ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:43

Михаил Ульянов: страдания сирийских детей волнуют Запад больше, чем гибель их сверстников в соседнем Ираке

Представитель МИДа прокомментировал дискуссию в СБ ООН по вопросу химической атаки в Сирии 4 апреля

Михаил Ульянов: страдания сирийских детей волнуют Запад больше, чем гибель их сверстников в соседнем Ираке
Михаил Ульянов
Фото: "Интерфакс"

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU - Директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями (ДНКВ) МИД РФ Михаил Ульянов прокомментировал корреспонденту "Интерфакса" Нине Яблоковой дискуссию в СБ ООН по вопросу химической атаки в Сирии 4 апреля.

- Михаил Иванович, вчера в Совете Безопасности ООН состоялись дебаты по тематике применения химического оружия в Сирии с фокусом на сообщения о трагических событиях 4 апреля в районе населенного пункта Хан-Шейхун в провинции Идлиб. Как вы оцениваете состоявшуюся дискуссию?

- По инициативе председательствующих сейчас в Совете американцев дебаты прошли в открытом режиме, под телекамеры. Это хорошо, поскольку дало возможность донести российские подходы до более широкой аудитории. Грустное впечатление, впрочем, произвел контраст между российским выступлением, которое было основано на конкретных аргументах и фактах, и заявлениями ряда западных стран, носившим подчас откровенно демагогический характер. Чего только стоит демонстрация американским постпредом душераздирающих фотографий детей, предположительно пострадавших в результате событий в Хан-Шейхуне. Такой пропагандистский прием вполне сродни демонстрации Колином Пауэлом знаменитой пробирки на заседании в СБ ООН в феврале 2003 года для обоснования необходимости военной интервенции в Ирак. Но благородный пафос американского выступления трудно принимать всерьез, учитывая, что США и их союзники совершенно равнодушно отнеслись к имевшим место несколько недель назад аналогичным событиям в иракском Мосуле, когда в результате предпринятой игиловцами химической атаки также пострадало мирное население, включая подростков. Получается, что страдания сирийских детей волнуют западные страны гораздо больше, чем гибель их сверстников в соседнем Ираке. Очевидно, что мы имеем дело с очередным примером "двойных стандартов", в основе которых лежат отнюдь не гуманитарные соображения.

- Что не устраивает Россию в американо-англо-французском проекте резолюции по этому вопросу?

- Не устраивают, в первую очередь, два момента. Во-первых, то, что еще до проведения расследования виновным в трагедии объявляется Дамаск. С точки зрения нормальной человеческой логики все должно быть наоборот – вначале следствие, затем обвинительный вердикт. Вторым серьезным изъяном представленного западной "тройкой" документа является слабость его положений, касающихся расследования. Соответствующие формулировки носят по сути ритуальный характер и предполагают сохранение существующей ныне практики, давно показавшей свою неэффективность. Сотрудники Миссии ОЗХО по установлению фактов (МУФС) и совместного механизма ОЗХО – ООН по расследованию возможных случаев применения химоружия (СМР) даже не выезжают к месту событий, не отбирают пробы грунта и медицинские пробы, не обеспечивают проведение патологоанатомических исследований и т.д. В общем не делают ничего того, что, казалось бы, необходимо сделать. Их выводы базируются преимущественно на данных, собираемых в интернете, и опросах сомнительных "свидетелей" в основном из числа оппозиционеров, причем даже не на территории Сирии, а в одной из соседних с ней стран. Веры выводам, которые зиждутся на столь зыбкой доказательной базе, нет никакой. Вместо серьезного и важного дела получается его профанация.

В нашем представлении сотрудники МУФС и СМР должны немедленно выехать к Хан-Шейхун и использовать весь имеющийся в их распоряжении арсенал методик, позволяющих установить истину. При этом все стороны в Сирии, будь то правительство или вооруженная оппозиции, обязаны обеспечить свободный и безопасный доступ следователям к месту предполагаемого инцидента и прилегающим территориям. По результатам следственные группы должны доложить в СБ ООН и ОЗХО свои выводы вместе со всей доказательной базой, на которых они основаны. Еще один принципиальный момент состоит в том, что состав инспекторов, занимающихся расследованием, должен носить подлинно интернациональный характер. Только в этом случае можно рассчитывать на беспристрастность и непредвзятость в ходе следственных действий. Говорить об этом приходится потому, что, скажем, в составе МУФС абсолютно доминируют представители натовских стран. Причем руководителями обоих сегментов, из которых эта Миссия состоит, являются британские граждане. Даже если они в самом деле блестящие профессионалы и менеджеры, это совершенно ненормально и противоречит зафиксированному в Уставе ООН принципу широкого и сбалансированного географического представительства. Конечно, такое положение нужно срочно выправлять и уж без всякого сомнения пора отказываться от негодной практики "дистанционных" расследований.

- Каков итог состоявшейся в Совете Безопасности дискуссии?

- Он пока не вполне понятен. Ясно одно - соавторы проекта отказались от намерения немедленно ставить его на голосование. Это уже хорошо. Надо полагать, работа над документом будет продолжена. Чем она завершится, мы узнаем очень скоро.

Интервью

Глава "Ангара Секьюрити": золотая лихорадка и консолидация - настоящее и будущее рынка инфобеза
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям