на инвестиционную деятельность и возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестпроектов.

Также арктический резидент праве обратиться в Корпорацию развития Дальнего Востока для представления его интересов в суде в спорах с органами власти. Он имеет право получить земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без торгов. Предполагается одновременное осуществление экологической экспертизы и государственной экспертизы проектно-сметной документации, что сокращает срок выдачи разрешения на строительство на 60-75 дней.

Новая госпрограмма развития Арктики будет принята в сентябре, сообщил Трутнев. Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов отметил, что проект новой госпрограммы включает три подпрограммы: "Создание условий для привлечения частных инвестиций и создания новых рабочих мест", "Комплексное развитие территорий" и "Дети Арктики". Действующая госпрограмма развития Арктики утверждена в 2017 г. и неоднократно призвалась Счетной палатой и Минэкономразвития неэффективной.

ШЕЛЬФ И СЕВМОРПУТЬ

Массовых пересмотров инвестпроектов в Арктике на фоне эпидемии коронавируса и снижения цен на энергоносители нет, Трутнев. "Каких-то таких массовых пересмотров планов (из-за пандемии и кризиса - ИФ) мы не видим. В то же самое время сейчас идут переговоры с руководством "НОВАТЭКа" (MOEX: NVTK), которое говорит о том, что может быть некоторая сдвижка планов", - сказал он.

"Естественно, у нас довольно сложная ситуация с "Востокуглем". Там историю все прекрасно знают, пересказывать ее не буду. По "Востокуглю" будет резкое снижение объемов, но проект в целом должен жить. Мы провели уже встречи с представителями компаний. Мы поговорили на тему того, какая государственная поддержка нужна для того, чтобы этот проект состоялся. Но объемы добычи угля, скажем так, будут меньше", - добавил Тртутнев.

Целевой показатель грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) в рамках корректировки национальных целей до 2024 года может быть снижен, сказал Трутнев. "Мы сделали доклад президенту, в котором показали проблемы. Но итоговое решение за президентом", - сказал Трутнев на пресс-конференции в "Интерфаксе" во вторник. В соответствии с майскими указами президента от 2018 года, была поставлена цель по увеличению объема грузоперевозок по Севморпути до 2024 году до 80 млн тонн.

"Юрий Петрович в своем прошлом ответе привел в пример две компании, которые являются опорными нашими грузоотправителями по Севморпути и в развитии этих проектов. И по результатам работы с этими компаниями по сдвижке графиков будет определен уже конечный объем (грузооборота СМП - ИФ)", - сообщил в свою очередь министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

"Что касается вопросов, связанных с транзитом (контейнеров по СМП - ИФ), это направление очень привлекательное, но как любую дорогу, которую нужно создать, нужно вложиться. И сейчас в рамках арктической комиссии дано поручение разным ведомствам для того чтобы обеспечить инфраструктурное понимание, что нужно создать, сколько это стоит для того, чтобы эта дорога была безопасна для транзита по Севморпути", - добавил Козлов.

Ведомства почти урегулировали разногласия по законопроекту о либерализации доступа к шельфу Арктики, остались разногласия с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС), сообщил Трутнев. "Шельф - это очень насыщенная полезными ископаемы часть РФ. Интересы там большие. В этой связи любые изменения правил игры на шельфе обсуждаются активно с большим количеством участников", - отметил он. "Разногласия по законопроекту о либерализации шельфа фактически урегулированы, остались два разногласия - это Минэнерго и ФАС. С Минэнерго разногласия касаются доли России в консорциумах: Минэнерго предлагает - 50%, мы - 25% +1", - сказал Трутнев. "Мы основывались на мировой практике. Например, на Норвегии, которая нас в разы опережает по освоению шельфа и технологий в этой сфере", - сказал вице-премьер.

Трутнев подчеркнул, что, текущая макроэкономическая ситуация "не является хорошей" для освоения шельфа, но нужно создавать условия для работы: "Это работа на будущее. Если мы сегодня примем изменения в законодательстве, и хотя бы приоткроем дверь для инвестиций в разработку шельфовых проектов, то мы можем надеяться, что возникнет интерес к шельфу РФ. Если мы оставим дверь закрытой, значит, останется все как есть. А как есть - это то, что в течение последних 15 лет нарушаются лицензионные соглашения, не бурятся скважины. И шельф РФ кроме проектов, начатых ранее, большой пользы России не приносит", - подчеркнул Трутнев.

Ранее Минвостокразвития подготовило законопроект о либерализации шельфа, который предусматривает право частных инвесторов на получение неограниченного числа участков недр на шельфе при условии предоставления финансовой гарантии. При этом Фонд развития Дальнего Востока и Арктики наделяется полномочиями по привлечению частных инвесторов на шельф (организация переговоров по формированию консорциума инвесторов или проведение аукционов в случае недостижения договоренности о формировании такого консорциума). Предполагается закрепление за представителем РФ не менее 25,1% в консорциуме, увеличение данной доли до 35,1% в случае открытия месторождения с запасами более 1,4 млрд тонн нефти. Также будет создана правительственная комиссия по развитию шельфа, она будет согласовывать ключевые этапы реализации шельфовых проектов.

