ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 23:07

Минфин задумался об отказе от контроля за трансфертным ценообразованием по сделкам внутри РФ

Москва. 4 апреля. INTERFAX.RU - Минфин РФ разрабатывает законопроект об отмене контроля за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским операциям, за исключением режимов с пониженным налогом на прибыль, и пролонгации на длительный период моратория на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).

"Есть пакет предложений, который мы обсуждали и который мы сейчас дорабатываем технически. В общих чертах он выглядит таким образом: мы не разрешаем создание новых КГН и расширение существующих, мы отменяем контроль за трансфертным ценообразованием внутри страны, за исключением зон риска - это, например, особые экономические зоны, РИПы (региональные инвестиционные проекты - ИФ), специнвестконтракты, территории опережающего развития, везде, где применяются пониженные ставки налога на прибыль. И налагаем на участников КГН дополнительные обязательства по информированию субъектов РФ по их прогнозным поступлениям, распределению платежей налога на прибыль внутри группы", - сказал "Интерфаксу" замминистра финансов Илья Трунин.

На вопрос о том, будут ли предусматриваться меры по включению в периметр КГН всех юрлиц, которые зависят от компаний группы на более чем 90%, убрав возможность не включать в группу генерирующие прибыль компании, о чем ранее говорил министр финансов Антон Силуанов, Трунин ответил, что этот вариант еще будет обсуждаться. "Если мы ограничиваем создание новых и изменяем периметр действующих - это немного не бьется. Мы еще будем обсуждать эту тему. Мы договорились, что количество КГН увеличивать не будем", - сказал Трунин.

По словам замминистра, рассматривается возможность продления моратория "лет на пять". Конкретный период еще обсуждается. "Я думаю, что на достаточно длительный промежуток, чтобы это укладывалось в среднесрочный прогноз", - отметил Трунин.

Поясняя эти предложения, замминистра отметил: "Дело в том, что КГН - это очень правильный инструмент, но он может существовать только в том случае, если налог на прибыль зачисляется в федеральный бюджет. Если он не зачисляется в федеральный бюджет, его получатели недовольны (из 20% налога 3 процентных пункта зачисляется в федеральный бюджет, 17 - в бюджеты регионов - ИФ). И мы это видим. И у нас есть два варианта - либо избавиться от КГН, либо централизовать налог на прибыль. Централизовывать налог на прибыль сейчас в здравом уме никто не будет, поэтому придется ограничить КГН, потому что субъекты, действительно, не представляют, кто у них налогоплательщик и как у них формируется налоговая база. Поэтому мы по меньшей мере замораживаем ситуацию, мы исключаем тот фактор, который, в основном, мотивировал на создание КГН - это контроль за внутренним трансфертным ценообразованием, говорим о том, что если ты НДПИ по адвалорной ставке платишь, это контролируемая сделка, если резидент особой зоны - контролируемая сделка, но если вы просто взаимосвязанные лица в обычной линейной сделке, не надо готовить документацию, и контроля за трансфертными ценами внутри российской сделки нет".

По словам Трунина, "массу деталей" законопроекта еще предстоит обсудить. Однако он отметил, что "в весеннюю сессию должны его принять".

Ранее, в 2015 году, ТПП предлагала отменить контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам. Однако Минфин выступил против, отметив, что иногда этот контроль излишне обременителен, но до тех пор, пока налог на прибыль организаций формирует доходную базу бюджетов субъектов РФ, он представляется необходимым. При этом он предлагал поднять порог суммы сделок, подпадающих под контроль, с 1 млрд до 2 млрд рублей, но это так и не было сделано. Комитет по бюджету и налогам Госдумы предлагал приостановить такой контроль на 2015-2016 годы, чтобы налоговые органы сосредоточились на контроле за внешнеэкономическими сделками. Предложение также не было поддержано.

Позже сам Минфин признавал избыточность контроля за ценообразованием между российскими компаниями. В частности, Трунин в феврале говорил об ограничениях, которые накладывает само федеративное устройство государства на принятие решений о модернизации налогов. "У нас федеративное государство, и из этого следует, что в дополнение к полномочиям расходным (. . .) у субъекта РФ должны быть еще и налоговые полномочия, не просто закрепленные источники доходов, а и полномочия по установлению соответствующих налогов, их регулированию, предоставлению льгот. Это накладывает очень серьезные ограничения, в том числе, и на налоговую политику как таковую, на основные инструменты налоговой политики", - сказал он на налоговом форуме РСПП.

"Например, хороший институт КГН? Да, прогрессивный, правильный инструмент консолидации в налоговых целях, который используется во многих странах мира. Хорошо ли использовать контроль за трансфертным ценообразованием для контроля операций внутри страны? Отвратительно. Не нужно этого делать, и большинство стран мира этого не делает, потому что это бессмысленно. Но мы заморозили одно и активно применяем второе. Не потому, что мы не знаем, что так не надо делать, а потому, что устройство федеративного государства накладывает на нас ограничения, которые мы таким образом пытаемся преодолеть", - отметил замминистра.

По данным ФНС, в 2017 году налогоплательщики представили более 16 тыс. уведомлений о контролируемых сделках, общая сумма которых превышает 344 трлн рублей. При этом 61% приходится на внутрироссийские сделки, 39% - на внешнеторговые.

Закон о новых правилах регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях вступил в силу с 1 января 2012 года. Ранее налогообложение при трансфертном ценообразовании регулировалось статьями 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Закон ввел в кодекс новый раздел, который более детально прописывает нормы о так называемых трансфертных ценах и условиях их контроля.

КГН в России

Закон о КГН вступил в силу также с 1 января 2012 года. КГН признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора для исчисления и уплаты этого налога с учетом совокупного результата их хозяйственной деятельности. Право на создание консолидированной группы налогоплательщиков в России имели только достаточно крупные налогоплательщики с совокупной суммой НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ не менее 10 млрд рублей за календарный год, предшествующий созданию КГН. Суммарный объем выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, а также других доходов компаний группы должен составлять не менее 100 млрд рублей, совокупная стоимость активов - не менее 300 млрд рублей. КГН может быть создана при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций, и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90%. Одним из преимуществ создания КГН является снижение уплачиваемой группой суммы налога на прибыль в связи с тем, что участники могут суммировать прибыли и убытки каждой из компаний в составе консолидированной группы. Сделки, заключенные между организациями КГН, не являются предметом контроля за трансфертным образованием. За исключением сделок, предмет которых - добытое полезное ископаемое - объект налогообложения НДПИ с применением процентной ставки.

В РФ действуют 16 КГН. Этот институт практически с самого начала стал беспокоить регионы, которые жаловались на падение поступления налога на прибыль в бюджеты после создания групп. В результате формирование новых групп и расширение существующих было заморожено: сначала на год в 2015 году, затем "заморозку" продлили на 2016-2017 годы, с 2018 года компании могут подавать заявления на создание КГН, однако зарегистрированные договоры на их создание смогут вступить в силу только с 2019 года. В начале этого года тема КГН вновь обострилась - и в Госдуме, и в Совете Федерации высказались за продление моратория и существенные изменения самого института. Минфин и Минэкономразвития в свою очередь отмечали, что институт должен быть сохранен, но ужесточено его действие, в частности, должны быть закрыты лазейки, позволяющие не включать в группы компании, приносящие прибыль, и налажено более тесное взаимодействие групп с региональными властями.

По действующему законодательству, контролируемыми сделками между российскими взаимозависимыми лицами признаются сделки, сумма доходов по которым за год превышает 1 млрд рублей. Кроме того, сделки признаются контролируемыми, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ со ставкой, выраженной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое; или если хотя бы одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль организаций или применяет нулевую ставку по нему; или если хотя бы одна из сторон является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций; или хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую или пониженную ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет; или если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом "Сколково". Перечисленные сделки признаются контролируемыми при сумме доходов по ним за год более 60 млн рублей. Если хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком единого сельхозналога или ЕНВД, сделки признаются контролируемыми при сумме доходов по ним за год более 100 млн рублей.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });