ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 23:24

Глава МИД Южной Осетии: активность НАТО в Закавказье несет угрозу стабильности в регионе

Давид Санакоев рассказал о готовящемся к подписанию соглашении о госгранице, вопросах безопасности, переговорном процессе и дальнейшему международному признанию республики

Глава МИД Южной Осетии: активность НАТО в Закавказье несет угрозу стабильности в регионе
Давид Санакоев

Москва. 16 февраля. INTERFAX.RU - Министр иностранных дел Южной Осетии Давид Санакоев в интервью корреспонденту "Интерфакса" рассказал о готовящемся к подписанию соглашении о госгранице, вопросах безопасности, переговорном процессе и дальнейшему международному признанию республики.

- Давид Георгиевич, сегодняшнюю ситуацию вокруг России и ее союзников можно охарактеризовать как крайне напряженную, учитывая ситуацию на Украине и санкции Запада. Россия является главным стратегическим партнером Южной Осетии, как решаются вопросы безопасности и укрепления границ, учитывая, что до сих пор не подписан договор о неприменении силы с Грузией?

- Однозначно могу сказать, что вопросы безопасности решаются эффективно, об этом свидетельствует сокращение количества нарушений режима государственной границы в течение последних пяти лет. На сегодняшний день охрану границ Южной Осетии, согласно Соглашению о совместной охране границ, подписанном президентами РЮО и РФ в 2009 году, осуществляют совместно югоосетинские и российские пограничники. Это Соглашение явилось логическим продолжением совместных усилий наших стран по формированию правовой базы двусторонних отношений, начало которым было положено Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Республикой Южная Осетия от 17 сентября 2008 года.

Да, работа по демаркации грузино-осетинской границы ведется в одностороннем порядке, но не по нашей вине - мы не раз обращались к грузинской стороне с предложением о подписании соглашения о неприменении силы, однако каждый раз получали отказ. Все просто: если они не готовы дать гарантии о неприменении силы, значит, мы вынуждены самостоятельно искать решения по эффективному обеспечению своей безопасности.

Не думаю, что у кого-то могут возникнуть сомнения в том, что вопрос безопасности является краеугольным для любого государства. Для Республики Южная Осетия это особенно важно - за последнюю четверть века слишком много крови было пролито на нашей земле. Я могу сказать, что именно это и обусловило то, что в Южной Осетии ситуацию в Донбассе восприняли настолько близко. Наш народ недавно пережил войну, потому и есть такое обостренное чувство сопереживания и боли.

События на Украине еще раз показывают, что мировое сообщество переживает сложный и напряженный период трансформации архитектуры международных отношений. Я думаю, этот процесс обещает быть нелегким и небыстрым с трудно предсказуемым результатом, и вот почему: переходящие из года в год нерешенные международные проблемы, порожденные необдуманными действиями Запада, появление новых вызовов и угроз международной безопасности - все это приводит к дестабилизации сложившейся системы международных отношений. Штатные механизмы и методы международного воздействия в текущих обстоятельствах становятся малоэффективными. И сильнее оказывается тот, кто предлагает лучшее решение. Президент России Владимир Путин это четко показал в Минске.

- 18 февраля в Москве ожидается подписание соглашения о государственной границе между Россией и Республикой Южная Осетия. Можете конкретизировать, что предполагает это соглашение?

- Республика Южная Осетия и Россия начали работу по делимитации госграницы еще в 2010 году. Результатом работы сторон стал полностью согласованный и выверенный документ. Этому договору суждено занять одно из важнейших мест в российско-осетинских отношениях.

Договор о государственной границе еще раз подтверждает поступательное развитие дружественных, добрососедских и равноправных отношений суверенных государств - Республики Южная Осетия и Российской Федерации. Подписание этого документа в очередной раз подчеркнет полную абсурдность утверждений грузинских политиков и их западных покровителей о так называемой "оккупации".

Я еще раз отмечу, что Южная Осетия готова к аналогичной работе и с другим соседним государством - Грузией. Мы неоднократно, в том числе и через различные международные институты - Евросоюз, ООН, ОБСЕ, предлагали грузинской стороне приступить к совместной работе по делимитации и демаркации государственной границы. Однако Грузия продолжает игнорировать реальность и предпочитает не слышать наших предложений. Поэтому, в связи с необходимостью обеспечения безопасности своих граждан, Южная Осетия была вынуждена принять решение о проведении работ по обустройству со своей стороны государственной границы с Грузией в одностороннем порядке.

Проведена большая работа над данным соглашением, детально проработан каждый пункт документа.

- Уже два месяца обсуждается вопрос подписания договора о союзничестве и интеграции Южной Осетии с Россией, какие ожидания у Республики с подписанием договора и на какой стадии сегодня находится вопрос его подписания?

- Проект Договора о союзничестве и интеграции Республики Южная Осетия с Российской Федерацией 28 января направлен в МИД Российской Федерации и проходит внутригосударственные процедуры у российских коллег. Проект предполагает, прежде всего, формирование единого пространство обороны и безопасности. Кроме того, договор создает международно-правовую основу для повышения уровня социальных гарантий.

Я однозначно могу сказать, что военная активность НАТО в Закавказье, в частности план по созданию учебного центра НАТО в Грузии, несет угрозу стабильности в регионе в целом, и может привести к серьезным последствиям.

Мы хорошо помним военные интервенции членов Альянса, в том числе и на Ближнем Востоке, обернувшиеся не стабилизацией, во имя которой якобы осуществлялось вмешательство, а разрушением государств и властных институтов. Поэтому в условиях столь высокой активности НАТО по наращиванию военного присутствия и приближения к границам Южной Осетии и России приходится искать адекватные ответы.

Все эти вопросы будут подниматься в ходе встречи с Сергеем Лавровым в Москве, могут быть приняты и определенные решения в свете международного права.

Мы также обсудим вопросы, связанные с проектом Договора о союзничестве и интеграции. Он в настоящее время находится на согласовании российской стороны, и в ближайшее время мы сможем получить от России предложения по проекту договора.

После подписания Договора радикальных изменений в сфере сотрудничества внешнеполитических ведомств не ожидается, интеграционные процессы между странами, безусловно, продолжатся. Единственный вектор, который выбрал наш народ - это курс на сближение с Россией, сотрудничество с нашим главным партнером во всех сферах.

- Вы входите также в состав делегации Южной Осетии на женевских дискуссиях по безопасности на Кавказе. Как Вы в целом можете охарактеризовать необходимость этого переговорного процесса, и на Ваш взгляд имеет ли перспективу для подписания документ о неприменении силы с Грузией вообще. Насколько необходим этот формат переговоров республике?

- Я считаю, что формат Международных Женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Кавказе, которые проводятся под эгидой Евросоюза, ОБСЕ и ООН с участием представителей Абхазии, Грузии, России, США и Южной Осетии, несмотря на существующие проблемы, необходим и важен. Женева - это единственная площадка, где осетины, абхазы и грузины в той или иной степени могут озвучить свои позиции. Пока не будут выработаны и обеспечены прочные юридически обязывающие гарантии безопасности, пока не будет полной уверенности в том, что события августа 2008 года не повторятся, актуальность Женевских дискуссий сохраняется.

Как один небольшой пример приведу один аспект - защита прав наших граждан, тем или иным образом попавших на территорию Грузии, на данный момент представляется практически невозможной, ввиду того, что между Республикой Южная Осетия и Грузией не установлены дипломатические отношения. По сути, единственной площадкой, в рамках которой возможно осуществление мер по защите законных прав и интересов граждан РЮО в Грузии являются функционирующие в рамках Женевских дискуссий Механизмы по предотвращению и реагированию на инциденты. Этот формат встреч хорошо себя зарекомендовал, поспособствовав разрешению целого ряда проблем.

- Вы заявляли о том, что в начале 2015 года делегация Южной Осетии собирается посетить ДНР и ЛНР для установления с ними дипотношений. Когда Вы планируете посетить эти республики, и как будут развиваются отношения с ДНР и ЛНР?

- Мы внимательно наблюдали за проходящими в Минске трудными переговорами, и с волнением ждали результатов. Надеемся, что Украина соблюдет все договоренности, и кровопролитие будет остановлено. Мы с удовлетворением отмечаем факт достижения договоренностей, однако практика показывает, что зафиксированное (и гарантированное западными странами) на бумаге в случае с Украиной не всегда воплощается в жизнь.

Тем не менее, в Южной Осетии приветствуют минские договоренности, и я надеюсь, самое главное достижение этих соглашений - прекращение огня - будет необратимым. Хочу еще раз выразить нашу поддержку и солидарность ДНР и ЛНР, и заверить, что Южная Осетия, сама пройдя сложный путь становления государственности, будет всегда рядом с этими народами. Всему свое время.

- Какую работу ведет МИД по дальнейшему международному признанию Южной Осетии, и с какими трудностями вы сталкиваетесь?

- Продвижение внешнеполитических позиций, расширения круга стран, признавших независимость Республики Южная Осетия, остается одной из актуальных задач. Эта нелегкая работа, она ведется в разных направлениях. И я думаю, что, несмотря на значительные усилия грузинской дипломатии в деле противодействия признанию Республики Южная Осетия другими странами мира, этот процесс необратим. Я уверен, число стран признавших Республику Южная Осетия в качестве независимого государства будет расти. Россия с 2008 года поддерживает процесс международного признания Южной Осетии.

На этом пути нам, конечно, встречается немало трудностей, которые создают, прежде всего, грузинская сторона и ее партнеры на Западе. По этой причине мы не можем пока сообщать о конкретных результатах нашей работы - достижении различных договоренность и намерении установить дипотношения с рядом стран. Но, несмотря на это, мы уверены, что наш голос услышан.

В этом году будет отмечаться 70-летие юбилея победы в Великой Отечественной войне, это важное событие - еще один повод напомнить миру, что несет с собой "коричневая чума", которая сегодня опять дала ростки на Украине.

Мы должны напомнить о том, к чему может привести поддержка таких нежелательных элементов.

16 февраля в Испании будет открыт памятник легендарному советскому разведчику, Герою Советского Союза Хаджи-Умару Мамсурову - значимой фигуре не только в Осетии и России, но и в истории Испании.

Я, как официальный представитель Южной Осетии, приму участие в церемонии открытия памятника по приглашению организаторов.

Интервью

Глава "Ангара Секьюрити": золотая лихорадка и консолидация - настоящее и будущее рынка инфобеза
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям