ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

"Вымпелком" приготовился к состязанию

"Вымпелком" серьезно настроен выбиться в топовоые позиции "большой сотовой тройки". О том, как компания намерена бороться за долю рынка, "Интерфаксу" рассказал генеральный директор "Вымпелкома" Антон Кудряшов

"Вымпелком" приготовился к состязанию
"Вымпелком" приготовился к состязанию

Москва. 16 июля. FINMARKET.RU - ОАО "Вымпелком", три года назад переместившееся со второго на третьего место в "большой сотовой тройке", готовится в первой половине 2014 г. вновь начать борьбу за лидерство. Но сначала компания должна окончательно излечиться от своих структурных болезней. В интервью "Интерфаксу" генеральный директор "Вымпелкома" Антон Кудряшов рассказал, почему он чувствует себя врачом, и как надо лечить бизнес оператора.

- С момента, как вы возглавили компанию, было очень много изменений в структуре управления, в менеджменте. В частности, недавно "Вымпелком" выделил B2C в отдельный блок. Преобразования уже завершены? И почему была выбрана именно такая структура, каких эффектов вы ожидаете?

- Организационная структура никогда не бывает завершенной, и команда практически всегда эволюционирует. Мне кажется, что мы где-то две трети пути уже прошли с точки зрения формирования управленческой команды. Но определенные изменения, конечно, будут продолжаться. Безусловно, наиболее значительны те изменения, которые мы произвели недавно. Мы перешли на сегментную структуру организации бизнеса, и здесь мы, в общем-то, не первооткрыватели, это довольно часто применимая модель во многих зарубежных компаниях.

Идея заключается в том, чтобы в одних руках сконцентрировать ответственность за результат нашего самого большого бизнеса B2C. Он приносит порядка 75% всех доходов компании. Это позволит нам, как мы надеемся, ускорить вывод новых продуктов на рынок, повысить скорость принятия управленческих решений, и, главным образом, обеспечить лучшую координацию действий всех функций, влияющих на этот бизнес.

- Какие KPI вы поставили перед Александром Поповским, который возглавил сегмент B2C?

- Среди этих KPI есть конкретные финансовые, бюджетные задачи - рост сервисной выручки, сервисной маржи, целевые показатели по доле внутрисетевого трафика в общем трафике, темпам развития нашего мобильного интернета, по повышению индекса клиентской удовлетворенности, Net Promoter Score, по уровню оттока, темпам роста абонентской базы, ну и, в конечном итоге, по динамике нашей доли рынка по сервисной выручке.

В этом году доходы от передачи данных у нас растут более чем на 30%. Мы думаем, что такие темпы не только сохранятся, но и ускорятся. Наша стройка в 3G, которая охватывает все больше и больше территорий по стране, увеличивает емкостные возможности на тех территориях, где мы уже присутствуем, и должна обеспечивать для нас инкрементально более высокие темпы роста, чем у конкурентов.

Кроме того, мы фокусируемся в своей data-стратегии как на смартфоны и планшеты, так и на модемы. В прошлом году компания сделала сознательный выбор в пользу смартфонов. Это был непростой выбор, он был во многом обусловлен существовавшими на тот момент ограничениями по сети. В тех условиях мы были вынуждены сделать выбор в пользу более эффективного с точки зрения вложений сегмента. Рынок модемов, хотя на него приходится больше половины сегмента data с точки зрения доходов, с точки зрения эффективности вложений гораздо менее привлекательный. Но сейчас, по мере того, как развивается наша 3G сеть, идет развертывание LTE, мы начинаем в большей степени играть на рынке модемов. Small-screen и планшеты при этом останутся в приоритете.

По нашим прогнозам, число планшетов в России вырастет в конце года более чем в 2 раза год к году, смартфонов - на треть. По Москве, где концентрация пользователей выше в разы, рост планшетов ожидаем на уровне роста в регионах, смартфонов - чуть выше.

- "Вымпелком" в конце мая запустил фрагмент LTE в Москве. Как дальше будет развиваться сеть?

- С масштабной маркетинговой поддержкой мы будем запускать LTE скорее всего в конце года. Это будет полноценная коммерческая сеть, пока в пределах МКАД. Наша амбиция - чтобы по своим качественным показателям продукт LTE не уступал тем продуктам, которые уже сейчас есть на рынке с точки зрения скоростей и с точки зрения покрытия.

Мы подали около 2000 заявок на частотные разрешения в Москве, рассчитываем получить их осенью. Но это не предел. Мы сейчас готовим новый пакет заявок. Мы не допустим, по крайней мере, в Москве отставания по продукту LTE, как это было в свое время допущено по продукту 3G. Все уроки мы извлекли.

Кроме того, мы очень много делаем в других технологиях 4G, таких как HSPA+, HSPA+ Dual Carrier. Сегодня, наверное, порядка 75-80% наших базовых станций в Москве переведены на технологию HSPA+, вторую несущую мы включаем сразу же по получении частотных разрешений, а опцию Dual Carrier будем включать на нашей сети вплоть до конца года. Эта технология позволяет получить среднюю скорость 5-10 мбит/с, в более идеальных условиях - 10-15 мбит/с, что сравнимо с тем, что мы видим на LTE. Устройств, поддерживающих HSPA+, в российском парке больше, чем устройств LTE. По LTE мы ожидаем, что в ближайшие 12 месяцев это все-таки будет рынок преимущественно модемов.

- В рамках лицензии "Вымпелком" заявил о строительстве LTE в 6 регионах. Планируете расширять этот список?

- Идея очень проста: мы будем двигаться во все города-миллионники, во все города с населением 500 тыс. плюс. А уже целевой процент покрытия в соответствующих городах - это тот параметр, который мы сейчас вырабатываем. Мы верим в эту технологию. Поэтому, я думаю, в ближайшие несколько месяцев, в рамках нашего стратегического и бюджетного процесса мы окончательно определимся с объемом инвестиций в LTE в следующем году, но, безусловно, он будет в разы превышать объем инвестиций в текущем году.

В этом году мы фокусируемся на Москве и на лицензионных территориях, тогда как следующий год - это уже масштабная коммерческая инициатива по всей стране: строительство будет вестись примерно в 45 регионах.

- Какой спрос на услуги в сети LTE вы ожидаете?

- На конец следующего года мы считаем, что сможем привлечь от 500 тыс. до 1 млн абонентов LTE по стране. Если говорить еще и о HSPA+, то можно прибавить еще 3-4 миллиона пользователей.

- Со "Скартелом" еще обсуждаете MVNO?

- Можно сказать, что нет. Мы де-факто уже с конца прошлого года реализуем собственную модель развития.

- У вас не вызывает беспокойство возможный перекос на рынке LTE в пользу одного игрока в случае объединения "Мегафона" и "Скартела"?

- У нас есть своя стратегия, свое видение развития LTE. Мы не допустим никакого отставания от конкурентов. У нас есть различные идеи, как мы будем обеспечивать этот паритет. Это и активное инвестирование, и ресурсы рефарминга, например, диапазона 1800 МГц. Будут возможности конвергенции, появится LTE Advanced, который позволит комбинировать частотный спектр. Это перспектива 3-5 лет, так что время еще есть.

- Минкомсвязи недавно направило в администрацию президента письмо, в котором предложило отобрать у "большой тройки" и "Ростелекома" частоты LTE в "нижнем" диапазоне и передать их планируемому к созданию госоператору. Не страшно вкладывать в строительство сети, когда Минкомсвязи грозится отобрать часть частотного ресурса?

- Наша оценка этой инициативы Минкомсвязи однозначна: это абсолютно беспрецедентная история, по сути, попытка экспроприации активов операторов. Я считаю, что эта инициатива наносит значимый урон инвестиционному климату России, потому что стабильная, предсказуемая регуляторная среда является обязательным условием функционирования любого бизнеса. При этом довольно странно эта инициатива вписывается в текущую линию государства на сокращение бюджетных расходов, приватизацию государственных активов, так как она, очевидно, потребует инвестиций.

Я надеюсь, что разум все-таки восторжествует, и эта порочная идея будет остановлена на корню.

- Действительно, сложно представить, как эту идею можно реализовать.

- Ну, это не первый раз, когда министерство связи выходит с инициативами, которые трудно реализовать.

- Но вы уже начали строительство в "нижнем" диапазоне, или претензии министерства о недостаточном внимании операторов к этим частотам в какой-то мере справедливы?

- Безусловно, мы уже инвестируем в "нижний" диапазон. В Москве мы, например, подали заявки на 800-ой диапазон (800 МГц - ИФ), и рассчитываем, что тоже (как и LTE на 2,5-2,7 ГГц - ИФ) запустим нашу сеть до конца года. Кроме того, для сельской местности, для областей - это наиболее эффективный спектр для развития LTE. В следующем году мы намерены, в частности, в Московской области развивать, в том числе, и 800-ый диапазон. По другим регионам мы сейчас готовим детальный анализ, занимаемся частотно-территориальными планами.

Параллельно мы ведем работу с "Союзом LTE", который, на мой взгляд, очень эффективно организовал работу по конверсии частот, в том числе, по принципу ЭМС (электромагнитной совместимости - ИФ). Конверсия идет хорошими темпами. Например, в Москве мы договорились с двумя транкинговыми компаниями "Социнтех" и "МТК Транк" о переводе их оборудования из 800 МГц в другие частотные диапазоны. Ведем сейчас диалог с МВД, с Росавиацией о переводе их оборудования. Максимально, конечно пытаемся обойтись принципом электромагнитной совместимости, за счет установки фильтров на оборудовании, которые позволят работать в одной частоте без переноса. В отдельных случаях обсуждаем перенос оборудования.

Что касается обвинения со стороны Минкомсвязи, что операторы построили не более 1000 базовых станций LTE, министерство использует некорректные данные. Судя по тем данным, которые приводятся в прессе со ссылкой на операторов, на 7 тыс. базовых станций заявки уже поданы, часть станций построена. Только у нас почти 2 тыс. заявок по Москве и сопоставимое число по остальным регионам вместе взятым. Лицензионные требования мы выполняем.

И что касается аппетитов операторов, их желания строить, - наоборот, за последние 12 месяцев картина существенно изменилась: мы видим все больший и больший объем инвестиций, которые операторы, и мы в том числе, готовы направлять на LTE. В рамках нашего бюджета мы например перераспределили затраты в пользу 4G, а наш бюджет в этом году порядка 22% от выручки.

- В начале года вы говорили о том, что недоинвестированность в ваши сети по сравнению с конкурентами оценивается в $2 млрд. Сколько времени и средств потребуется "Вымпелкому", чтобы такую недоинвестированность преодолеть?

- Последние 1,5 года как минимум мы объективно были не готовы к серьезному соревнованию за долю рынка в data-сегменте. Компания, безусловно, имела ряд структурных проблем.

Это, прежде всего, сеть 3G, что связано с многолетним периодом недоинвестирования. На начало прошлого года, когда я пришел, сеть 3G была в достаточно плачевном состоянии. У нас было 15 тыс. базовых станций, причем процент станций, подключенных по высокоскоростным каналам, был порядка 20%. То есть, грубо говоря, полноценных станций, которые могли бы пропускать в полном объеме трафик 3G, было тысячи три, а у "Мегафона" было примерно в 10 раз больше, у МТС в 8 раз больше. То есть мы начинали с тяжелейшей ситуации. На сегодняшний день у нас порядка 22 тыс. базовых станций и уровень айпизации более 60%. Это уже рост примерно в 4 раза, если считать в станциях, подключенных по IP-каналам. Мы продолжаем бурно расти. До конца года прибавим еще порядка 3000 базовых станций, а число станций, подключенных к IP-каналам достигнет 80%. При этом в стратегических для нас филиалах, таких как Москва и область, этот показатель будет 100%. В Москве количество базовых станций увеличится более чем в 2,5 раза, а если учитывать процент айпизации, то практически раза в три.

Это нас будет выводить где-то к I-II кварталу следующего года, по крайней мере, по 3G сети, в паритетное положение с конкурентами, и тогда мы будем объективно более готовы к состязанию за долю рынка.

Мы, естественно, стараемся преодолеть технологический разрыв существенно меньшими деньгами (чем $2 млрд - ИФ), может быть, в 2-3 раза меньшими. За счет того, что оборудование становится более дешевым, за счет того, что у нас возникают в рамках группы Vimpelcom новые возможности по закупкам - сейчас я думаю, мы в год 10-12% по отдельным позициям экономим.

- По LTE вы уже проводили тендеры? Они были совместными с Vimpelcom Ltd?

- LTE представлена у группы Vimpelcom только в Италии, (закупка оборудования LTE - ИA) это наша отдельная история. При этом, естественно, взаимоотношения с крупными международными вендорами установлены и модерируются на уровне группы.

Часть тендеров мы провели. По Москве у нас Ericsson, в республиках Алтай, Калмыкия, Адыгея и Астраханской области вендором оборудования станет Nokia Siemens Networks (NSN), в Калининградской области поставщиком будет китайская ZTE, а в Ингушетии - Huawei.

Общероссийский тендер по 2G, 3G, 4G завершится в ближайшее время. Это масштабный пятилетний тендер по модернизации сети 2G/3G и строительству 4G, и тут нам удается в переговорах достигнуть очень хороших условий с точки зрения оптимизации цен.

- Фактически вы начинаете новый инвестиционный цикл в LTE в тот момент, когда продолжаются вложения 3G и эта технология еще не окупилась. Какой эффект это будет иметь для экономики компании?

- Мы всегда исходим из принципов эффективного вложения капитала. Для нас это один из элементов value agenda. Естественно, мы не будем делать каких-то нерациональных вещей. Мы не меняем с точки зрения инвестиционного процесса своей задачи по возврату инвестиций. Да, мы понимаем, что какие-то инвестиции могут иметь более длинный период возврата, но главное, чтобы весь портфель инвестиций отвечал и требованиям наших ROIC (Return on Invested capital), и требованиям стратегического свойства, потому что, не сделав эти инвестиции сегодня, мы можем оказаться в тяжелой ситуации через 2-3 года.

- Что сейчас с идеей объединять инфраструктуру с другими операторами? Переговоры еще ведутся, или участники рынка пришли к выводу, что идея нереализуема?

- Мы по-прежнему к этой идее относимся достаточно положительно. В целом, примеров инфраструктурного партнерства достаточно много, это касается, прежде всего, транспортных проектов - больше 90% все транспортных линий строится совместно двумя или тремя операторами.

По башенной инфраструктуре тоже где-то 30-40% новых башенных позиций операторы стремятся совместно финансировать. И по существующему парку инфраструктуры мы видим, в случае объединения, определенный ресурс монетизации, возврата средств, вложенных в инфраструктуру в прошлые годы. Кроме того, мы предполагаем, что такая инфраструктурная компания в будущем может иметь и самостоятельную судьбу с точки зрения ее капитализации, например, IPO. Такие примеры есть в Индии, в США.

Мы исходим из того, что по мере того, как инфраструктура операторов будет более или менее в паритете, что произойдет, как я говорил, в первой половине следующего года, будет больше предпосылок для таких центростремительных движений. Инфраструктура 3G уже не будет выступать конкурентным преимуществом, как это было в предыдущие годы.

- Кто может стать участником этой компании?

- Мы открыты к диалогу, обсуждаем, с том числе, и с "Русскими башнями" реализацию этого проекта.

Вместе с нашими консультантами мы пытаемся концептуализировать и просчитать все эти идеи. Думаю, к концу третьего квартала завершим полномасштабный анализ этого проекта, и если убедимся в привлекательности бизнес-кейса, к концу года сможем начать рассматривать вход потенциальных финансовых инвесторов.

По распределению долей рановато говорить - анализ еще не завершен.

- Какие у вас ожидания в части изменения ситуации на рынке, учитывая планы ВТБ по активному развитию Tele2 и возможному партнерству этой компании с "Ростелекомом"?

- Наиболее распространенная версия на рынке, что произойдет объединение Tele2 с мобильными активами "Ростелекома", и бизнес будет развиваться под брендом Tele2, используя в том числе 3G частоты, которые есть у "Ростелекома".

