Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2019 года

Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 9 месяцев 2019 года

29 ноября 2019 года, Москва. — Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за девять месяцев 2019 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Показатели отчетности, в том числе сопоставимого исторического периода, приводятся с использованием нового стандарта МСФО (IFRS) 16 «Аренда».

Ключевые финансовые результаты Группы «Аэрофлот» за 9 месяцев 2019 года:

  • Выручка увеличилась на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 523 983 млн руб.;
  • Показатель EBITDA составил 141 675 млн руб.;
  • Чистая прибыль составила 20 305 млн руб.

Андрей Чиханчин, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот», прокомментировал:

«Итоги наиболее сильного третьего квартала, так называемого высокого летнего сезона, для Группы «Аэрофлот» положительные. Группа смогла обеспечить чистую прибыль в размере 29,1 млрд рублей по итогам квартала и в результате этого выйти на положительный результат девяти месяцев, который составил 20,3 млрд рублей.

Данные результаты удалось обеспечить благодаря развитию инициатив по доходам и расходам: запуск дополнительных услуг, направленных на повышение удобства наших пассажиров и строгий контроль над расходами. Наряду с простыми решениями в рамках бюджетирования и финансового контроля реализованы мероприятия, направленные на повышение внутренней эффективности, в том числе переговоры с партнерами для получения лучших финансовых условий. Удельные расходы на кресло-километр по итогам девяти месяцев и третьего квартала выросли незначительно — на 3,0%, и 1,2% соответственно.

Результаты девяти месяцев необходимо рассматривать в контексте внешних факторов, включая рыночные тренды первой половины года. 2019 год начался с сохраняющихся на высоком уровне цен на керосин и курсового давления на валютный компонент наших расходов, что определило достаточно умеренные результаты первого полугодия. 

Стоимость керосина при отсутствии резких скачков в течение 2019 года продолжила оставаться на значительно более высоких уровнях в сравнении со средними историческими значениями, что в условиях ограниченной покупательской способности пассажиров создает определенное давление на финансовые результаты. Кроме того, во втором квартале имели место дополнительные расходы на топливо в результате закрытия воздушного пространства Пакистана, что увеличило полетное время в пункты Таиланда, Вьетнама, Индии.

Сравнивая результаты летнего сезона важно учитывать, что в июне и июле базой для сопоставления является период проведения чемпионата мира по футболу, который Россия принимала в 2018 году. Повышенный спрос, прежде всего на зарубежных направлениях, увеличенная нагрузка на внутреннюю маршрутную сеть сформировали высокую базу по доходным ставкам, наращивать которую далее не представлялось возможным.

В условиях избытка емкостей в отрасли и продолжающегося роста тарифов аэропортов менеджмент продолжит строгий контроль над расходами и развитие программ дополнительной выручки.

Операционное развитие и основные производственные показатели

Показатель

3К 2019

3К 2018

Изм.

9М 2019

9М 2018

Изм.

Пассажиропоток, тыс. чел.

18 533

17 393

6,6%

46 728

42 249

10,6%

- международные перевозки

8 275

7 700

7,5%

20 957

18 759

11,7%

- внутренние перевозки

10 258

9 693

5,8%

25 771

23 490

9,7%

Пассажирооборот, млн пкм

47 340

44 441

6,5%

120 265

108 428

10,9%

- международные перевозки

26 678

24 793

7,6%

70 209

62 725

11,9%

- внутренние перевозки

20 662

19 648

5,2%

50 056

45 703

9,5%

Предельный пассажирооборот, млн ккм

53 497

49 411

8,3%

145 381

129 393

12,4%

- международные перевозки

30 762

28 219

9,0%

86 333

76 180

13,3%

- внутренние перевозки

22 734

21 192

7,3%

59 048

53 213

11,0%

Занятость кресел, %

88,5%

89,9%

(1,5 п.п.)

82,7%

83,8%

(1,1 п.п.)

- международные перевозки

86,7%

87,9%

(1,1 п.п.)

81,3%

82,3%

(1,0 п.п.)

- внутренние перевозки

90,9%

92,7%

(1,8 п.п.)

84,8%

85,9%

(1,1 п.п.)

За 9 месяцев 2019 года Группа «Аэрофлот» перевезла 46,7 млн пассажиров, что на 10,6% превышает результат аналогичного периода 2018 года.

Основные финансовые показатели

С 2019 года в связи с требованиями нового стандарта МСФО (IFRS) 16 «Аренда» Группа представила результаты первого полугодия 2018 года с учетом правил данного стандарта.

В соответствии с требованиями стандарта МСФО (IFRS) 16 обязательства по операционному лизингу были отражены в составе активов и обязательств Группы. Учитывая, что обязательства номинированы в иностранных валютах, изменение курса рубля приводит к переоценке данных обязательств, что требует отражения в финансовой отчетности эффекта от курсовых разниц. Для целей снижения волатильности от переоценок лизинга Группа применила специальные учетные правила, которые позволяют учитывать только курсовую разницу, относящуюся к отчетному периоду, а не за весь срок аренды, что является экономически обоснованным. Данные правила применяются только с 2019 года, поэтому при пересчете показателей за 9 месяцев 2018 года в прибыли Группы была отражена «бумажная» курсовая разница, приходящаяся на весь срок действия лизинговых контрактов, в связи с чем чистый убыток по 9 месяцам 2018 года составил 17 382 млн руб. В случае, если бы указанные правила учета применялись с начала 2018 года, то прибыль за период составила бы 24 941 млн руб.

Млн руб., если не указано иное

3К 2019

3К 2018

Изм.

9М 2019

9М 2018

Изм.

Выручка

212 543

200 523

6,0%

523 983

466 345

12,4%

EBITDA

73 379

73 727

(0,5%)

141 675

132 741

6,7%

Рентабельность EBITDA

34,5%

36,8%

(2,3 п.п.)

27,0%

28,5%

(1,5 п.п.)

Операционная прибыль

47 077

49 514

(4,9%)

61 695

66 967

(7,9%)

Рентабельность по ОП

22,1%

24,7%

(2,6 п.п.)

11,8%

14,4%

(2,6 п.п.)

Прибыль / (убыток)

29 089

12 997

2,2х

20 305

(17 382)

«Бумажный» эффект от переоценки обязательств по операционной аренде ВС

(14 825)

(42 323)

Cкорректированная прибыль

27 822

24 941

Выручка

Млн руб., если не указано иное

3К 2019

3К 2018

Изм.

9М 2019

9М 2018

Изм.

Выручка от пассажирских перевозок

190 323

177 622

7,2%

462 034

409 974

12,7%

в т.ч. регулярные перевозки

176 460

163 439

8,0%

431 181

379 408

13,6%

чартерные перевозки

13 863

14 183

(2,3%)

30 853

30 566

0,9%

Выручка от грузовых перевозок

4 881

4 661

4,7%

13 613

12 839

6,0%

Прочая выручка

17 339

18 240

(4,9%)

48 336

43 532

11,0%

Выручка итого

212 543

200 523

6,0%

523 983

466 345

12,4%

Выручка Группы «Аэрофлот» за 9 месяцев 2019 года увеличилась на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составила 523 983 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 431 181 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока и дополнительным влиянием роста доходных ставок. Выручка от чартерных перевозок увеличилась на 0,9%, до 30 853 млн руб.

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 6,0%, до 13 613 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 4,6%.

Прочая выручка увеличилась на 11,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 48 336 млн руб., что в том числе обусловлено ростом доходов по соглашениям с авиакомпаниями, номинированных в иностранных валютах, и ростом доходов по программе премирования пассажиров.

Переход на МСФО (IFRS) 16

С января 2019 года в учетную политику Группы по учету договоров аренды были внесены изменения для приведения ее в соответствие с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», который заменяет положения МСФО (IAS) 17 «Аренда» и интерпретаций, относящихся к договорам аренды.

Новый стандарт определяет принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации в отчетности в отношении операций аренды. Согласно стандарту, Группа признает в финансовой отчетности активы и обязательства в отношении всех договоров аренды со сроком действия более 12 месяцев, за исключением случаев, когда стоимость объекта аренды является незначительной, и учитывает амортизацию признанного актива в форме права пользования объектами аренды и проценты по арендным обязательствам в составе прибылей или убытков периода.

При переходе на новый стандарт Группа приняла решение применять полный ретроспективный подход для пересчета сравнительных показателей каждого отчетного периода. Активы в форме права пользования объектов аренды и соответствующие им обязательства и финансовые активы были оценены при переходе так, как если бы новые правила применялись всегда. Таким образом, сравнительные показатели консолидированного отчета о финансовом положении, консолидированных отчетов о прибылях и убытках, о совокупном доходе и о движении денежных средств были пересчитаны в соответствии с принципами МСФО (IFRS) 16.

Значительная часть договоров аренды воздушных судов заключены Группой в долларах США. В связи с признанием обязательств по аренде в отношении договоров операционной аренды воздушных судов при переходе на МСФО (IFRS) 16, Группа обновила подход к оценке эффективности хеджирования и определила в качестве объекта хеджирования будущую высоковероятную выручку равную по сумме денежным потокам по договорам аренды воздушных судов на дисконтированной основе. Данное изменение имеет перспективный эффект с 1 января 2019 года.

Операционные расходы

Млн руб., если не указано иное

3К 2019

3К 2018

Изм.

9М 2019

9М 2018

Изм.

Обслуживание воздушных судов и пассажиров

35 728

31 648

12,9%

96 893

80 281

20,7%

Амортизация и таможенные пошлины

26 302

24 213

8,6%

79 980

65 774

21,6%

Расходы на оплату труда

22 065

19 548

12,9%

66 859

60 846

9,9%

Техническое обслуживание воздушных судов

9 955

6 457

54,2%

23 942

16 558

44,6%

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

8 278

6 766

22,3%

22 481

19 858

13,2%

Аренда

2 449

1 508

62,4%

5 758

4 232

36,1%

Прочие расходы

7 828

6 789

15,3%

20 806

19 864

4,7%

Операционные расходы за исключением авиационного топлива

112 605

96 929

16,2%

316 719

267 413

18,4%

Расходы на авиационное топливо

52 861

54 080

(2,3%)

145 569

131 965

10,3%

Операционные расходы итого

165 466

151 009

9,6%

462 288

399 378

15,8%

Операционные расходы за 9 месяцев 2019 года увеличились на 15,8% и составили 462 288 млн руб., что преимущественно связано с ростом объема операций, в частности выставленные емкости увеличились на 12,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Расходы на авиационное топливо увеличились на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 145 569 млн руб. Рост расходов обусловлен преимущественно операционным развитием Группы и увеличением провозных емкостей.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 316 719 млн руб.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 96 893 млн руб., увеличившись на 20,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном за счет роста объемов перевозок и увеличения аэропортовых сборов в российских аэропортах.

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 21,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 79 980 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен увеличением парка воздушных судов Группы в течение 12 месяцев. Расходы на амортизацию после внедрения стандарта МСФО (IFRS) 16 становятся одной из наиболее значимых статей операционных расходов в связи с учетом всех воздушных судов на балансе.

Расходы на оплату труда увеличились на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 66 859 млн руб., что объясняется прежде всего ростом численности летного состава на фоне развития операционной деятельности.

Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 44,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 23 942 млн руб, что в основном связано с увеличением объемов работ по техническому обслуживанию в связи с ростом налета часов, девальвацией рубля, а также расходами на поддержание качества продукта.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 22 481 млн руб., что связано в основном с ростом бизнеса. Группа продолжает строгий контроль над непроизводственными расходами.

Расходы по аренде составили 5 758 млн руб. и включают расходы по краткосрочной аренде, переменным арендным платежам и аренде объектов с низкой стоимостью, которые в соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 16 не признаются в качестве обязательств и активов Группы на балансе. 

Прочие расходы увеличились на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 20 806 млн руб.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 141 675 млн руб., рентабельность по EBITDA — 27,0%.

Неоперационные прибыли и убытки

Млн руб., если не указано иное

3К 2019

3К 2018

Изм.

9М 2019

9М 2018

Изм.

Операционная прибыль

47 077

49 514

(4,9%)

61 695

66 967

(7,9%)

(Убыток) / прибыль от инвестиций, нетто

211

(110)

358

(3)

Финансовые доходы

1 934

1 790

8,0%

5 180

4 917

5,3%

Финансовые расходы

(14 295)

(32 362)

(55,8%)

(41 531)

(86 931)

(52,2%)

Реализация результата хеджирования

(965)

(1 941)

(50,3%)

(2 302)

(4 925)

(53,3%)

Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий

129

136

(5,1%)

225

179

25,7%

Финансовые доходы за 9 месяцев 2019 года увеличились на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 5 180 млн руб.

Финансовые расходы снизились на 52,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 41 531 млн руб., что в основном связано с тем, что в 2018 году не применялось хеджирование выручки валютными обязательствами по отношению к обязательствам по лизингу, ранее классифицированному как операционному. Таким образом, «бумажная» курсовая переоценка всей суммы обязательств по операционной аренде была отражена в финансовых расходах вследствие роста курса доллара США на 13,9% с начала 2018 года по 30 сентября 2018 года.

В результате действия вышеуказанных факторов чистая прибыль Группы «Аэрофлот» за 9 месяцев 2019 года составила 20 305 млн руб.

Долговая нагрузка

Млн руб., если не указано иное

30.09.2019

31.12.2018

Изменение

Кредиты и займы

3 327

3 486

(4,6%)

Обязательства по аренде

593 447

655 931

(9,5%)

Пенсионные обязательства

928

908

2,2%

Общий долг

597 702

660 325

(9,5%)

Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции

30 314

30 148

0,6%

Чистый долг

567 388

630 177

(10,0%)

В результате изменений в учетной политике, связанных с вступлением в силу стандарта МСФО (IFRS) 16, обязательства по аренде увеличились в основном на приведенную сумму обязательств по договорам аренды, ранее классифицированным как договоры операционного лизинга. Ранее будущие платежи по данным договорам не классифицировались в качестве обязательств и не отражались в бухгалтерском балансе, при этом текущие платежи по договорам, относимым к соответствующему периоду, учитывались в составе отчета о прибылях и убытках. Таким образом, изменение объема долга по стандарту МСФО (IFRS) 16 против ранее использованного подхода является учетным («бумажным») изменением, не связанным с реальным увеличением обязательств Компании или изменением ее финансового положения. Бизнес-модель Группы и ее договорные обязательства не претерпели изменений.

Общий долг, отраженный на балансе Группы в соответствии с МСФО (IFRS) 16, по состоянию на 30 сентября 2019 года снизился на 9,5% по сравнению с показателем на 31 декабря 2018 года и составил 597 702 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано преимущественно с переоценкой обязательств по аренде вследствие укрепления курса рубля к доллару США на 30 сентября 2019 года по сравнению с 31 декабря 2018 года, а также с погашением обязательств в соответствии с графиком платежей.

Контакты для инвесторов:

Аэрофлот

Отдел по связям с инвесторами

+7 (495) 258-06-86

ir@aeroflot.ru

ПРЕСС-РЕЛИЗ. Материал публикуется на коммерческих условиях.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.
Товары и услуги подлежат обязательной сертификации

Пресс-релизы

Фотогалереи

Фотохроника 5 декабря
10

Фотохроника 5 декабря

Фотохроника 4 декабря
8

Фотохроника 4 декабря

Снос киноцентра "Соловей" в Москве
6

Снос киноцентра "Соловей" в Москве

Обрушение дома под Белгородом
7

Обрушение дома под Белгородом

Самые туристические города мира
8

Самые туристические города мира

Фотохроника 3 декабря
7

Фотохроника 3 декабря

Фотохроника 2 декабря
7

Фотохроника 2 декабря

Фотохроника 29 ноября
7

Фотохроника 29 ноября

В Благовещенске достроили мост через Амур в Китай
6

В Благовещенске достроили мост через Амур в Китай

Прощание с президентом СПбГУ Людмилой Вербицкой
7

Прощание с президентом СПбГУ Людмилой Вербицкой

American Music Awards
13

American Music Awards

Стрельба в благовещенском колледже
6

Стрельба в благовещенском колледже

Обвиняемый в убийстве аспирантки доцент СПбГУ Олег Соколов в суде
5

Обвиняемый в убийстве аспирантки доцент СПбГУ Олег Соколов в суде

Марш на Красной площади в честь парада 1941 года
15

Марш на Красной площади в честь парада 1941 года

Известные футболисты - сыновья звездных игроков
9

Известные футболисты - сыновья звездных игроков

Прощание c космонавтом Алексеем Леоновым
12

Прощание c космонавтом Алексеем Леоновым

Кабаре "Мулен Руж" исполнилось 130 лет
12

Кабаре "Мулен Руж" исполнилось 130 лет

Comic Con Russia
14

Comic Con Russia

Самая большая школа в России
13

Самая большая школа в России

Церемония вручения "Эмми"
12

Церемония вручения "Эмми"

Пикеты в поддержку актера Павла Устинова
7

Пикеты в поддержку актера Павла Устинова

Гости Венецианского кинофестиваля
12

Гости Венецианского кинофестиваля

MTV Video Music Awards 2019
11

MTV Video Music Awards 2019

Чемпионат мира по водным видам спорта
12

Чемпионат мира по водным видам спорта

Исторический рубеж "Формулы-1"
12

Исторический рубеж "Формулы-1"

Павел Мамаев сыграл в футбол в СИЗО
6

Павел Мамаев сыграл в футбол в СИЗО

Фанаты ЦСКА пострадали в аварии на эскалаторе в Риме
6

Фанаты ЦСКА пострадали в аварии на эскалаторе в Риме

Франция празднует победу сборной на ЧМ-2018
12

Франция празднует победу сборной на ЧМ-2018

Кто не должен был оказаться в "кремлевском списке"
6

Кто не должен был оказаться в "кремлевском списке"

Самые богатые спортсмены всех времен
10

Самые богатые спортсмены всех времен

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис
10

Forbes назвал самых высокооплачиваемых актрис

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes
10

Рейтинг российских музыкантов по версии Forbes

МАКС-2017
18

МАКС-2017

Первый полет МС-21
7

Первый полет МС-21

Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код