ПЛАНЫ И КОМПАНИИ

Трутнев выступил за смягчение правил добычи рыбы для жителей Поморья. На пресс-конференции в "Интерфаксе" ему был задан вопрос от одного из изданий региона на тему смягчения правил добычи рыбы, так как в Поморье рыбалка - "отнюдь не спортивная и любительская, а способ прокормиться". "Думаю, что нужно. Не можно, а нужно. Потому что когда люди живут на достаточно отдаленных территориях, то совершенно очевидно, что им нужно предоставить особый режим использования природных ресурсов", - сказал Трутнев. По его словам, жесткие правила добычи рыбы усложняют жизнь на отдаленных территориях.

Вице-премьер отметил, что не будет навязывать АЛРОСА диверсификацию, хотя обеспокоен будущим рынка алмазов. "Я пока обратную связь компании [в ответ на идею диверсификации] не получил. Я точно не собираюсь навязывать компании какую бы то ни было политику. Я прекрасно понимаю, что с точки зрения оценок на бирже и бизнеса это рискованный вариант", - сказал Трутнев.

"Но мне кажется, что будущее украшений с бриллиантами находится в зоне большого риска в связи с выпуском искусственных алмазов. Мне кажется, что "АЛРОСА" надо задуматься о будущем более детально", - считает Трутнев. "У компании есть руководство, есть совет директоров, который возглавляет Антон Германович Силуанов. Пусть они принимают решение. Но меня беспокоит судьба компании, потому что эта компания образующая для Саха-Якутии, от нее зависит огромная часть бюджета республики, большое количество рабочих мест", - заявил вице-премьер.

"Поэтому мне бы хотелось, чтобы компания устойчиво стояла на ногах, чтобы как можно больший экономический эффект от добываемых алмазов оставался на территории РФ. Поэтому я давно и системно подталкиваю к развитию переработки", - сказал он. Движение в направлении углубления позиций в переработке алмазов началось, отметил вице-премьер: созданы новые центры переработки алмазов во Владивостоке и Якутии.

И НЕМНОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Субсидирование пассажирских перевозок в рамках проекта дальневосточной авиакомпании обойдется примерно в 30 млрд руб., сообщил Трутнев. "Мы вчера проводили большое совещание с (первым вице-премьером - ИФ) Андреем Рэмовичем Белоусовым. Там как история выглядит? На сегодняшний день на Дальнем Востоке перевозится в сезон 1 млн пассажиров, увеличение до 2 млн при условии сохранения доступной для населения стоимости билетов стоит порядка 30 млрд руб. В этом случае мы создаем систему авиасообщения по всем населенным пунктам, которые губернаторы сегодня считают необходимыми, где есть условия для посадки воздушных судов", - сказал он.

О том, что проект региональной авиакомпании, создаваемой по поручению президента Владимира Путина, может получить из бюджета около 30 млрд руб. субсидий, в мае сообщал осведомленный источник "Интерфакса". Такая оценка, по его словам, содержалась в проекте общенационального плана по нормализации экономики. На какие именно цели пойдут средства, собеседник не уточнял, но, по его данным, деньги могут начать выделять с декабря этого года.

Трутнев также перечислил основные проблемы для реализации проекта дальневосточного перевозчика. "Первое - нам надо разобраться со стоимостью топлива, которая на Дальнем Востоке завышена. Второе - нужно где-то эти суда взять, необходимо, чтобы они были все-таки российского производства. При этом судов малого класса в России просто сегодня не выпускается, их выпуск начинается с 2022-23 гг. Поэтому какой-то период времени придется, видимо, выходить за счет лизинга", - отметил чиновник.

Тем не менее, по его словам, если такая модель "будет нормально работать" на Дальнем Востоке, в дельнейшем она будет расширена на Арктический регион.

Проект дальневосточного авиаперевозчика с парком из российских самолетов обсуждается несколько лет. По данным Минтранса РФ, за основу планируется взять авиакомпанию "Аврора". Сначала "Аэрофлот" (MOEX: AFLT) продаст свой контрольный пакет в компании ее второму акционеру - Сахалинской области, затем в ее капитал будет предложено войти остальным субъектам ДФО. В Якутии при этом выступают за создание перевозчика на базе альянса существующих авиакомпаний, включая республиканские "Якутию" и "Полярные авиалинии".