В каком-то смысле консолидирующую суть сделки "Ростелекома" и Tele2 мы приветствуем: вместо двух конкурентов останется один. А дальше посмотрим. Очевидно, что у нас и Tele2 разное позиционирование, разная сила бренда, принципиально различные возможности в мобильном Интернете. По мере преодоления структурных отставаний, о которых я говорил раньше, и на базе существующих и вновь выработанных дифференцирующих конкурентных преимуществ, мы будем обеспечивать реализацию наших бизнес задач. У нас есть четкая стратегия, которая формулируется с учетом изменений конкурентной среды.

- CEO Vimpelcom Джо Лундер говорил в начале года, что холдинг ждет от "Вымпелкома" постепенного восстановления позиций по доле рынка. О чем идет речь - вы планируете вернуться на второе место, или, может, будете претендовать на первое?

- Мы, безусловно, нацелены на восстановление доли. Исходим из того, что это произойдет после того, как мы вылечим структурные болезни - недоинвестированная сеть, недоинвестированная розница. Есть еще одна болезнь более тонкого свойства - это структура абонентской базы с точки зрения тарифных планов. Мы сейчас активно мигрируем нашу базу на внутрисетевые тарифы, бандлы (пакетные предложения - ИФ), которые положительно влияют на абонентский ARPU, на лояльность, на снижение оттока. Когда мы эти структурные болезни излечим, а это примерно первый-второй квартал следующего года, стартовые позиции у всех операторов сравняются, и для того, чтобы идти дальше, наращивать абонентскую базу, нужно сделать ставку на какое-то конкурентное преимущество. В нашем понимании - это дифференцирование за счет ориентации на сервис и удобство пользования услугами для абонентов. В условиях, когда качество и цена практически идентичны у всех конкурентов, мы хотим отличаться за счет максимально удобного, интуитивно понятного и персонифицированного интерфейса взаимодействия с абонентом. Именно простота, прозрачность и персонализация приведут и к росту лояльности, и к повышению пользования услугами. Ведь чем удобнее сервис - тем больше хочется его использовать.

Мы нацелены на набор базы, видим в этом году хорошую динамику и в целом по году ставим задачу по росту абонентской базы.

Вообще в этом году мы рассчитываем переломить ситуацию и выйти в позитивный тренд по нашим рыночным позициям.

А год прошлый во многом для меня был периодом диагностики и выявления болезней. Но параллельно удавалось решать самые острые проблемы, без чего нельзя было двигаться дальше. И многое удалось исправить. Мы смогли развернуть негативный тренд по динамике выручки и рентабельности. Маржа в 2012 года впервые за последние годы росла в два раза быстрее доходов. Мы очень многое смогли сделать с точки зрения оптимизации расходов.

- То есть вы себя ощущаете в компании врачом?

- Конечно. Когда я пришел в компанию, мне никто не сказал диагноз и не сказал "Давай, начинай лечение". То есть мне пришлось диагноз сначала поставить, потом лекарства прописать, получить поддержку акционеров и нашей штаб-квартиры, и начать активное лечение. Конечно, многое и в прошлом году было сделано - взят курс на усиление розницы, началось переформатирование линейки тарифов.

- Вы с июля прекратили сотрудничество со "Связным". Теперь упор на собственную розницу и "Евросеть" будет еще больше?

- Брендированная розница - это одно из важных отставаний, которое у компании было. В начале прошлого года, к моему приходу в компанию, было 200 салонов. Это почти в 15 раз меньше, чем у МТС, в 9 раз меньше чем у "Мегафона". А сегодня брендированная розница чрезвычайно важна. Она непосредственно влияет на качество продаж, на показатели оттока, на проникновение data-генерирующих девайсов, смартфонов в абонентскую базу, то есть соответственно влияет на объем доходов от передачи данных, самого быстро растущего сегмента рынка.

К настоящему моменту у нас уже больше 1000 салонов, то есть в 5 раз больше, чем было 12 месяцев назад. Но это еще не конец, мы продолжаем развитие своей розничной сети. К I-II кварталу следующего года мы хотим прийти к примерно 1,5 тыс. магазинов. В какой степени этой будет реализовано в этом году, в какой в следующем - это еще предстоит определить. Целевой показатель - мы хотим достичь экономически обоснованного паритета с другими операторами. Если в прошлом году на нашу розницу приходилось 4% продаж, то сейчас эта цифра приближается к 15%, к концу года, надеемся довести примерно до 20%. У конкурентов мы видим 50%, что означает значительно большие возможности для продвижения как услуг, так и "правильных" девайсов.

Параллельно мы видим снижение доли локальных каналов в нашей дистрибуции. И это вполне объяснимый тренд. Эти каналы дают наименее "качественную" абонентскую базу, и мы заинтересованы уводить наши продажи в стратегические каналы, такие как "Евросеть", и в наш собственный монобренд.

В "Евросети" у нас с "Мегафоном" равные условия - одинаковый уровень комиссионных, одинаковый объем в продажах. Мы очень довольны нашим сотрудничеством.

"Евросеть" в этом году помогает нам строить собственную монобрендовую розницу. Они у нас на контракте по строительству монобренда.

- Какие показатели оттока абонентской базы вы прогнозируете?

- В России традиционно высокий показатель оттока, что связано с тем, что в стране очень малый процент абонентов находится на тарифах post-pay и нет субсидирования оборудования - как следствие нет долгосрочных контрактов с абонентами. До недавнего времени еще одним фактором была система выплаты дилерских комиссий (с 2012 года операторы перешли на модель revenue sharing, ранее действовала система фиксированных вознаграждений за каждого абонента - ИФ).

За прошлый год отток у нас уменьшился более чем на 4 п.п. Во многом это результат полномасштабной программы Customer Experience по улучшению клиентского опыта, которую мы стартовали в прошлом году. Сейчас клиентоориентированность стала образом мысли компании, а работу по этому направлению курирует специально созданное подразделение. Я думаю, до конца этого года мы примерно будем в паритете по оттоку с другими операторами. Дальше наши амбиции быть одними из лидеров по сокращению оттока.

- "Вымпелком" в этом году почти целиком передал свой фиксированный ШПД-бизнес в управление "Энвижн групп". Вы довольны этим сотрудничеством?

- Безусловно, мы довольны первыми результатами наших проектов по передаче на расширенную поддержку функции обслуживания и аварийного восстановления сети, в том числе с "Энвижн групп". Это не только экономия затрат и оптимизация управления сетью, но и прекрасная возможность сконцентрироваться на других бизнес-процессах, разработке новых предложений и услуг, совершенствовании процессов обслуживания клиентов и т.д. Нам удалось добиться сохранения уровня показателей качества, даже на этапе перехода.

- Видит ли "Вымпелком" потенциал развития в России через сделки M&A, в том числе, на рынке фиксированной связи? Какие активы интересны компании?

- В отношении M&A наш подход следующий: нас потенциально интересуют только мобильные активы, которые могли бы усилить наши рыночные позиции. Таких активов на самом деле на рынке не так много: есть мобильные активы "Ростелекома", есть ряд региональных операторов, есть Теле2. Все эти возможности очевидны, и мы в большей или меньшей степени в них заинтересованы и готовы общаться. Но все это при условии справедливой цены. Активы на рынке фиксированного ШПД мы на данный момент не рассматриваем.

- "Вымпелком" планировал создать дочернюю компанию для развития VAS-проектов. Она уже сформирована?

- Структура под рабочим названием Beeline Digital будет заниматься новыми продуктами на рынке, такими как мобильные финансовые услуги, мобильная реклама, решения в области M2M, Connected Living, тогда как контент и традиционный VAS, которые относятся к core-бизнесу, останутся в головной компании.

Beeline Digital еще не сформирован, я думаю, что до осени мы его сформируем. Мы надеемся, что все эти новые бизнесы через три года смогут занять 3-5% в общей выручке.

Интервью

Глава "Ангара Секьюрити": золотая лихорадка и консолидация - настоящее и будущее рынка инфобеза
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям