Интерфакс представил новое рейтинговое исследование психологического образования, в ТОП-5 - четыре государственных и один частный вуз
Круглый стол об актуальных вопросах психологического образования, его роли в формировании благополучия общества и новом рейтинговом исследовании психологических вузов России состоялся во вторник в Интерфаксе. В нем приняли участие руководители профильных высших учебных заведений и ведущие эксперты направления.
Мероприятие началось с презентации очередного, третьего по счету исследования вузов, в которых можно получить психологическое образование. Исследовательская группа Национального рейтинга университетов Интерфакс рассмотрела соответствующие программы 157 учебных заведений. В основе оценки — данные опросов администраций программ, профессорско-преподавательского состава, выпускников и студентов программ, информационных систем Скан-Интерфакс и Brand Analytics, а также национальной наукометрической системы РИНЦ, сайта Всероссийской студенческой олимпиады "Я — Профессионал" и другие.
Первую строчку занял Московский государственный институт им. М.В. Ломоносова — лидерскую позицию он удерживает третий год подряд. На втором месте — Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", на третьем — Санкт-Петербургский государственный университет. Впервые в топ-5 вошла Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ — четвертая строка рейтинга. И замыкает пятерку лидеров, как и годом ранее, Московский институт психоанализа – единственный частный вуз в топе рейтинга.
Заместитель руководителя проекта Национальный рейтинг университетов группы "Интерфакс" Даниэл Петросянц отметил, что полученный документ логично определять как рейтинговое исследование, поскольку оно отличается отсутствием жестких рамок, открытостью для внедрения актуальных данных. Он также обратил внимание на то, что в первые 25 строчек кроме крупнейших государственных университетов вошли два негосударственных — Московский институт психоанализа (пятое место) и Российский новый университет (22 место).
— Мы видим, что во второй половине 2024 года и в первой половине 2025-го интерес к психологии возрастал, — сказал Даниэл Петросянц, добавив: психологическая наука находится в фокусе внимания различных ведомств, министерств, государства в целом.
Заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Александр Асмолов поддержал тезис о заинтересованности в науке государственных структур и крупных корпораций.
— Сегодня психология рефлексируется как одна из задач государственной политики. В мире появляется огромное количество новых направлений — психологическая антропология, поведенческая экономика, которые выводят нас на совершенно другой уровень понимания человека. Растет запрос государства и крупных компаний на развитие потенциала человека, растет каскад психологических профессий. В этой связи очень показательно, что в пятерку лидеров исследования Интерфакса в этом году впервые вошла Российская академия народного хозяйства и государственного управления при Президенте России, занявшая четвертое место. Я хочу поделиться идеей, концепцией, которую продвигает ее ректор Алексей Комиссаров, и которую мы обсуждали с ним буквально сегодня. Речь шла о том, что госуправление выступает за развитие потенциала управленческой элиты, приоритетом которой является стратегия человекоцентричности в государственном строительстве. Я цитирую эту позицию ректора Президентской академии России, она впервые звучит сегодня в Интерфаксе, и для меня это невероятно важно, потому что за ней стоит приоритет ценности "понять человека", приоритет ценности психологической науки.
Александр Асмолов в своем выступлении также затронул другую актуальную тему: XXI век — это век переговорщиков, время, когда благополучие человека и общества во многом зависят от мастерства вести конструктивный диалог. "Каждый день мы видим, что переговоры становится главным искусством, от которого зависят самые экзистенциальные проблемы. Мы видели это на днях на Аляске и в Вашингтоне. Поэтому качество подготовки психологов, мастеров переговоров, мастеров коммуникации — это вопрос и профессионального психологического сообщества, и государственной политики", — подчеркнул ученый.
В последнее время наблюдается рост и массового интереса к профессии психолога, конкурс абитуриентов на программы психологического профиля становится все более высоким, что во многом обязывает преподавательский состав вузов работать с повышенной ответственностью, подчеркнула и.о. декана факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор психологических наук Светлана Костромина. По ее мнению, участие в рейтинговых исследованиях позволяет вузам отметить свои наиболее сильные стороны, презентовать свое уникальное лицо, а также помогает людям, выбирающим профессию психолога, сделать осознанный выбор образовательной организации.
Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Аркадий Марголис, в свою очередь, отметил значимость предметных рейтингов не только для абитуриентов, но и для развития университетов. По его словам, рейтинги помогают вузу планировать продвижение по различным показателям сторонней компетентной оценки, становятся важными инструментами при принятии решений.
Заведующий лабораторией социальной и экономической психологии института психологии РАН, доктор психологических наук Тимофей Нестик в качестве позитивной тенденции отметил, что в рейтинге Интерфакса появляются новые участники, а в ряде номинаций лидируют региональные вузы. Он отметил, что в исследованиях важно учитывать, что психологические факультеты не только готовят исследователей и специалистов в области психологии, но и повышают психологическую культуру нашей страны и являются крупными центрами постдипломного образования, оказания помощи.
— Если опираться на данные нашего онлайн-мониторинга, 27% наших соотечественников указывают на очень высокую выраженность симптоматики тревоги и депрессии. Согласно другому исследованию, за последние 12 месяцев только 5% наших сограждан обращались к профессиональным психологам за консультацией. При этом активное форсированное внедрение в области психологической самопомощи технологий искусственного интеллекта, обращение граждан к антидепрессантам и лженаучным методикам только обостряет дефициты, потому что все это повышает готовность человека принять простые ответы на сложный вопрос. В этой ситуации нам особенно важно поддерживать ценность и признание сложности человека, его способности к самоизменениям и, конечно, учить людей пониманию себя и пониманию другого в целом в системе образования, — заявил Тимофей Нестик.
Первый проректор, доцент кафедры общей психологии Московского института психоанализа Александр Демидов, комментируя результаты рейтинга, отметил: психология должна стать социально релевантной наукой, должна не просто активно вовлекаться в практику, но и активно участвовать в решении значимых общественных проблем, а также выполнять мировоззренческую функцию — выработку и трансляцию в массовое сознание образов общества и происходящего в нем.
— Мы все понимаем, что психология сейчас востребована не только на уровне государства, но и на уровне обычных людей. Мы это видим по многим проявлениям: люди читают соцсети, смотрят тематические психологические блоги, записываются на психологические курсы и так далее. И государство за последние несколько лет сделало очень много на пути создания возможностей и условий для того, чтобы психология играла более значимую роль. В начале прошлого года Президент Российской Федерации утвердил новый вариант стратегии научно-технологического развития нашей страны, и там в 21-м пункте указана психология как одно из важнейших направлений в решении больших вызовов, стоящих перед нашей страной. Мой ключевой тезис в связи с этим — психологии должно быть больше, и она должна быть разной. Это спорный тезис, поскольку экстенсивное расширение психологического сообщества может поставить под вопрос границы профессиональной идентичности самих психологов. Но психология — это не только наука, это еще и определенная оптика, через которую мы видим окружающую жизнь, те или иные события, в которые мы вовлечены. Если посмотреть статистику по нашему Институту, большая часть из них — это не вчерашние школьники, 65% — это люди старше 30 лет. Важно задуматься, какие задачи — не только профессиональные, но и личностные, решают эти уже взрослые осознанные люди, вступая в образовательное пространство, и как мы можем эффективно им в этом помочь. Мы видим. как создаются возможности для того, чтобы психология играла чуть большую роль, чем она это делает сейчас, но вузам нужно максимально использовать эти возможности, — подчеркнул Александр Демидов.
Говоря о важности коммуникации с государством в развитии психологической науки и образования, эксперты затронули тему квотирования абитуриентов вузов, которая сейчас обсуждается на уровне профильных ведомств, образовательных организаций и общественных структур.
- Существуют формы психологической подготовки, направленные на работу в сферах, по которым у общества и государства нарастают огромные риски. Я выделю только одну — это коррекционная психология, специальная психология, которая ориентирована на работу с детьми из группы риска и выполняет помогающие функции в интеграции людей с проблемами в общество. Убежден, что это направление при квотировании должно получить свои мощнейшие приоритеты, — подчеркнул Александр Асмолов. Он добавил, что в государственной поддержке нуждаются и другие направления психологии, которые помогают росту психологического здоровья и психологическому благополучию общества
Наряду с этим участники круглого стола обсудили плюсы и минусы активного внедрения в психологическую сферу искусственного интеллекта, инструменты обеспечения психологического благополучия людей, готовность общества и руководства страны к большей интеграции науки в разные сферы жизни.