Одной программы "Дальневосточный гектар" мало для улучшения жизни людей в ДФО – так ответил Трутнев ответил на критику программы "Дальневосточный гектар". "В СМИ кто-то говорит о том, что программа выделения одного гектара на Дальнем Востоке не оказала необходимого влияния на отток населения, кто-то еще что-то говорит. Я бы хотел сам на эту тему высказаться. Никогда в голову не приходило, что только предоставление одного гектара может создать замечательные условия для жизни людей на Дальнем Востоке", - сказал он.

По его словам, для повышения уровня жизни дальневосточников необходимо построить целый ряд больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, школ, детских садов и дорог. "Все это, так или иначе, упаковано в Национальную программу развития Дальнего Востока. Это процесс, который будет осуществляться точно не один год", - сказал Трутнев. Он добавил, что на сегодняшний день возможностью взять один гектар на Дальнем Востоке воспользовались 83 тыс. человек.

"Мы считаем, что это здорово, что 83 тыс. человек как-то улучшили свою жизнь. А во-вторых мы в этом случае, извините, давали удочку, мы давали средство производства. Люди ставят там пасеки, люди ставят там какие-то охотничьи или рыболовные базы, люди занимаются там дайвингом. Я довольно подробно с этим знакомился. Поэтому мы дали возможность, а уж насколько человек готов этой возможностью воспользоваться, насколько он трудолюбив, насколько готов взяться за что-то новое - это определяет каждый человек", - подчеркнул вице-премьер.

Как сообщалось, программа "Дальневосточный гектар" является частью комплекса мер по развитию Дальнего Востока, инициированных президентом РФ Владимиром Путиным. Она призвана не только решать задачи по улучшению жилищных условий в регионе, но и создавать предпосылки для закрепления населения в ДФО. Федеральный закон о "дальневосточном гектаре" вступил в силу 1 июня 2016 года. Земельный участок предоставляется на 5 лет на основании договора безвозмездного пользования. По истечении этого срока участок можно арендовать или получить в собственность.

Пресс-центр

Фотогалереи

Лучшие фото недели
10

Лучшие фото недели

Фотохроника 6 августа
10

Фотохроника 6 августа

Хроника коронавируса. Август.
12

Хроника коронавируса. Август.

75-я годовщина атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
12

75-я годовщина атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки

Фотохроника 5 августа
9

Фотохроника 5 августа

Взрывы в порту Бейрута
13

Взрывы в порту Бейрута

Самые высокооплачиваемые звезды российского шоу-бизнеса
10

Самые высокооплачиваемые звезды российского шоу-бизнеса

Празднование Дня ВМФ
9

Празднование Дня ВМФ

Тушение лесных пожаров в ХМАО
7

Тушение лесных пожаров в ХМАО

Акция против поправок к Конституции в Москве
12

Акция против поправок к Конституции в Москве

Задержание журналистов на акции в поддержку Сафронова
10

Задержание журналистов на акции в поддержку Сафронова

Акция в поддержку Фургала в Хабаровске
9

Акция в поддержку Фургала в Хабаровске

В Москве задержан Иван Сафронов
7

В Москве задержан Иван Сафронов

Встреча игроков "Зенита" в Санкт-Петербурге
8

Встреча игроков "Зенита" в Санкт-Петербурге

Пожар в центре Москвы
8

Пожар в центре Москвы

Голосование по поправкам в Конституцию РФ
16

Голосование по поправкам в Конституцию РФ

Живопись на траве
10

Живопись на траве

Репетиция парада Победы в Москве
13

Репетиция парада Победы в Москве

Михаил Ефремов отправлен под домашний арест
7

Михаил Ефремов отправлен под домашний арест

Отмена режима самоизоляции в Москве
13

Отмена режима самоизоляции в Москве

Фотографии лауреатов Пулитцеровской премии
15

Фотографии лауреатов Пулитцеровской премии

Победители World Press Photo 2020
8

Победители World Press Photo 2020

Хроника коронавируса. Март.
56

Хроника коронавируса. Март.

Самые высокооплачиваемые российские спортсмены десятилетия
10

Самые высокооплачиваемые российские спортсмены десятилетия

Венецианский карнавал
10

Венецианский карнавал

Выставка Сальвадора Дали в Москве
10

Выставка Сальвадора Дали в Москве

Ралли "Дакар"
12

Ралли "Дакар"

Лучшие спортивные фотографии 2019 года
34

Лучшие спортивные фотографии 2019 года

Известные футболисты - сыновья звездных игроков
9

Известные футболисты - сыновья звездных игроков

Чемпионат мира по водным видам спорта
12

Чемпионат мира по водным видам спорта

Кто не должен был оказаться в "кремлевском списке"
6

Кто не должен был оказаться в "кремлевском списке"

Самые богатые спортсмены всех времен
10

Самые богатые спортсмены всех времен

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис
10

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes
10

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

МАКС-2017
18

МАКС-2017

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код