ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 19:53

Х5 задумался о стратегическом партнере в онлайн-бизнесе и IPO совместного предприятия

Москва. 15 июня. INTERFAX.RU - X5 Retail Group планирует привлечь стратегического партера в свои онлайн-активы, а затем провести IPO совместного предприятия.

"Изначально мы планировали выделение онлайн-бизнесов в отдельную структуру и проведение IPO. Сейчас у нас стратегия немного изменилась: на текущем этапе мы планируем выделить онлайн-бизнесы в отдельный формат и рассматриваем стратегическое партнерство с другими игроками и после этого уже, как второй этап, - привлечение новых инвесторов уже в эту объединенную структуру", - сказал начальник управления корпоративных финансов и связей с инвесторами Андрей Васин в онлайн-конференции "ВТБ Мои инвестиции".

"Поэтому в 2021 году, мы надеемся, что будет сформирован joint venture, на следующем этапе - это привлечение финансовых партнеров", - отметил он

По словам Васина, на рассмотрение наблюдательного совета будет вынесено несколько вариантов партнерств - как с другими ритейлерами, так и с онлайн-игроками. "Я надеюсь, что после успешного одобрения, может быть, мы какую-то дополнительную информацию будем готовы давать в конце лета, или, может быть, гораздо более детально про это расскажем на нашем традиционном Дне инвестора в октябре", - сказал он

Привлечение стратегического партнера позволит больше инвестировать в онлайн-бизнес и ускорить его развитие.

В прошлом году инвестиции в онлайн-проекты Х5 составили "ближе к 5%" от общего размера капитальных затрат (89,9 млрд рублей). "В масштабах группы они на текущем этапе не столь заметны, но, безусловно, доля этих инвестиций в структуре CAPEX будет увеличиваться. И в абсолютном выражении эти инвестиции также будут расти - до 10%, может быть. Может быть, более агрессивно. Если у нас будет партнер, то это уже объединенные инвестиции, нам будет проще. Все-таки у нас есть на уровне группы ограничения по росту капитальных затрат: мы ожидаем, что CAPEX по группе будет расти медленнее, чем выручка. Если выручка вырастет на 10-12%, то CAPEX - ниже 10%. И надо принимать во внимание, что дивиденды мы планируем и дальше платить. Нам без дополнительных инвестиций со стороны партнера балансировать с учетом всех этих ограничений - и выручку наращивать более 10%, и маржу (EBITDA) поддерживать 7-8%, и CAPEX не сильно наращивать, и платить дивиденды - это довольно тяжело. Поэтому как раз мы такую инициативу со стратегическим партнером начали рассматривать", - заявил Васин.

"Конечно, онлайн будет для нас огромной точкой роста в дальнейшем <...> У нас очень амбициозные планы по развитию онлайн-формата, даже без партнера они были очень амбициозные - 20% доли рынка. Но при формировании партнерства с сильным игроком, я думаю, это должно быть и рынком позитивно воспринято, и в целом для бизнеса должно быть позитивно с точки зрения роста и формирования бизнес-модели, привлекательной для наших покупателей", - добавил он.

Цифровые форматы Х5 представлены онлайн-гипермаркетом "Vprok.ru Перекресток", сервисом экспресс-доставки, логистическим оператором "последней мили" 5Post.

В ходе Дня инвестора в октябре прошлого года Х5 объявила, что планирует занять 20% на российском рынке e-grocery в 2023 году. По итогам 2020 года доля Х5 составила 13%, компания стала лидером этого рынка (по оценке InfoLine). Совокупный оборот (GMV) онлайн-бизнесов X5 в 2020 году составил 21,9 млрд рублей (с учетом НДС), в том числе онлайн-гипермаркета (запущен в 2017 году) - 15 млрд рублей. На долю сервисов экспресс-доставки из магазинов "Пятерочка" и "Перекресток" и агрегатора экспресс-доставки "Около" (запущены в конце 2019-2020 году) пришлось 6,9 млрд рублей.

В ноябре прошлого года на фоне успешного IPO онлайн-ритейлера Ozon Х5 заявила, что рассматривает частное размещение или IPO для привлечения инвесторов в свои цифровые бизнесы.

X5 - крупнейший в РФ ритейлер по объему продаж. По итогам 2020 года выручка компании увеличилась на 14,1%, до 1,978 трлн рублей. На конец декабря под управлением Х5 было 17,707 тыс. магазинов, в том числе 16,709 тыс. магазинов "у дома" "Пятерочка" и 933 супермаркета "Перекресток".

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });